Система уроков обобщающего повторения по теме "Показательная и логарифмическая функции" как форма подготовки к ЕГЭ по математике

Разделы: Математика


Основная цель

  • Формирование представлений о показательной и логарифмической функциях, их графиках и свойствах.
  • Овладение умением понимать и читать свойства и графики логарифмической функции, решать логарифмические уравнения и неравенства.
  • Овладение умением понимать и читать свойства и графики показательной функции, решать показательные уравнения и неравенства.
  • Создание условий для развития умения применять функционально-графические представления для описания и анализа закономерностей, существующих в окружающем мире и в смежных предметах.

Учебная цель

  • Формирование представлений о различных типах тестовых заданий, которые включаются в ЕГЭ по математике.
  • Овладение навыками и умениями решения заданий разного уровня: тестовых заданий с выбором ответа и качественных тестовых заданий с числовым ответом.
  • Развить творческие способности применения знаний и умений в решении вариантов ЕГЭ по математике.

В результате изучения данной темы:

  • У учащихся формируются ключевые компетенции - способность самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем – умением мотивировано отказываться от образца, искать оригинальные решения.
  • Учащихся демонстрируют: знания о понятии логарифма, об его свойствах, о функции, ее свойствах и графике, о решении простейших логарифмических уравнениях и неравенствах. Могут выполнять и оформлять тестовые задания, подбор аргументов для обоснования найденной ошибки.
  • Учащиеся могут свободно пользоваться знанием о понятии логарифма, об его свойствах, о функции, ее свойствах и графике, о решении логарифм. уравнений и неравенств повышенной сложности. Могут рассуждать и обобщать, вести диалог, выступать с решением проблемы, аргументировано отвечать на вопросы собеседников.

Примечание: При изучении каждой темы раздела “Показательная и логарифмическая функции” по всему школьному материалу, учащиеся собирают исторический материал, иллюстрации и интересные задачи по этой теме, которые они могут в дальнейшем использовать на зачете.

Урок 1. Зачет по теме “Показательная и логарифмическая функции”

Урок 2. Зачет по теме “Показательная и логарифмическая функции”

Урок 3. Контрольная работа

Прочное усвоение знаний является главной задачей процесса обучения, это очень сложный процесс. В него входят восприятие учебного материала, его запоминание и осмысливание, а также возможность использования этих знаний в различных условиях.

Преподавание математики не может стоять на должном уровне, а знания учащихся не будут достаточно полными и прочными, если в работе учителя отсутствует система повторительно-обобщающих уроков.

Это объясняется психологическими особенностями процесса познания и свойств памяти. Только постоянное в определенной системе осуществляемое включение новых знаний в систему прежних знаний может обеспечить достаточно высокое качество усвоения предмета. Только через повторение можно приходить к логическим выводам. Без повторения невозможно, раскрыть сущность вещей и явлений, их развитие.

Обобщающее повторение математики необходимо как для учащихся с целью углубления, упрочнены и систематизации своих знания, так и для самого учителя в чётности совершенствование методов обучения и поднятия эффективности своей работы.

Повторение математики должно систематически проводиться на уроках, органически сочетаясь с основным содержанием урока. При сообщении нового материала одновременно надо повторять ранее изучаемый материал. Учащиеся должны чувствовать потребность в повторении. Это достигается тем, что при изучении нового материала учитель сравнивает его, сопоставляет со старым, устанавливает аналогии между ними, проводит обобщение, углубление и систематизацию.

Для повышения интереса и активности, учащихся при повторении необходимо применять различные приемы и методы работы, разнообразить повторяемый материал, старый материал рассмотреть с новых точек зрения, устанавливать все новые и новые логические связи, стимулировать самостоятельную работу учащихся. Только таким путём можно устранить то противоречие, которое возникает, с одной стороны, ввиду отсутствия желания у части учащихся повторять то, что ими усвоено однажды, а с другой в силу необходимости повторять с целью углубления, обобщения и систематизации ранее изученного материала.

Необходима хорошо продуманная теоретическая и практически обоснованная система обобщающего повторения, которая должна обеспечить высокое качество и прочность знаний учащихся. Только в этом случае преподаватель достигает тех целей, которые он преследует повторением. Необходимо тщательно проанализировать теорию и практику повторения с целью установления положительных и отрицательных сторон работы школ при повторении.

Овладеть искусством организации повторения — такова задача учителя, от её решения во многом зависит прочность знаний учащихся.

Литература для учителя

  1. П.И. Самсонов. Математика: полный курс логарифмов. – М.: Школьная Пресса, 2005.
  2. С.В. Кравцев и др. Методы решения задач по алгебре: от простых до самых сложных. - М.: Издательство “Экзамен”, 2003.
  3. И.Ф. Шарыгин, В.И. Голубев. Факультативный курс по математике: Решение задач. - М.: Просвещение,1991.
  4. В.В. Ткачук. Математика – абитуриенту. – М.: МЦИМО, 2001.
  5. Сборник задач по математике для поступающих во втузы. Под редакцией М.И. Сканави. – М.: “ОНИКС 21 век”, “Мир и Образование”, “Альянс-В”, 2001.
  6. В.В. Амелькин, В.Л. Рабцевич. Задачи с параметрами: Справочное пособие по математике. – Мн.: “Асар”, 1996.
  7. А.В. Белошистая. Единый государственный экзамен. М.: Издательство “Экзамен”, 2005.
  8. Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов / сост. Г.И. Ковалева, Т.И. Бузулина, О.Л. Безрукова, Ю.А. Розка. -Волгоград: Учитель, 2005.
  9. В.С. Туманов. Математика. Справочное пособие по решению заданий Единого Государственного Экзамена. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004.

Литература для учащихся

  1. Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов / сост. Г.И. Ковалева, Т.И. Бузулина, О.Л. Безрукова, Ю.А. Розка –Волгоград: Учитель, 2005.
  2. Алгебра и начала анализа: Сборник для подготовки и проведения итоговой аттестации за курс средней школы / И.Р. Высоцкий, Л.И.Звавич, Б.П. Пигарев и др.; Под ред. С.А. Шестакова. - М: Внешсигма. -М, 2003.
  3. Башмаков М.И. Математика: практикум по решению задач: учеб.пособие для 10-11 кл. гуманит. Профиля / М.И.Башмаков.- М: Просвещение, 2005.

Приложение 1. Учебно-тренировочные тестовые задания ЕГЭ базового уровня.

Приложение 2. Учебно-тренировочные тестовые задания ЕГЭ сложного уровня.

Приложение 3. Планируемые образовательные результаты.