Задания для любознательных

Разделы: Внеклассная работа


Цель: популяризация участия учащихся в конкурсах и олимпиадах.

Задачи:

  • прививать интерес к участию в конкурсах, олимпиадах и творческих проектах;
  • развивать умение работать самостоятельно;
  • формировать дружеские отношения между детьми;
  • воспитывать умение радоваться успехам товарищей.

Ход занятия

– Уважаемые ребята и гости, сегодня на внеклассном занятии мы поговорим о заданиях для любознательных.
– А что означает слово “любознательность”?

Любознательность – это стремление к приобретению всё новых знаний (вигипедия) Иначе можно сказать: пытливость, любопытство.

– Задания для любознательных часто используют в предметных олимпиадах.

Ребята из нашего класса приготовили для вас такие задания.

Андронов Андрей.

Олимпиадные задания по русскому языку.

Прописи, тетради, авторучки скрип,
Пишет аккуратно каждый ученик.
Правила читаем, учим назубок.
Ну, ребята, что же это за урок?

– О каком предмете идёт речь?
(Русский язык.)

– Ребята и уважаемые гости, я люблю уроки русского языка за то, что это мой родной язык. Один из великих сказал: “Могуч и богат наш русский язык”. Мне нравится работать над словами, предложениями и частями речи. Очень люблю сложные, интересные задания. Они учат мыслить, развивают речь, расширяют кругозор. Каждый год я принимаю участие в конкурсах и олимпиадах по русскому языку. А сейчас я хочу предложить вам выполнить некоторые олимпиадные задания.

Задание: “Назови сложное слово”.

  1. Специалист по разведению сада. (Садовод.)
  2. Паровой колёсный двигатель. (Паровоз.)
  3. Канал для выхода дыма из печи. (Дымоход.)
  4. Русская народная игра – пляска. (Хоровод.)
  5. Лес, поваленный бурей. (Бурелом.)
  6. Стихийное, бесплановое движение. (Самотёк.)
  7. Огнестрельное оружие. (Автомат.)

Отгадывание шарад.

Корень извлечь из “начинки” не сложно,
Приставка в “сосуде” хранится надёжно,
Суффикс в “гудении” ясно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь. (Сочинение.)

В “списке” вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в “собрании” встретите вскоре,
В слове “рассказ” вы приставку найдёте,
В целом – ко мне на уроки пойдёте. (Расписание.)

Вопросы на смекалку.

  1. Какую букву нужно убрать из существительного полотно, чтобы превратить его в наречие? (0, плотно.)
  2. Какую букву надо заменить в существительном пенал, чтобы оно стало глаголом?(И, пинал.)
  3. Какой падежный вопрос без устали задаёт курица? (Куда?)
  4. Какая приставка может превратить мальчиков в девочек? (По, подружка, дружок.)
  5. Какое местоимение может быть приставкой? (Вы, выиграть.)
  6. Может ли ударение превратить существительное в глагол? (Посох, посох.)

Ох, уж эти знаки препинания!

Девочке очень хотелось пойти в поход с одноклассниками, но бабушка не отпускала её. Тогда девочка отправила телеграмму родителям в санаторий, а в ответ получила следующее: “Быть дома нельзя идти в поход”.

– Поставьте знаки препинания так, чтобы девочка всё же смогла пойти в поход. (“Быть дома нельзя, идти в поход”.)

Слесарева Валерия.

Задания для любознательных по окружающему миру.

Изучаем мы природу и сезоны года,
Птиц, животных, насекомых, местную погоду.
Может, станем агрономами, в ботаники пойдем,
Со знаниями нашими нигде не пропадем.

– О каком учебном предмете идёт речь?

(“Окружающий мир”.)

– Мне нравится участвовать в конкурсах и выполнять разные интересные задания. Я хочу предложить вашему вниманию некоторые из них. На листочках вы можете выполнить предложенные задания и оценить свой ответ в баллах. В конце определим кто у нас в классе самый эрудированный и смекалистый.

Тесты – задания с выбором ответа.

(Задания, оцениваемые в 1 балл.)

1. Кого на свете больше всех?
А) Животных, Б) Растений, В) Насекомых.

2. Какая птица может спать во время полёта?
А) Аист; Б) Журавль; В) Синица.

3. Зверь, умелый строитель плотин на реке?
А) Суслик; Б) Норка; В) Бобр.

4. В развитии какого представителя живого мира нет стадии куколки?
А) Майского жука; Б) Пчелы; В) Кузнечика.

Узнай по описанию.

(Задания, оцениваемые в 2 балла.)

Небольшая птичка. На голове у неё чёрная шапочка и такого же цвета галстучек. Спинка серенькая, крылышки и хвост коричневые, а брюшко белое. Длинный тёмный хвост птички всё время покачивается. Кажется, что она испугалась чего – то. Кто это? (Трясогузка.)

Реши экологическую задачу.

(Задания, оцениваемые в 2 балла.)

Летом за сутки лось съедает 35 кг листьев, травы. Сколько корма потребуется ему в течение 30 дней? (1050 кг.)

Расшифруй ребусы.

(Задания, оцениваемые в 2 балла.)

А) Дождь; Б) Белка; В) Потоп.

– Что лишнее? (Белка.)

Реши задачу.

(Задания, оцениваемые в 3 балла.)

За один год с гектара леса падает на землю 2 тонны хвои, листьев, веток, шишек и коры. Всё это перерабатывают грибы, главным образом дождевики. Сколько тонн упадёт на землю в лесу за 18 месяцев? (В одном году 12 месяцев, значит, если 12: 2 получим, что за 6 месяцев на землю подает 1 т, в 18 месяцах содержится 3 раза по 6 месяцев, значит 18 : (12 : 2) = 3 т.)

Найди ошибки.

(Задания, оцениваемые в 3 балла.)

Наступила осень. Со всех деревьев опадают последние листья. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это журавли, кукушки, синицы, грачи. Заяц, ёж, лиса меняют шубки на более тёплые и густые. Белка и ёж делают запасы. Медведь и крот засыпают до весны. (Со всех деревьев, кукушки, синицы, ёж, ёж.)

Подсчитаем баллы.

– Ребята, сколько кто набрал баллов?
– Поздравляем ребят, которые набрали наибольшее количество баллов!

Физкультминутка.

Учитель показывает одни движения, а называет другие. Задача детей быть внимательными.

Епрынцев Иван.

Вперед науку двигают ученые, 
И опытом, и знаньем окрыленные, 
Но впереди идет любого практика 
Прекрасная наука –…

– О каком предмете говорится в этой загадке? (Математика.)

Из всех учебных предметов мне больше всего нравится математика, и поэтому я часто участвую в разных математических конкурсах и олимпиадах. Я считаю, что математические задания развивают логику, внимание, творчество. Сегодня я хочу предложить вам решить некоторые интересные задания.

Логические задания.

1. Сколько получится, если сложить:
а) наименьшее трёхзначное число и наибольшее двузначное число;(100 + 99)
б) наименьшее нечётное однозначное число и наибольшее двузначное число?(1 + 99)
2. Как с помощью пяти цифр 5 и знаков действий записать число 100? (5 + 5 + 5 + 5*5)
3. На весах, которые находятся в равновесии, на одной чаше лежит одно яблоко и две груши. На другой чаше два таких же яблока и одна такая же груша. Что легче – яблоко или груша? (Ничего.)

Задачи на внимание.

  1. Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3 автомашины. Сколько всего машин шло в село? (1)
  2. Стоят 6 стаканов, первые три из них с водой. Как сделать, чтобы пустой стакан и стакан с водой чередовались? Разрешается брать только один стакан. (Из второго стакана перелить воду в пятый стакан.)
  3. Загадка. Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится. Что это? (Яма.)
  4. Человек рассеянный лёг спать в 7. 00 вечера в квартире на улице Бассейной. Предварительно заведя будильник на 8. 00 с тем, чтобы встать утром. Сколько он часов спал, пока его не разбудил будильник? (1 ч.)

Задачи со сказочным сюжетом.

Некий владыка, желая испытать двух мудрецов, сказал им:

– Перед вами три колпака: один чёрный и два белых.

Вам наденут по колпаку. Мне интересно знать, кто из вас первым догадается, какого цвета на нём колпак.

После этого мудрецов увели в тёмную комнату и там надели на их головы по белому колпаку. Затем мудрецов привели обратно. Долго они смотрели друг на друга. Наконец, один из них воскликнул: “На мне белый колпак!”

Как рассуждал этот мудрец? (Если на ком – то был бы чёрный колпак, то это все сразу бы увидели и поняли, что у них белый колпак, а так все молчали.)

– Спасибо за внимание!

Жукова Дарина.

Олимпиадные задания по литературному чтению.

Читать научились на этом уроке.
Сперва по слогам, а теперь как хотим.
Мы учим легко стихотворные строки,
Рассказ от поэзии вмиг отличим,
К нам с книгой приходит само вдохновение,
И все на уроке каком же?

О каком предмете идёт речь?

(Литературное чтение.)

Вопросы для олимпиады.

Узнай сказку.

а) Он вырос в джунглях, понимал язык зверей, но мечтал жить с людьми. (“Маугли”. Р. Киплинг.)
б) Сказка о чудесном превращении бедной служанки в красавицу-принцессу с помощью самого обыкновенного волшебства, обуви и любви! (“Золушка”. Ш. Перро.)
в) Братья! Всегда слушайте своих сестёр и не пейте за их спиной из неизвестных водоёмов! А не то превратитесь в неизвестно кого и влипните в неприятную историю! (Русская народная сказка “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”.)

2. Вспомни, кто из сказочных героев говорил эти слова?

а) “Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!”
(Комарик. “Муха-Цокотуха” К. Чуковского.)

б) “Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши!”
(Крокодил. “Телефон” К. Чуковского.)

в) “Живей, зверишки!
Смотри, косой,
Теперь спасайся,
А чур зимой
Не попадайся!
Прицелюсь – бух!
И ляжешь… Ууу-х!..”
(Дед Мазай. “Дедушка Мазай и зайцы” Н. Некрасова.)

3. Узнай героя сказки.

а) У этой особы такое нежное тело, что ей мешает спать даже любое бобовое. (Принцесса на горошине.)
в) Доказал детям еще раз, что каждый обязательно станет по-своему красив, главное в это верить! (Гадкий утенок.)

4. Ответь на вопросы:

  • Сколько лет жили старик со старухой в ветхой землянке? (33 года.)
  • В каком городе жила семья Свансенов в повести о Малыше и Карлсоне? (Стокгольм.)
  • Кто автор повестей о Незнайке и его друзьях? (Н. Носов.)
  • Назовите автора, который придумал Чебурашку. (Э. Успенский.)
  • Что надел Рассеянный с улицы Бассейной вместо шляпы? (Сковороду.)
  • Этот поэт создал стихотворения “Парус”, “Бородино”, “Узник” и множество других. Был убит на дуэли. (М. Лермонтов.)
  • Мы часто говорим: “Сказка дедушки Ершова”. А ведь самую знаменитую сказку писатель Ершов написал, когда ему еще не исполнилось двадцати лет! Назови эту сказку. (“Конек-Горбунок”.)

5. Расшифруй название сказки.

ЛОБОКОК – “Колобок”.
ТОК И СИЛА – “Кот и Лиса”.
КВОЛ И ЗАОК – “Волк и Коза”.
КОРОМОЗ – “Морозко”.
КАШУЗОЛ – “Золушка”

6. Эссе.

Что узнали об олимпиадных заданиях?

Зачитайте по желанию эссе.

Подведение итога.

– Какие усилия должен приложить учащийся, чтобы участвовать в разных конкурсах, викторинах и олимпиадах?