Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Одним из основных направлений развития общего образования на современном этапе в контексте ФГОС II поколения является сохранение и укрепление здоровья школьников. Создание условий для формирования здорового образа жизни – одна из ключевых задач Государственной Целевой Программы “Столичное образование”.

Одновременно с этим нагрузки на школьников все возрастают, требования становятся все выше. Поэтому в современных условиях актуальным вопросом, стоящим перед каждым педагогом, становится вопрос сохранения здоровья школьников, который может быть решен за счет применения здоровьесберегающих технологий в процессе обучения. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.

Английский язык в школе – серьёзный и сложный предмет. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать, анализировать информацию. Поэтому прежде всего с точки зрения здоровьесбережения огромное значение имеет организация урока. Учитель должен планировать и проводить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, чередовать виды работ, учитывать время для выполнения каждого задания с целью избежать переутомления учащихся.

Во избежание усталости учащихся необходима смена видов деятельности на уроке, например, чтение, письмо, аудирование, самостоятельная работа, ответы на вопросы, работа с учебником, творческие задания и т.п. Рациональное чередование различных видов работы на уроке способствует развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учащихся. Кроме того, необходимо наличие на уроке таких заданий, которые по сути являются эмоциональной разрядкой, необходимой для снятия умственного напряжения и утомления. Это, например, песни, веселые стихи, короткие юмористические тексты, картинки и т.д.

Большое значение с точки зрения здоровьесбережения имеет индивидуальный подход к учащимся. Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения учебного процесса. Использование на уроках проектной работы, разноуровневые задания снижают нагрузку учащихся.

Чтобы избежать перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объем всех видов тестов, а контрольные работы проводить строго по графику, не допуская проведения нескольких контрольных работ в один и тот же день.

Помимо заданий, дающих учащимся эмоциональную разгрузку, на каждом уроке в любом классе необходимо проводить физкультминутки, игровые и динамические паузы, зрительную гимнастику.

Но одним из самых важных компонентов, способствующих сохранению здоровья школьников, конечно же является положительный психологический климат на уроке. Доброжелательный тон педагога, положительные эмоции, чувство удовлетворения от успешно выполненного задания – залог стрессоустойчивости учащихся и как результат – сохранения их здоровья.

В контексте изучения иностранных языков (английского языка) нельзя не упомянуть о том, какую важную роль играет содержание образования. Тематика текстов и заданий должна учитываться учителем при отборе учебного материала также с точки зрения того, насколько это способствует формированию у учащихся правильного представления о здоровом образе жизни.

В качестве иллюстрации хотелось бы привести фрагмент урока английского языка с элементами здоровьесбережения.

Фрагмент урока английского языка в третьем классе с применением здоровьесберегающих технологий по теме “Развитие навыков аудирования по теме “Спорт, спортивные игры”

  1. Активизация лексики по теме проводится в форме игры “Снежный ком”. Задания в игровой форме позволяют избежать излишнего эмоционального напряжения и переутомления учащихся. Игра происходит следующим образом: один из учеников произносит фразу, например: “I like to play football” Следующий ученик должен повторить то, что он услышал и добавить название еще одной игры, например: “I like to play football and basketball”. Цель игры: составить как можно более длинное высказывание.
  2. Динамическая пауза проводится на основе изученной ранее лексики, структур. Ведущим становится один из учеников. Он предлагает своим одноклассникам проделать определенные движения. Примеры команд: “Let's swim!”, “Let's run!”
  3. Подготовка к аудированию текста. Учащиеся выполняют следующие задания: расскажи, что ты любишь или не любишь делать, что ты умеешь или не умеешь делать, что любит делать твой друг, в какие игры твой друг умеет играть хорошо. При выполнении данных заданий можно использовать опоры в виде речевых образцов с целью снять возможные трудности и помочь учащимся составить высказывание.
  4. Аудирование текста.

а) задание-установка перед первым прослушиванием: послушайте рассказ Дена и ответьте на вопросы;

б) перед вторым прослушиванием учащиеся знакомятся с вопросами;

в) второе прослушивание и контроль понимания текста – учащиеся письменно отвечают на вопросы.

Текст для аудирования:

Hello, my friends! My name is Den. I am seven. I’ve got a friend. His name is Jack. He is a little boy. He is only five but he can play football very well. He can swim very well, too. He likes to swim. I don’t like to swim – I like to play football and run. I can run very well. I can’t play basketball or volleyball but my father can.

Вопросы:

How old is Jack?

Can Jack play football?

Who can swim well?

What does Den like to do?

На данном этапе урока присутствуют все четыре вида речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение и письмо. Кроме того, сама тема урока имеет своей целью привлечь внимание учащихся к необходимости заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.

В заключение хотелось бы отметить, что организация урока на основе принципов здоровьесбережения является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогом в настоящее время.