Тема урока: "Своеобразие жанра стихотворения «Анчар» А.С. Пушкина". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели урока.

1. Углубить знания по теме “лирическое стихотворение”, “лирический герой”.

2. Познакомить учащихся с новым видом лирики.

Материалы: текст стихотворения , альбомные листы, карандаши.

Ход урока

В качестве домашнего задания было: прочитать стихотворение “Анчар” А.С.Пушкина и нарисовать к нему иллюстрацию, включив туда все самое главное. Рисунки сдаются до урока- в основном, там в центра изображение Анчара, но есть и рисунки с изображением людей, с изображением стрел- задача учителя разложить рисунки по группам, по тематике изображения наиболее близким. Так формируются несколько групп: те, кто главным героем считают Анчар, те, кому кажется, что важны и люди. Учащиеся рассаживаются по тематике группы.

Учитель: Давайте выберем от группы лучший или интересный рисунок. Ваша задача - объяснить, что и почему здесь нарисовано.

Ученики предлагают свои версии, но в основном все-таки главным героем считают Анчар.

Учитель: Значит, Вы считаете, что главным героем здесь является Анчар? И какова же тема этого стихотворения?

Ученики: Тема природы. Пейзажное стихотворение. Вообще это про экологию.

Учитель: Это А.С.Пушкин. В его время вряд ли экологическая тема звучала так, как сейчас. Но что же- давайте вместе попробуем разобраться. Наше следующее задание вам хорошо знакомо: про себя прочитаем стихотворение и на отдельном листочке запишем те вопросы, которые возникают, те странности, которые Вас озадачивают и на которые Вы хотите получить ответ. Вопросы будем задавать от группы к группе.

Ответы на вопросы (придуманные самими детьми): каждая группа вытаскивает по три странности, совещается и на них отвечает. Сами вопросы, придуманные учащимися можно найти в приложении.

Прогнозируемый результат

Обсуждение странностей должно вывести на идею стихотворения, на особенности поэтического языка (роль эпитетов, почему часовой - Анчар, кого он охраняет - от себя? Животные-то сторонятся, а люди сами идут - зачем? Обращаем внимание на слова “послушный” “послушливый”, как мог один человек превратиться в раба, а другой во владыку?) - ученики сами выходят на то, что главное здесь - люди и их поступки.

Учитель: Согласны ли ВЫ, что это стихотворение пейзажное?

Ученики: Нет. Оно больше о людях, может быть философское.

Учитель: Какие бы Вы внесли изменения в свой рисунок?

Ученики: На первое место - шатер Владыки, Анчар - где-нибудь в глубине.

Учитель: А что волнует лирического героя?

Ученики: Он волнуется за людей. Ведь только от них зависит, как будет использован яд Анчара, ведь сам он пока в пустыне, не опасен. Опасны те, кто стоят у власти, ведь они могут по своему желанию поступать. У него чувство гнева к Владыке, жалость к рабу.

Учитель: Тема власти характерна для гражданской лирики. Давайте мы с разберемся с этим на следующем уроке. А пока ваше домашнее задание Перерисовать свою иллюстрацию и пояснить свои изменения. А также поищите дополнительные сведения о том, как и когда создано было это стихотворение.

Приложение