Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: ОНЗ.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.

Скажите, пожалуйста, какую часть речи вы изучаете сейчас на уроках русского языка? Что вы уже знаете об имени существительном? Вы были достаточно внимательны, и, я думаю, можно приступать к дальнейшей работе.

Как вы думаете, все ли вы знаете об имени существительном? Хотите сделать новое открытие? Я желаю вам удачи!

С чего начнете этот путь? (С повторения необходимых знаний.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать умение определять и классифицировать орфограммы “буква ь” в словах;
2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебной деятельности на этапе 2:

1) Актуализация умения определять и классифицировать орфограммы мягкого знака.

– Давайте проверим, хорошо ли вы усвоили тему о несклоняемых существительных.
– Распределите слова в два столбика.

Бассейн, пальто, шоссе, корреспондент, свитер, пианино, рояль, фонари, радио, метро.

Один человек у доски на проверку.

2) Учитель открывает на доске задание.

По какому признаку разделены слова на группы? Какова роль мягкого знака? (Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме; является разделительным знаком; выполняет грамматическую функцию – указывает на неопределенную форму глагола.)

3) Задание для пробного действия.

– Какие правила вы сейчас повторили?
– Какое задание я вам сейчас предложу? (Пробное.)
– Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)

Учитель раздает каждому учащемуся карточки с заданием для пробного действия.

Запишите слова и поставьте, где считаете нужным, мягкий знак.

Обру…, полноч…, ветош...

Учащиеся самостоятельно выполняют задание на карточках.

– Какое задание выполняли? (Мы должны были записать слова и поставить, где надо ь.) Посмотрите на слова. Что у них общего? (Это имена существительные с шипящими на конце.) Итак, кто не смог записать слова?

– Назовите причину вашего затруднения. (Не могли выполнить задание.)

Некоторые учащиеся записали слова. В таком случае затруднение фиксируется так:

– Ребята, докажите, что вы правильно записали слова. Назовите правило, которое вы использовали.

– Что вы не можете сделать? (Мы не можем доказать, что написали слова верно, так как не знаем правило, когда в существительных с шипящими на конце пишется ь.)

– Что надо сделать дальше? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявить место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

– Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были записать слова и поставить ь где нужно.)
– В чем затруднение? (Записали слова, но не можем объяснить их правописание.)
– Почему же возникло затруднение? (Мы не знаем правила, когда в существительных с шипящими на конце пишется ь.)

4. Постановка цели и темы урока.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

– Какую цель вы поставите перед собой? (Узнать правило, когда в именах существительных с шипящими на конце пишется ь.)
– Чему же посвящен сегодняшний урок? (Правописанию имен существительных с шипящими на конце.)

Учитель записывает на доске тему урока: “Правописание имен существительных с шипящими на конце”.

5. Открытие новых знаний.

Цель:

1) сформулировать новое правило;
2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

– Далее я предлагаю поработать вам в группах. Нужно ли повторять правила работы в группах?
– Я вам даю слова. Вы разобьете их на группы. По какому признаку будете разбивать?
– Ваша задача вывести правило, которое научит вас правильно писать имена существительные с щипящими на конце.
– Рожь, нож, ночь, ключ, мышь, камыш

Учащиеся работали в группах, учитель организует защиту результата. Вариант защиты:

– Мы должны были записать правило...Сначала мы разбили существительные на две группы. В первой группе … Во второй группе… мы заметили… Правило…
– Давайте подведем итог. Какое правило открывали? Как можно проверить ваше открытие? (Обратиться к компетентному источнику: учебнику, словарю и т.д.)
– В данном случае я буду вашим компетентным источником. С чего начинали?
– Как рассуждали? Вернемся к пробному заданию. Обоснуйте с помощью правила правописание орфограмм в словах обруч, ветошь и т.д.
– Учитель вывешивает на доску эталон Д-2 и раздает учащимся эталоны Р-5.
– Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
– То дальше вы будете делать? (Потренируемся в записи имен существительных с шипящими на конце.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: зафиксировать во внешней речи умение записывать слова с орфограммой “ь после шипящих” с помощью правила.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) Фронтальная работа.

Поставьте существительные в форму единственного числа.
Плющи, речи, стрижи, печи.
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием.

2) Работа в парах.

Вставьте пропущенную букву.
Вещ… корж…
Силач… доч….

– Выполните эти задания в парах.

Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу Д-3.

– Проверьте свои результаты.
– Кто из вас ошибся?
– В чем ошибка?
– Исправьте ошибки.
– Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить умение применять новое правило.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Обозначь склонение имен существительных.

Россия – ___________ тополь – _____________ огурец – ______________
солнце – ___________ молодёжь – __________ деревня – _____________
полночь – __________ роща – ______________ дерево – ______________
овощ – _____________ дверь – _____________ задание – ______________

Учащиеся выполняют самостоятельную работу. Образец вывешивается на доску рядом с эталоном (Д-4).

– Кто из вас ошибся?
– В чем ошибка? (...)
– Исправьте ошибку.
– Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
– Кто не ошибся?
– Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) включить новое знание в систему знаний;
2) тренировать умение применять новое правило.

Организация учебного процесса на этапе 8:

Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы. Определите род, склонение и падеж существительных.

На густую рож… упала чёрная ноч… . Плащ… темноты укрыл её так, как мать укрывает доч… .

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
3) обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

– Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Открыть правило правописания мягкого знака на конце имен существительных с шипящими.)
– Вам удалось достичь цели? (Да.)
– У кого не возникло трудностей в “открытии” нового?
– Кому еще трудно?
– Кто смог преодолеть трудности? Что помогло?
– Кто не смог? Как вы думаете почему?
– Кому на уроке помогла внимательность?
– Кому из вас внимательности не хватило?
– Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой “лестницу успеха”. Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.
– Какие вопросы остались на конец урока?
– Как и где на них можно ответить?

Далее учитель комментирует домашнее задание.