Обобщающий урок химии "Неметаллы и их соединения"

Разделы: Химия


Задачи урока:

  • обучающие: обобщить знания  свойств неметаллов и их соединений, знание качественных реакций, закрепить умения составлять уравнения реакций в ионной и молекулярной форме, определять окислительно-восстановительные реакции и составлять для них электронный баланс; повышать интеллект учащихся, формировать умения систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках химии.
  • развивающие: развивать общеучебные умения и навыки (работы с учебником, обобщать), умение использовать свои знания для решения практических задач, навыки обращения с лабораторным оборудованием, умение работать в коллективе, где развиваются чувства доброжелательности и товарищества;
  • воспитательные: формировать условия для развития материалистического мировоззрения, формировать у учащихся чув­ство ответственности за выполненную работу.

Ход урока

I. Проверка д/з.

1) Проверяем цепочки С1 («Тематические тесты для подготовки к ГИА» с. 250 тест 2 задание 8.9).

2) Задача  С2 (с.264 тест 6 зад.8).

3) Читаем уравнения (по свойствам неметаллов и их соединений) в тетради (возможна проверка на доске).

4) Задания из части С3 проверяем позже.

II. Неметаллы – атомы химических элементов: работа с периодической  системой химических элементов Д.И.Менделеева.

Вопросы:

– Где в псхэ расположены х.э. неметаллы

– Как изменяются неметаллические и окислительные св-ва атомов по периодам и главным подгруппам с увеличением порядкового номера х.э.?

– Как изменяется кислотный характер оксидов и гидроксидов атомов по периодам и главным подгруппам с увеличением порядкового номера х.э.?

– Составьте формулу   высшего оксида х.э. с Z №16.

– Составьте формулу несолеобразующего оксида х.э. с Z №7.

– Составьте формулу высшего гидроксида х.э. с Z №14.

– Сравните характер высших оксидов х.э. с и  Z №7 и Z №15, Z №6 и Z №7.

– Определите характер водного раствора ЛВС х.э. с Z №15.

III. Неметаллы – простые вещества.

Вопросы: 

– Что такое аллотропия?

– Для каких х.э. это характерно?

– Перечислите известные аллотропные видоизменения неметаллов.

– Каков вид химической связи в простых веществах-неметаллах?

IV. Химические свойства неметаллов.

– Какие неметаллы проявляют только окислительные свойства?

– Определите в предложенных реакциях окислительно-восстановительные свойства неметаллов.

– Допишите уравнения реакций: к доске вызываются учащиеся, которые дописывают уравнения химических реакций.

– Выберите, с какими из веществ  будет реагировать углерод: кислород. кальций, соляная кислота, гидроксид магния, углекислый газ, кремнезём,  концентрированная азотная кислота, хлорид калия, оксид железа (III).

V. Мыслительный эксперимент-1 («А я опыты люблю!»)

Проверяем «мыслительный» эксперимент из домашнего задания (С.268 тест 1 задания 8, 9)

В трёх пронумерованных пробирках находятся растворы: хлорида натрия, нитрата натрия. сульфата натрия. Предложите способ определения этих солей. Какие реактивы для этого понадобятся? Запишите необходимые уравнения в молекулярном и ионном виде.

Мыслительный эксперимент-2 («Думай, соотноси, записывай»):

Сульфид цинка разделили на две части. Одну часть сожгли, вторую обработали избытком раствора соляной кислоты. Полученные при реакциях газы соединили и нагрели. Получив просто вещество жёлтого цвета. Напишите уравнения описанных реакций.

Немного из истории: Семен Исаакович Вольфкович (1896 – 1980) в одной из лабораторий Московского университета на Моховой получал это вещество в электрической печи при электротермической возгонке фосфоритов. Когда он поздно возвращался домой по почти не освещенным в то время улицам Москвы, его одежда излучала голубоватое свечение, а из-под ботинок высекались искры. Вскоре среди жителей Моховой улицы стали передаваться рассказы о «светящемся монахе». Назовите вещество, которое получал Вольфкович.

VI. Обобщающий тест.

Вариант 1

1. Заряд ядра атома химического элемента, расположенного во 2-ом периоде, 4А группе равен:

1) +4           2) +12                3) +8          4) +6

2. Металлические свойства магния выражены сильнее, чем металлические свойства:

1) кальция              2) бериллия             3) калия             4) бария

3. Такой же вид химической связи, как и в молекуле HBr, характерен для:

1) KCl             2) PCl3            3) Cl2            4) CaCl2

4. Минимальную степень окисления азот проявляет в соединении:

1) N2O3               2) NO            3) NH4Cl            4) NaNO2

5. Водород  реагирует с:

1) медью        2) оксидом меди(II)           3) сульфатом меди(II)        4) гидроксидом меди(II)

6. Оксид кальция реагирует с:

1) K2O        2) SO2                3) N2O                   4) MgO

7. Какие вещества из приведенных ниже образуется при взаимодействии оксида меди (II) с соляной кислотой:

А) Cl2                              Г) Сu

Б) H2O                            Д) Cu(OH)2

В) CuCl2

Выберите ответ с набором букв, которые соответствуют образующимся веществам.

1) АГ                   2) БГ                3) БВ                 4) АД

Вариант 2

1.Число электронов во внешнем электронном слое атома, ядро которого содержит 12 протонов, равно:

1) 4           2) 6              3) 8             4) 2

2. Неметаллические свойства простых веществ усиливаются в ряду:

1) фосфор → кремний → алюминий

2) фтор → хлор → бром

3) селен → сера → кислород

4) азот → фосфор → мышьяк

3. Степень окисления +3 азот проявляет в каждом из двух соединений:

1) NH4Cl и N2O3                    3) HNO3 и N2

2) NaNO2 и NF3                     4) HNO2 и NH3

4. Карбонат кальция и оксид калия являются соответственно:

1) простым и сложным веществами

2) простыми веществами

3) сложным и простым веществами

4) сложными веществами

5. Медь реагирует с раствором:

1) AgNO3            2) Al2(SO4)3             3) FeSO4               4) NaOH

6. Оксид серы(IV) реагирует с:

1) оксидом кремния                        3) гидроксидом натрия

2) сульфатом бария                         4) медью

7. Какие вещества из приведенных ниже образуются при взаимодействии нитрата серебра с соляной кислотой?

А) Сl2                           В) Ag                               Д) AgCl

Б) Cu(NO3)2                 Г) HNO3

Выберите ответ с набором букв, которые соответствуют образующимся веществам.

1) ВД                2) БВ               3) ГД                  4) АГ

VII. Подведение итогов, выставление оценок.

VIII. Д/з

«Тематические тесты для подготовки к ГИА» с.251 С1 тест 3–7, 8; с.264 С2 тест 6 – зад.5; С3 с.269 тест 1–15. тест 2–1.

К уроку прилагается презентация (Приложение 1).