Урок окружающего мира по теме "Правила вежливости". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока: повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность..; разобрать правила вежливого разговора по телефону.

Задачи.

Обучающие: повторение этических норм поведения; дать представление о вежливом общении;

Воспитательные: развивать умение анализировать свои поступки, формировать привычку употреблять слова вежливости

Развививающие: развивать внимание, мышление, самостоятельность мышления и самостоятельность в учебной деятельности.

Оборудование: игрушечный телефон (2 шт.), мультимедийный проектор, сигналы; костюмы для сказочных героев; учебник и рабочая тетрадь “Окружающий мир” автор: А.А. Плешаков.

Ход урока

1. Организационный момент

Песня “Улыбка”

Прозвенел звонок, урок начинается. Поздоровайтесь с гостями. Глубоко вдохните . Вдохните в себя свежесть морозного утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Проверка домашнего задания

- Над каким разделом мы работаем?

- Общение

Какие правила вы изучали на прошлом уроке?

На прошлом уроке вы изучали правила поведения в школе. Давайте проверим как вы освоили данную тему.

- Если вы согласны с высказыванием, то поднимаем +, если не согласны (минус). Приготовьте сигналы.

Тест

1. Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.

2 .Входящего в класс взрослого приветствуй стоя.

3. Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.

4.  Входящему в класс можно крикнуть: “Привет!”.

5. .В перемену нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову.

6. .Бегать и шумно играть можно только на спортивной или игровой площадке.

8. Помогать друг другу нужно всегда и всюду. “Один за всех, и все за одного”.

9. Не надо ябедничать.

10. В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно.

3. Постановка целей урока.

Вступительное слово учителя.

Учитель. Как вы думаете, почему мы начали урок с песни “Улыбка” (выслушиваются высказывания детей). Конечно, она помогла и нам поделиться друг с другом улыбкой, а значит, проявить свое доброе отношение, расположение к другому. А от этого и настроение становится лучше, верно?

А всегда ли мы помним, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму?

Ученики. Не всегда.

Учитель. Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и потому каждому с ним легко и приятно?

Ученики. Такого человека можно назвать воспитанным, вежливым.

- О чем мы сегодня будем говорить? Предугадайте тему:

- О правилах вежливости.

Учитель. Верно, тема нашего урока “ Правила вежливости” - 1 слайд (Презентация).

Ведь вежливость - это одно из важнейших качеств воспитанного человека.

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

- Узнать что такое культура поведения и для чего она нужна.

- Научимся пользоваться правилами вежливости при общении со взрослыми и сверстниками.

(2-й слайд со стихотворением.)

4. Открытие новых знаний.

- Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают.

- Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу? Ведь это не так уж трудно!

- А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово “Вежливость”?

Внимание на экран!

(3-й слайд: обозначение слова вежливость.)

- Раньше в русском языке широко употреблялось слово “ВЕЖЕ”:

“ВЕЖЕ” ------------ знаток.

“ВЕЖЕ” ------------- ведать, знать.

“ВЕЖЕ” – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации.

“ВЕЖЕСТВО” – превратилось в “вежливость”.

“ВЕЖЕСТВО” – качество ценное и обязательное.

5. Обмен собственным опытом.

- У вас небольшой жизненный опыт, но многие из вас уже знают некоторые правила вежливого отношения с окружающими. Поделитесь с нами своими знаниями.

1. Нужно здороваться при встрече со знакомыми людьми и говорить им “до свидания” при расставании.

2  Всегда нужно быть опрятным, причёсанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с тобой общаться.

3. Нужно уважать старших: помогать им по дому, уступать место в общественном транспорте.

4 .Почаще в своей речи нужно использовать “волшебные” слова.

Нужно быть внимательным к окружающим, не причинять им неприятностей, не оскорблять их ни словом, ни делом.

Учитель: Ребята, к нам в гости пришли Мальвина и Буратино. Они хотят поговорить с нами о вежливости. Постараемся встретить Мальвину и Буратино, как полагается воспитанным людям. (Инсценировка)

Входят Мальвина и Буратино, между ними завязывается диалог.

Мальвина: (приветливо). Здравствуйте, дети!

Буратино: (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к классу). Здравствуйте!

Мальвина: Что ты такой невеселый, Буратино?

Буратино: Невеселый  и все. А тебе что от меня надо?

Мальвина: (обидчиво). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть тебе надо помочь?

Буратино: А что я тебе такого сказал?

Мальвина: Ничего особенного ты мне не сказал, но так ты со мной говоришь, что не приятно даже слушать и отвечать.

Буратино: Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!

Мальвина: Буратино, что у тебя за тон?

Буратино: Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.

Мальвина: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло.

Буратино: Подумаешь - тон! Может быть, я иногда говорю немного громко или капризно. Зато я хороший товарищ, веселый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, понятно, засмеялся и спросил его: “Ну, как посадка прошла?” А он обиделся и ушел. А что плохого я ему сказал?

Мальвина: (обращаясь к ребятам). Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро, почему ему неприятна “шутка” Буратино?

Ученики: Пьеро и так было неудобно, что он оказался таким неловким, а Буратино шуткой подчеркнул неловкость Пьеро.

- Надо было помочь, а не шутить. Надо посочувствовать.

- Нельзя ехидничать, когда бывает неприятность, а Пьеро было неприятно, когда он упал.

Буратино: А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон как они сами говорят. Есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. Давайте не будем думать, кто хуже себя ведет, а просто станем все лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?

Мальвина: Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого - дружба может разрушиться. Недаром в народе говорят: “Слово лечит, слово и ранит”.

Учитель: Как вы понимаете эту пословицу?

Ученики: Плохим словом можно обидеть, а хорошим, наоборот утешить, поднять настроение.

Учитель: При помощи слов мы обращаемся к кому-то.

- В нашей сценке кто к кому обращался?

Ученики: (Мальвина к Буратино)

Учитель: Давайте теперь понаблюдаем за другими героями.

- Вспомним басню “Ворона и лисица” И. Крылова.

(Учащиеся разыгрывают басню.)

Вопросы.

Как вела себя лисица? (Она была хитра, льстила вороне)

Зачем она льстила Вороне?

Добилась ли Лиса своей цели?

Каким надо быть в жизни: вежливым или льстивым?

Учитель: В обиходе вежливого воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем “волшебными”

- Почему они называются волшебными?

. С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.

Давайте вспомним эти слова с помощью игры (дети называют и эти слова появляются на экране после того, как дети назвали “волшебное” слово).

- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (Спасибо.) (5-й слайд)

- Зазеленеет старый пень, когда услышит ... (Добрый день.) (6-й слайд)

- Когда нас бранят за шалости, говорим мы ... (Прости пожалуйста.) (7-й слайд)

- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (Здравствуйте.) (8-й слайд)

- И во Франции и в Дании на прощанье говорят ... (До свидания.) (9-й слайд)

Как же появились правила вежливости?

Учитель:

- Много раз в жизни людей повторялись некоторые обычные повседневные ситуации: люди встречались, расставались, знакомились, ,просили о чём-либо, выражали сочувствие. Люди находили и передавали из поколения в поколение самые удобные, экономные, разумные способы действий в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения или правила вежливости.

(10-й слайд “Правила вежливости”.)

Учитель: В древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, как сесть, как взять чашку с чаем – всё это было определено и строго расписано.

- Давайте и мы с вами познакомимся с правилами вежливости.

(На экране по щелчку мышки появляются одни за другим правила вежливости, дети читают их по очереди.)

1. Не спеши первым сесть за стол.

2. Не разговаривай во время еды.

3. Не забывай закрывать рот, когда жуёшь.

4. Не чавкай.

5. Не рвись первым выскакивать в двери.

6. Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие.

7. Не размахивай руками.

8. Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

9 .Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся “простите”

10 .Не забудь извиниться, если кого-нибудь толкнул.

11 .Не делай вид в троллейбусе или автобусе, что ты не замечаешь стоящего старика.

12 .Не держи руки в карманах.

- Ребята, а зачем человеку нужны эти правила? Неужели нельзя без них обойтись?

Учитель обобщает ответы детей: правила вежливости нам с вами нужны везде и всегда. Иначе люди бы не смогли общаться друг с другом, помогать, уважать друг друга.

6. Закрепление.

Физкультминутка

Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру “Вежливо - невежливо”. Если вежливо – приседайте, невежливо – стойте ровно.

Поздороваться при встрече -         Не встать, обращаясь к учителю -
Толкнуть и не извиниться - Проехать в автобусе без билета. -
Помочь подняться, поднять Не уступить место в транспорте -
Упавшие вещи - Сказать неправду -
Быть опрятным, причесанным. -

Работа в парах. “Образуй правило”.

Детям раздаются правила вежливости, набор слов.

Задача: составить правильное предложение, чтобы трактовалось, как правило вежливости.

1. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек.

2. Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься, работай и играй дружно.

3. Будь внимательным к окружающим, не причиняй им неприятностей.

7. Работа с учебником. (С. 57)

Вежливые слова и правила нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником. Иначе может произойти вот что. Послушайте телефонный разговор героев нашего учебника: попугая Ильи, пса Рыжика и Сережи. Получился ли разговор вежливым и понятным?

Три ученика читают диалог вслух по ролям (с. 57). Затем дети высказывают свои мнения по поводу прослушанного диалога.

- Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым? (Ответы детей)

Делается коллективный вывод, что разговаривать по телефону нужно вежливым тоном, использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания. Не следует говорить слишком долго. Примерная схема разговора:

  1. “Алло”.
  2. Приветствие.
  3. Объяснение цели своего звонка — собственно разговор.
  4. Благодарность.
  5. Прощание.

- Дети пробуют исправить разговор.

- Подводя итог всему выше сказанному, давайте мы с вами продолжим предложения:

На доске:

- Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... .

- Мне помогают правила вежливости тогда, когда ... .

- Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ... .

(Звучит песенка кота Леопольда.)

- К чему призывает нас кот Леопольд? Каким нужно быть? (Добрым.)

- А если наоборот? (Плохо.)

- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется “Наоборот”. Я буду называть вам слова, а вы мне будете говорить слова с противоположным значением.

Хороший – (плохой);

Добрый – (злой);

Веселый – (грустный);

Вежливый – (грубый);

Смеяться – (плакать);

Грустить – (радоваться);

Хорошо – (плохо);

Добро – (зло).

- Молодцы!

8. Подведение итогов. Релаксация.

Продолжите, пожалуйста, предложения, записанные на доске:

На уроке я вспомнил…

На уроке я узнал…

На уроке я научился …

Учитель: А в заключение сегодняшнего урока послушайте стихотворение:

То жара на планете, то вьюга,
Только вместе нас не испугать.
Мы поближе узнаем друг друга
И друг друга начнём уважать.
Сердце бьётся то громче, то тише,
Но любому всегда и везде
Так приятно “спасибо!” услышать
И “пожалуйста” молвить в ответ.
Всякой встрече грозит расставанье,
Но увидимся с вами опять.
Так приятно сказать “до свиданья!”,
Чтобы “здравствуйте” завтра сказать!

Домашнее задание: учебник, с. 52-55.

Учитель: Спасибо за урок. Мне понравилось с вами общаться и думаю наш урок пойдёт вам на пользу.