Урок русского языка на тему "Имя прилагательное как часть речи". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Цель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.

Задачи:

1) Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
2) Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки, развивать логическое мышление.
3) Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений, воспитание внимания и уважения к слову.

Ход урока

1. Определение темы и целей урока.

Здравствуйте, садитесь. Ребята, открываем тетради, записываем число, классная работа. Строчку, где должна быть записана тема урока, мы пока оставим пустой, поскольку в ходе урока тему вы попробуете сформулировать сами.

А начать наш сегодняшний урок я хотела бы с замечательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу сказки, чуда, необыкновенных открытий. А называется оно “Сказка про краски”. (Презентация. Слайд 1)

Если б все на свете было одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым,
На зеленой спать перине
Под зеленым одеялом?
И зеленою водою на рассвете умываться,
И зеленым-презеленым
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелеными домами
Ярко солнце зеленеет.
Видеть мир привыкли люди
Белым. Желтым. Синим. Красным.
Пусть же все на свете будет
Удивительным и разным.

*Скажите, ребята, чтобы мир стал ярким, удивительным, цветным, какая часть речи нам в этом может помочь? Почему? (Прилагательное.)

Молодцы! Так вот, ребята, ваши ответы и помогут нам сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

*Как она будет звучать? Какие есть варианты?

Замечательно! Запишите тему в свои тетради” Имя прилагательное как часть речи”. (Я пишу на доске.)

*Как вы думаете, какие цели сегодня стоят перед нами на уроке? Чем мы сегодня будем заниматься? (Мы должны повторить все, что знаем об имени прилагательном, морфологические и синтаксические признаки этой части речи, выяснить роль прилагательных в речи.)

*А какая орфограмма вам встретилась в слове “прилагательное”? (Корень с чередованием о-а.) Объясните правописание гласных.

2. Сценка.

А сейчас я приглашаю вас в драматический театр, где мы посмотрим небольшой отрывок из комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”, с которой более подробно будем знакомиться в 9 кл. Обратите внимание, как главный герой Митрофанушка объясняет, что такое прилагательное. (Инсценирование отрывка из комедии.)

*Ребята, вы согласны с ответом Митрофанушки? Давайте исправим его ответ и скажем, что же такое имя прилагательное.

*Ребята, а как вы думаете, к чему прилагается имя прилагательное? Чтобы нам легче было разобраться в этом вопросе, попросим Настю Б. рассказать нам грамматическую сказку.(заранее подготовленный ученик рассказывает сказку)

Родились Прилагательные с покладистым характером, и с удовольствием согласовывались они с Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственного рода, числа и падежа. Что, если нам попросить их у Существительного хотя бы на время?”– догадались как-то Прилагательные. Существительному пришлись по душе скромные просители, захотело оно иметь новых друзей и поделилось грамматическими значениями рода, числа и падежа. Так и живут до сих пор Прилагательные. Вместе – служба, вместе – и дружба”.

*Скажите, ребята, как вы поняли эту сказку? (Имя прилагательное согласуется с именем существительным.)

А теперь в своих тетрадях выполните следующее задание. К существительным, записанным на доске, подберите имена прилагательные, подходящие по смыслу, и составьте с ними словосочетания прил. + сущ. (Кафе, кофе, кольраби, тюль, рояль, мозоль.)

3. Разряды прилагательных.

*Давайте вспомним, на какие три группы в зависимости от значения делятся все прилагательные? (Качественные, относительные, притяжательные.) Дайте определение каждой группе. Как их отличить друг от друга?

*Выпишите из представленных на слайде пословиц все прилагательные, распределив их в три колонки в зависимости от разряда. (Слайд 2)

1. Неопытный повар всегда винит печь.

2. Золото, как ни черни, черным не станет.

3. Деньги берут за лисий мех, а не за лисью нору.

4. Рыбу соломенной сетью не ловят.

5. Не верь в доброту волчьего сердца.

6. Никогда кривая дорога не бывает хорошей.

7. По птичьему следу не узнаешь, куда птица улетела.

8. Выловленная рыба всегда кажется ледяной.

4. Работа с дидактическим материалом.

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах прилагательных.

*Ребята, а какая орфограмма, связанная с правописанием прилагательных, вызвала у вас наибольшее затруднение? Давайте ее еще раз повторим. (Проговаривание правила.)

*В каком примере на месте пропуска пишется -НН-? (Слайд 3)

А.
1) серебря…ая ложка
2) утре…яя свежесть
3) румя…ый мальчуган
4) мыши…ая возня

Б.
1) ветре…ый день
2) ледя…ая горка
3) соломе…ая шляпка
4) льви…ое рычание

В.
1) комари…ый укус
2) полотня…ый завод
3) ржа…ой хлеб
4) карма…ый фонарик

5. ”Поспешишь – людей насмешишь”.

Теперь мы с вами уже многое знаем об имени прилагательном и не будем допускать ошибки в его написании. И даже, я думаю, чужие ошибки. Найдите в каждом ряду неправильно образованную форму. (Слайд 4)

  1. Младше, дальше, тоньше, красивше.
  2. Звонче, прямее, ниже, слабже.
  3. Более высокий, более легче, более низкий.

6. Эстафета по рядам.

Ребята, мы с вами хорошо поработали и немного устали. Чтобы чуть-чуть отдохнуть, мы проведем эстафету. Я по рядам пускаю три карточки с одинаковыми словами. Каждый из вас вставляет -Н- или -НН- в одно слово и передает соседу. Ученик на последней парте поднимает руку, когда допишет последнее слово (на каждом ряду должно быть одинаковое количество учащихся). Побеждает тот ряд, ученики которого быстрее и без ошибок сделают карточку.

Карточка

Оловя…ый

Чугу…ый

Торфя…ой

Дли…ый

Травя…ой

Государстве…ый

Масля…ый

7. Роль прилагательных в тексте.

Вы знаете, ребята, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают третье место после существительных и глаголов.

*Когда же чаще всего мы используем прилагательные? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, как переводится слово “прилагательное”. (Слайд 5)

Прилагательное (латин.) – “нечто прибавленное, приложенное”.

Дословный перевод с греческого языка – “эпитет”.

*С понятием эпитет мы с вами встречались уже не раз, а кто мне скажет, что такое эпитет? (Яркое образное определение.)

Так где же чаще всего используются прилагательные? В текстах какого стиля? (В художественных текстах.)

Правильно, велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня мы обратимся именно к поэтическому тексту – стихотворению С. Есенина. (Слайд 6)

А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
А над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.

*Какие эпитеты вы нашли в этом тексте?

(“Роса жемчужная”, “блестки алые”, “озером серебряным”.)

*А какое еще изобразительно-выразительное средство помогает поэту создать яркую, образную картину?

(Олицетворение – “камыши шепталися”.)

8. Прилагательные в краткой форме.

Ребята, мы с вами знаем, что прилагательные могут образовывать краткую форму. Но не все, а только прилагательные какого разряда? (Качественные.)

*Скажите мне, пожалуйста, какую синтаксическую особенность имеют прилагательные в краткой форме? (Они являются сказуемыми в предложении.)

*Давайте с вами обратимся к небольшому тексту, который называется “Лягушка-невеста”, и назовем такие краткие прилагательные, выполняющие роль сказуемого.

Работа с текстом. (Слайд 7)

Лягушка-невеста.

Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: “Конечно, я немного толста, слишком зелена, не особенно молода, зато я мила, сообразительна и весьма интересна. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки. Несомненно, я хороша. Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем : он глуп, ленив и зол. Съест еще! Черный уж приятен, ловок, тонок и, прямо скажем, красив. Зато бобер богат, умен, знатен. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!”

9. Тест по теме “Имя прилагательное”. Работа на компьютере. Самопроверка.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает ...

а) предмет
б) действие
в) признак

Общее грамматическое значение прилагательного ...

а) действие
б) признак предмета
в) признак признака

Морфологические признаки прилагательного ...

а) род, число
б) род, число, падеж
в) род, число, лицо

Начальная форма прилагательного:

а) им.пад., мн. ч.
б) им. пад., ед. ч., м. р.
в) им. пад., ср. или ж.р.

Синтаксические признаки прилагательного:

а) определение, сказуемое
б) определение, обстоятельство
в) определение, дополнение

Качественные прилагательные – это прилагательные, обозначающие ...

а) материал, из которого сделан предмет
б) признак по его принадлежности
в) признаки, указывающие на различные качества предмета

Укажите относительные прилагательные

а) молодой (человек), красивый (рисунок), белый (снег)
б) деревянный (дом), лисий (хвост), мамин (шарф)
в) весеннее (утро), железный (гвоздь), спортивная (одежда)

Укажите притяжательные прилагательные

а) заячьи (лапы), весёлое (утро), радостная (весть)
б) дедов (тулуп), московские (улицы), синий (мяч)
в) волчий (след), сестрин (платок), отцов (дом)

10. Выбери правильный ответ:

а) Здоровье дороже золота.
б) Здоровье дороже золота.

11. Физкультминутка для глаз.

Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя.
Посмотрите вверх – вниз,
Посмотрите направо – налево,
Посмотрите вдаль – на кончик носа,
Закройте глазки, сосчитайте до 10…
Открывайте глазки!
Отдохнули глазки?

Работаем дальше!

12. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный ответ: “Я снова здесь, в семье родной! Мой край задумчивый и нежный!”

а) родной (ж.р.), задумчивый (м.р.), нежный (м.р.)
б) родной (ср.р.), задумчивый (м.р.), нежный (м.р.)
в) родной (м.р.), нежный (м.р.)

13. Рефлексия. (Продолжите фразу.)

Достигнуты ли поставленные цели?

– У меня получилось…
– Было интересно…
– Теперь я знаю…

14. Выставление оценок.

Домашнее задание:

1-й уровень. Выписать из книг или выражения на тему “Моя малая Родина”, используя прилагательные.

2. Написать мини-сочинение на данную тему, используя прилагательные, назвать их морфологические признаки.

Подведение итогов.

Время бежит неумолимо вперед, и наш с вами урок подошел к концу. Давайте подведем итог нашей работы и скажем, что же мы сегодня с вами на уроке повторили. В этом нам помогут индивидуальные карты, лежащие у каждого из вас на столе. Заполните их и сделайте вывод. (Учащиеся читают, что они написали.)

И завершить наш урок я хотела бы небольшим стихотворением, которое посвящено такой замечательной и прекрасной части речи в русском языке – имени прилагательному. (Слайд 18)

Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная.
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!

Так давайте дорожить именами прилагательными, чтобы речь наша была правильной и красивой.