Интеллектуальная игра-викторина "Философский лабиринт"

Разделы: Внеклассная работа


(Презентация. Слайд 1)

Цели и задачи игры:

1. Обобщение знаний и расширение кругозора учащихся по курсу “обществознание”;
2. Формирование устойчивого интереса и мотивации к изучению предмета;
3. Формирование умений делать осознанный выбор при принятии решений;
4. Развитие умений и навыков сотрудничества в команде;
5. Развитие творческих способностей учащихся.

Ожидаемые результаты:

– освоение учащимися навыков коллективного творческого труда;
– усвоение терминологического материала, необходимого для подготовки к ЕГЭ;

Подготовительная работа:

– украшение зала изречениями философов о познании, учении, мире, добродетелях;
– создание презентации;
– формирование двух команд из числа учащихся 10-х классов;
– вести игру может специально подготовленный ведущий или учитель.

Оборудование:

– мультимедийный проектор, электронная доска, ноутбук;
– листы А4 , фломастеры;
– презентация к игре;
– бейджики с названиями команд;
– оценочные листы для жюри.

Форма мероприятия: игра– викторина.

План игры– викторины:

1. Приветствие команд. Представление жюри. Объявление правил игры.
2. Конкурс “Люди Мира”.
3. Конкурс “Символы”.
4. Конкурс “Экономическое чудо”.
5. Конкурс “Великие трансформации”.
6. Конкурс “Философские шары”.

1) Вступительное слово учителя.

Представление команд.

Представление жюри.

Пояснения к игре:

– Команды начинают игру по жребию.
– На решение задания командам даётся 1 минута.
– Если команда не смогла дать ответ, то ответ может дать команда – противник.

2) Игра:

Конкурс “Люди Мира”. (Слайд 2)

Задание командам:

По представленным описаниям деятельности великих гуманистов, определить имя человека эпохи (1 балл) и ответить на вопрос, касающийся его деятельности (1 балл).

1. (Слайд 3)

– Этого философа и политического деятеля британцы назвали человеком тысячелетия. Его учение стало основой антивоенного мировоззрения Джона Леннона.
– Он написал два письма Гитлеру, в которых убеждал фюрера не начинать войну.
– В 2007 году ООН учредила Международный день ненасилия, отмечаемый в день рождения этого человека.
– Президенту России Владимиру Путину был вопрос немецким журналистом: “Господин Президент, бывший федеральный канцлер Герхард Шрёдер назвал вас “демократом чистой воды””. Считаете ли вы себя таковым?
– Являюсь ли я демократом чистой воды? Конечно, я абсолютный и чистый демократ. Но вы знаете, в чём беда? Даже не беда, трагедия настоящая. В том, что я такой один, других таких в мире просто нет … . После смерти … поговорить не с кем.
– При жизни этого философа называли “великая душа”.

Вопросы:

Назовите имя этого философа.

Когда отмечается Международный день ненасилия?

(Ответ: Мохандас Карамчанд Ганди (2 октября 1869 – 30 января 1948).)

2. (Слайд 4)

– 25 июня 1859 этот человек увидел результат битвы при Сольферино – 40 тысяч убитых и раненых. Он не смог пройти мимо, оказывал, как мог, помощь страдающим людям, организовывал отряды добровольцев по оказанию помощи раненым.
– Он основал крупнейшую международную организацию помощи раненым;
– Его призыв “Tutti Fratelli” (“Все мы братья”) стал в дальнейшем девизом системы помощи;
– Он первый предложил солдатские медальоны для опознания тяжелораненых и убитых;
– Он стал первым лауреатом Нобелевской премии мира и умер в нищете;

Вопросы:

Назовите имя этого человека.

Как называется международная организация, созданная им?

(Ответ: Анри Дюнан (1828–1910) – основатель “Красного Креста”.)

3. (Слайд 5)

– Эта женщина стала руководителем ордена Милосердия (4000 миссионеров работают сегодня в 610представительствах в 123 странах мира);
– Её деятельность была направлена создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания;
– В 1979 году ей присуждена Нобелевская премия мира “За деятельность и помощь страждущему человеку”

Вопросы:

– Назовите имя великой гуманистки 20 века.
– В какой стране она основала орден Милосердия?

(Ответ: Мать Тереза Калькуттская (1910–1997).)

4. (Слайд 6)

– Он вел борьбу против апартеида – политики расовой дискриминации на протяжении сорока с лишним лет.
– Он стал ярким представителем движения сопротивления, выступающим за равноправие черных и белых, за что был осужден правящей партией и получил пожизненный срок.
– Он провел за решеткой 27 лет, после освобождения в 1990 году с новой силой взялся за вопрос установления равноправия. В 1994 году он добился победы на выборах и возглавил государство, став первым темнокожим президентом на юге африканского континента.
– Он является символом борьбы за права человека, лидером освобожденной нации, принявшим десятки законов, впервые утвердивших справедливые права и обязанности граждан южноафриканского государства. 

Вопросы:

– Назовите имя борца против апартеида.
– В какой стране мира он был президентом?

(Ответ: Нельсон Мандела (1918–2013).)

5. (Слайд 7)

– Этот советский учёный 20 столетия был создателем водородной бомбы, диссидентом и правозащитником;
– Лауреат Нобелевской премии мира 1975 года;
– Основатель “Московского Комитета прав человека”;
– Он боролся за вывод советских войск из Афганистана за отмену смертной казни в СССР и во всём мире;

Вопросы:

– Назовите имя этого учёного.
– В 1974 году он сделал научное предсказание– “создание в будущем ВИС”.
– Расшифруйте это предсказание, как оно звучит сегодня?

(Ответ: Андрей Дмитриевич Сахаров (1921–1989).)

6. (Слайд 8)

– Он был лидером Движения за гражданские права чернокожих в США;
– Он боролся против дискриминации, сегрегации и расизма;
– Выступал против агрессии США во Вьетнаме;
– В 1964 году ему была присуждена Нобелевская премия мира; за свои убеждения и деятельность он был убит расистами.

Вопросы:

– Назовите имя борца против дискриминации афро– американцев в США,
– Какой метод борьбы был главным в достижении целей у этого человека? Как он связан с именем М. Ганди и Л. Толстого?

(Ответ: Мартин Лютер Кинг (1929–1968).)

Конкурс “Символы”. (Слайд 9)

Задание:

Команды должны определить название символа (1 балл) и его значение (1 балл).

1. (Слайд 10)

Чаша Гигеи. 

Приобрела широкую известность как международный символ фармацевтики. В греческой мифологии Гигея была дочерью и помощницей Асклепия, бога медицины и целительства. Классическое изображение символа содержит чашу, наполненную лекарственным зельем, и склонившегося над ней змея мудрости (или попечительства).

2. (Слайд 11)

Пентада.

Самый популярный символ пифагорейцев (они использовали его для идентификации друг друга). Пентада – это пятиконечная звезда, которая подразумевала и другие понятия. Она олицетворяла собой неуязвимость, силу и жизненную энергию. Греческий философ Никомах Герасский, изучавший пентаду и ее связь с Пифагором, говорил, что “Справедливость – это пятерка”.

3. (Слайд 12)

“Звезда Давида”.

Этот символ шестиконечной звезды образуется двумя равнобедренными треугольниками. Называется “Звезда Давида”. Шестиконечная звезда с 19 века является популярным символом еврейской идентичности, оккультизма, индуизма и ислама. “Звезда Давида” изображена на флаге государства Израиль. Она также используется в математике для обозначения системы в корне типа G2.

4. (Слайд 13)

Дракон. В мифологии дракон играет роль чудовища и часто связан с другими животными, например, со львами, а также со змеями, ящерицами и птицами. Но он отличается от других животных тем, что умеет изрыгать огонь. Жители средневековой Европы считали дракона, скорее, воплощением зла и опасности. В Библии дракон олицетворяет Сатану. Но на Востоке дракона называют источником власти и силы для противостояния нечисти.

5. (Слайд 14)

Круг.

Общеизвестные значения круга – это единство, бесконечность и целостность. Но также этот символ подразумевает силу, символизирует решительность или дух.

6. (Слайд 15)

Лев.

В древние времена лев символизировал власть. Также он служил воплощением храбрости и свирепости, свойственных так называемому царю зверей. По традиции лев изображался на флагах, геральдических щитах и знаменах Средней Европы.

7. (Слайд 16)

Браслет. Такие браслеты плетутся или ткутся из разноцветных шелковых нитей или шнурков. Они были придуманы американскими индейцами, их дарили в знак дружбы. Если вам подарили такой браслет, то вы должны носить его, пока нити не износятся или не порвутся. Надевая браслет, вы отдаете должное стараниям, которые ваш друг приложил для его изготовления. Если же вы снимете браслет, это будет означать, что дружба прекратилась.

8. (Слайд 17)

Свастика.

Представляет собой равносторонний крест с лучами, согнутыми под прямым углом. Задолго до рождения Адольфа Гитлера свастика уже использовалась в индоевропейской культуре эпохи неолита как символ удачи и счастья. Креста в древнем индуизме подразумевал честность, истину, чистоту и стабильность. Четыре угла свастики символизируют четыре направления или четыре Веды. Свастика осталась одним из священных символов индуизма и буддизма.
Но многие из нас считают свастику страшным символом, потому что она служила личной эмблемой Гитлера, инициировавшего убийства миллионов евреев и ужасную войну, жертвами которой стали десятки миллионов людей со всего мира.

9. (Слайд 18)

Колесо дхармы (Колесо Будды).

Это колесо служит олицетворением самого Будды, а также общепринятым символом буддизма. Колесо дхармы имеет восемь спиц, что напоминает восемь этапов благородного пути Будды.

10. (Слайд 19)

Распятие (крест) – символ христианства. На кресте Иисус Христос принял мученическую смерть.

11. (Слайд 20)

Символы “инь” и “янь” в китайской философии служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого. Они символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, холода и жары, положительного и отрицательного. Это первопричины движения, постоянной изменчивости.

12. (Слайд 21)

Символ ислама. Символ заимствован у византийцев. Предки Александра Македонского осаждали город Византий. Но жители умудрились дать отпор в одну из ночей. Эта победа совпала с появлением зари. Добрая память о событии была увековечена в символе, перешла по наследству к цезарям, императорам, а затем к завоевателям – арабам.

Конкурс “Экономическое чудо”.

(Конкурс проводится в форме аукциона, первоначальная цена лота равна одному баллу, максимальная цена – 5 баллов.)

Это “экономическое чудо”…:

1….способствовало превращению обезьяны в человека. Ответ: труд,

2….повсеместно сделало обмен эквивалентным. Ответ: деньги.

3….является самым древнейшим двигателем прогресса. Ответ: торговля.

4….есть источник жизни рыночной экономики. Ответ: конкуренция.

5…. создал на необитаемом острове Робинзон Крузо, и это помогло ему выжить. Ответ: натуральное хозяйство.

6….заставляет стремиться к нему все государства мира, чтобы обеспечить высокий уровень жизни своих граждан. Ответ: богатство.

Конкурс “Великие трансформации”.

(Командам раздаются листы А4, на которых написаны определения Трансформаций (революций). Команды на обратной стороне листа должны написать название революции, определить последовательность и, взяв листочки в руки, выстроиться лицом к жюри. Жюри учитывает время решения задания (1 балл) и правильность ответа команды (6 баллов), логическая последовательность – 6 баллов.)

Антропная трансформация (революция) – рубеж в эволюции гоминид, когда люди действительно стали людьми.

Аграрная или неолитическая трансформация (революция) – революция, в результате которой люди перешли к активному обеспечению себя средствами существования через их производство, т.е. к земледелию.

Городская революция – привела к образованию городов и цивилизаций.

Осевая революция – трансформация в духовной сфере, результатом которой было зарождение философии и мировых религий.

Промышленная революция – переход к промышленному производству, замена ручного труда машинами.

Научная революция – радикальное изменение процесса и содержания научного познания, переход к новой научной картине мира, к новым материальным средствам наблюдения и экспериментирования, с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации знания.

Информационная революция – радикальное изменение в XX веке инструментальной основы, способов передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения.

Ответ: Антропная революция – Неолитическая (аграрная) – Городская – Осевая – Промышленная – Научная – Информационная.

Конкурс “Философские шары”.

(Листы с заданиями привязываются к воздушным шарам. По очереди, игроки команд берут шар с заданием, и определяют вид философского учения. Побеждает та команда, которая сможет собрать больше шариков, чем другая.)

Задание: Перед вами шарик, которые символизируют разные философские учения. Определите их по тому описанию, которое содержится в прикреплённом к шарам листочке:

– учение о бытии (онтология);
– учение о морали (этика);
– учение о познании (гносеология);
– учение о законах и формах мыслительной деятельности (логика);
– учение о прекрасном (эстетика);
– учение о будущем (футурология);
– учение о Боге (теология);
– учение о ценностях человеческого общества (аксиология) и т.д.

Подведение итогов интеллектуальной игры: определение команды – победителя и лучшего игрока. Награждение грамотами.

Литература

  1. Андреев Н. Жизнь Сахарова. – М., 2013.
  2. БСЭ.
  3. Буассье Пьер. Анри Дюнан. – Преподавание истории в школе. №3, 1997 г.
  4. Википедия (взяты иллюстрации).
  5. Жордис К. Махатма Ганди. – М.: Молодая Гвардия, 2013.
  6. Китай. История, культура, искусство. Иллюстрированная энциклопедия,2008 г.
  7. Роменская Т. Исцеление любовью. – Журнал “Человек без границ” №3 “2008 г.
  8. Словарь по обществознанию. Под ред.Ю.Ю. Петрунина.– М., 2011.
  9. 100 человек, которые изменили ход истории. – М., 2009 г.
  10. Тетёкин В.Н. Нельсон Мандела: легенда и человек. Газета “Правда”, 13.12.2013.
  11. Энциклопедия символов. Москва, 2007.