Урок литературы по теме "Я, гений Игорь Северянин…" (Жизнь и творчество Игоря Северянина). 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цель:

  1. Познакомить учеников с жизнью и творчеством Игоря Северянина, особенностями его творческой и жизненной судьбы.
  2. Развивать литературоведческие навыки учащихся, культуроведческую, коммуникативную, филологическую компетенции , умение выразительно читать и анализировать лирическое произведение, опираясь на полученные знания об особенностях литературных направлений(в частности футуризма);
  3. Развивать умение обобщать, синтезировать, делать выводы, применять ЗУН в новой ситуации, а также совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся.
  4. Воспитывать у учащихся интерес к творчеству Игоря Северянина.

Ход урока

Оформление доски:

Серебряный век русской поэзии.

“Я гений Игорь Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!”
Игорь_– Северянин.
(1912 г.)

Игорь Васильевич Лотарев (1887–1941).

1. Организационный момент.

2. Актуализация новых знаний.

Читает учитель:

Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж,
Королева играла в башне замка Шопена
И , внимая Шопену, полюбил ее паж…”

Какая завораживающая музыка у этих стихов, не правда ли? Вот так и меня, когда я была десятилетней девочкой, заворожило это четверостишье, прочитанное мной в одной из повестей, название и автора которой я ныне не помню. А вот стихи запомнила сразу, и имя. Имя автора , чудное, необычное, как звон разбившейся льдинки – Игорь Северянин. Слава Богу, в повести говорилось о том, кому принадлежат эти стихи. Потом я усердно и долго искала хоть что-нибудь об авторе, хоть какие-нибудь его строчки… Но… В мои юные годы стихи этого человека не печатали, имя его было известно лишь узкому кругу специалистов, в число которых я , естественно, не входила.

А вот вам повезло больше. Теперь его творчество изучают в школе. И сегодня вы будете иметь удовольствие погрузиться в волшебный, завораживающий, интригующий мир его стихов и узнать о его трагической, грустной судьбе.

3. Постановка целей урока.

И начнем мы, конечно же, со стихов.

Учитель читает наизусть стихотворение. “Он тем хорош, что он совсем не то…”

– Так каков он, Игорь Северянин?

– Почему именно его 27 февраля 1918 года на вечере в зале Политехнического музея избрали королем поэтов? В чем особенности его поэзии и творческого пути? – вот те вопросы, на которые мы должны ответить сегодня на уроке.

4. Объяснение нового материала. (Было дано домашнее задание опережающего характера, которое и проверяется в ходе урока.)

А сейчас еще одно мое любимое стихотворение: “В парке плакала девочка” (читает наизусть учитель).

Анализ стихотворения

– Тема? О чем стихотворение?

– Форма стихотворения? (Диалог.)

– Но ведь отец вслух не говорит ни слова? (Внутренний монолог.)

– В какой строчке заключена основная мысль? (В последней.)

– Что в ней необычного? Чем она поражает? (“Простил грядущие печали и шалости”, а простить можно только то, что уже сделал.)

– Рядом глагол и причастие. Какими общими грамматическими категориями обладают эти части речи? (Время, вид.)

– В каком времени стоят глагол и причастие? (Прошедшее и будущее.) А лексическое значение слова “грядущее”? Вот какое причудливое сочетание грамматики и лексики.

– Как называется это образное средство? (Оксюморон.)

– Какие еще образные средства есть в этом стихотворении?

Итак: По объему небольшое стихотворение, мало образных средств, построено в форме диалога. Но автор достигает пронзительности в стихотворении. Каким образом?

Ранняя лирика поэта.

Сам поэт считал, что его стихи надо не читать, а слушать. Любил читать свои стихи сам, устраивая для публики “поэзоконцерты”, соединяя в слове музыку и поэзию. Создал много новых жанров поэзии, называя их музыкальными терминами: КЕНЗЕЛЬ, СОНАТА, МИНЬОНЕТ, СИНЕМАТОГРАФ, ЭГОПОЛОНЕЗ, АССО-СОНЕТ, ГАЗЭЛА, КВАДРАТ КВАДРАТОВ и другие, с некоторыми из них вы сегодня познакомитесь.

Так последуем желанию поэта. Сегодня мы будем читать стихи поэта и размышлять над ними, отмечая особенности творческой манеры автора. Но прежде, чем начать наш концерт, познакомимся с биографией поэта.

а) Сообщение ученика о детских и юношеских годах поэта, начале творчества, творческой славе, о том, как он победил в творческом соревновании с В.Маяковским и 27 февраля 1918 г на вечере в Политехническом музее его избрали королем поэтов.

б) Чтение учениками стихов наизусть + краткий комментарий к ним + обсуждение с классом, выявление особенностей ранней лирики поэта.

Стихи: “Кузнечик”, “Где-то на черешнях”, “В лесу”. (Читают подготовленные ученики, анализируют каждый свое стихотворение, класс участвует в обсуждении, дополняет, соглашается, не соглашается, спорит.)

Примерный план анализа стихов.

  1. Тема;
  2. Идея;
  3. Жанр;
  4. Форма;
  5. Настроение;
  6. Образные средства и их назначение в стихотворении;
  7. Лирический герой;
  8. Личность поэта.

Вывод: Такие стихи мог писать очень искренний, ранимый, тонко чувствующий, любящий жизнь, природу, литературу человек. Он начитан, знаком с творчеством предшественников, а также с современной ему поэзией. Он еще не очень хорошо понимает себя, но уже мечтает о любви, о славе. Мир природы ему понятней и ближе, чем мир людей. Его стихи обыкновенны – такие стихи пишут все молодые люди его круга. В них трудно услышать авторский голос, особенную, только ему свойственную интонацию. Легкий ритм, книжная лексика непринужденно сочетаются с бытовой, лирический герой – простой юноша с простыми чувствами, мечтательный и искренний. (Записи в тетради.)

Зрелая лирика поэта. В апогее славы.

Вряд ли такие стихи могли прославить их автора. Ми познакомились с ранней лирикой Игоря Северянина. За такие стихи королем не назовут. Да и гением он сам себя не назвал бы.

(Обращение к эпиграфу. Разбор смысла.)

Так какие же стихи принесли Игорю Северянину славу и титул короля поэтов и дали ему право говорить о себе “гений”?

Успеху Игоря-Северянина во многом способствовала особая манера исполнения своих произведений. По мнению В.Кошелева, именно Северянину принадлежит открытие нового жанра “эстрадного искусства – авторское чтение стихов. Наряду с “синематографом” и цыганскими романсами, этот жанр стал весьма популярен в среде массовой культуры начала 20-го века: (зачитать):

“Поэт появлялся на сцене в длинном, узком сюртуке цвета воронова крыла. Держался он прямо, глядел слегка свысока в зал, изредка встряхивая нависающими на лоб черными, подвитыми кудряшками. Лицо узкое, по выражению Маяковского, вытянутое “ликерной рюмкой”. Заложив руки за спину или скрестив их на груди около пышной орхидеи в петлице, он начинал мертвенным голосом, все более нараспев, в особой, только ему присущей каденции с замираниями, повышениями и резким обрывом стихотворной строки разматывать клубок необычных, по-своему ярких, но очень часто и безвкусных словосочетаний. Через минуту он всецело овладевал настороженным вниманием публики. Из мерного полураспева выступал убаюкивающий, втягивающий в себя мотив, близкий к привычным интонациям псевдо-цыганского, салонно-мещанского романса. Не хватало только аккордов гитары. Заунывно-пьянящая мелодия получтения – полураспева властно и гипнотизирующее захватывала слушателей. Она баюкала их внимание на ритмических волнах все время модулирующего голоса, и они уже готовы были забыть, что перед ними самоуверенный, манерный чтец собственных экстравагантных “поэз”, что его сюртук, орхидея и даже поза – провинциальная карикатура на портреты Оскара Уайльда”. (ЗАЧИТАТЬ).

И вот теперь вернемся к стихотворению, с которого я начала рассказ о моем знакомстве с творчеством поэта. Учитель читает наизусть стихотворение “Это было у моря…”

– Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
– Отличается ли оно от предыдущих? Чем?

Все также мало образных средств, но музыкальность, вычурность, колдовство, красота.

Особенности зрелой лирики поэта.

А сейчас послушаем ребят и поговорим об особенностях зрелой лирики поэта.

– Каков он, король поэтов Игорь Северянин, поэт в апогее славы?

Чтение и анализ стихов. Выявление особенностей зрелой лирики поэта. (Опережающее домашнее задание) Стихи: “Кензель”, “Мороженое из сирени”, “Увертюра”, “Июльский полдень. Синематограф”

Каков он, зрелый Северянин? Какова его творческая манера? Чем мог нравиться современникам, читателям, короновавшим его?

Вывод: (Запись в тетради, частично.)

Обещал чудо, очаровывал необычным, ярким, новым – звуками, ощущениями, красками, ритмами. Превращал будничную жизнь в праздник, возвышал читателя над суетой и житейскими заботами, уводил в выдуманный мир роскоши и красоты, точнее – красивости. Северянинская вселенная вполне узнаваема: здесь и современный быт: гостиницы, будуары, дачи, рестораны, концерты, клубы; предметы обихода – ландо, экспрессы , шляпки, вуали, веера и т. д.

Все у Игоря Северянина узнавалось, все, однако, было сдвинуто в мечту, в сказку, в фантазию, порыв повышенной интенсивности – в “сюрприз”, “эксцесс”… В этой выдуманной и такой трогательной стране живут короли и королевы, принцы и принцессы, виконты и виконтессы, пажи, феи… Здесь может поселиться любой читатель или читательница, если хочет на какое-то время забыть о реальности.

Поэта привлекают изысканные темы. Привлекает скорость, красота, любовь, молодость, роскошь, шик, “высь сфер” – что-то непонятное, несуществующее, уникальное, экзотическое, современное.

Жанры – самые причудливые. Только изобретено им десять жанров – этоминьонет, синематограф, квадрат квадратов, эгополонез. поэметта, ассо-сонет, диссона, газэлла, медальон и другие, приспособленные из музыкальных, – ноктюрн, хабанера, романс. (Жанры записаны на доске.)

Настроение ранних стихов нельзя определить однозначно. Поскольку главнаяцель поэта – эпатировать, то и настроение соответствующее: бодрое, решительное, с наигранной ноткой грусти. Только это внешнее впечатление. Внутренняя ироничность понятна только искушенному читателю. По сути главное в них – ирония и высокомерная насмешка над поклонниками, любителями поэз.

Герои ранних стихов опереточные, придуманные, кукольные. Главное, чтобы покрасивее, понепонятнее: тут и дамы, и королева, и паж, и нищий, и графиня, фея, король, принц. Но главный герой, конечно, сам автор. Каких только определений не придумаешь для себя любимого: “царь страны несуществующей”, “интуит с душой мимозовой”, “гений”, “светлый пилигрим”. Роль победителя так прочно приклеилась к нему, что зачастую уже трудно среди множества масок в этом поэтическом мире обнаружить истинное лицо самого автора.

В ранних стихах для эпатажа подобрана соответствующая лексика: множество неологизмов изобретает Северянин с целью потрясти воображение читателя: “быстотемпном” , “олуненной”, “морево”, “огимнив” и др. Кроме неологизмов он использует непривычные словосочетания, неправильные грамматические формы: “идеалы равноправий”, “совпадала ветром птичка”, “нравственных пропаж”, “Вы такая эстетная”; неправильные ударения и неправильное произношение.

5. Определение творческой манеры писателя.

– Эпатаж свойственен какому литературному направлению? Что вы о нем знаете?

– Но если мы скажем, что Северянин футурист, этого будет мало. Посмотрите на портрет.

Действительно, король, хотя и с грустными глазами. “Гений” – говорит он о себе. Как назвать такой футуризм, в центре которого “я”? (Эгофутуризм.)

6. Игорь Северянин в воспоминаниях современников.

Итак, слава его повсеместна. А что о его славе говорят современники? Как к нему относятся?

(Сообщения учеников: Северянин в воспоминаниях Маяковского, Ходасевича, Гумилева.) Итак, одни любят его, восхищаются им, другие ругают, но никто не равнодушен и все подчеркивают его талант и самобытность.

– Как он сам относится к своей славе? Послушаем самого поэта. Стихотворение “Двусмысленная слава” читает и анализирует ученик.

– Какие строки стихотворения можно назвать главными, выражающими поэтическое кредо поэта? – Кому он адресует свои стихи? В чем, по мнению поэта, основной конфликт?

Его стихи написаны не “толпе пустой”. Это “ людская стая”требует изысков и словесной мишуры. Для того, чтобы быть читаемым и быть самим собой, поэту нужна маска эстета, а у него “ душа простая”, он – “иронизирующее дитя”, его истинная цель – “слегка скорбя, подчас слегка шутя // Над всею торжествующей планетой”,благословлять мир и проклинать войны.

Вывод: Игорь Северянин в расцвете славы – это истинный поэт, полный надежд, мечтающий о славе. Самоуверенный, имеющий основание считать себя первым поэтом России. Обласканный публикой. Ею же не понятый, ибо хотел творить Поэзию и мечтал быть Поэтом, а стал немного Клоуном, потому что истинное лицо поэта никому неинтересно. Толпа требует ожидаемого чуда. Несмотря на все заявления о торжестве“эго”, приходиться думать о вкусе толпы. Раздвоенность, самоуверенность и нерешительность – вот основы его личности. Несоответствие целей средствам порождает борьбу в самом поэте: его тонкий, воспитанный на классической литературе вкус мирится с откровенной пошлостью, его истинный талант соседствует с искусственным порождением расчета.

7. Последние годы жизни поэта.

а) Биография (ученик продолжает рассказ о последних годах поэта). Ученики читают и анализируют поздние стихи поэта: “Грустный опыт”; “И будет вскоре”; “Отечества лишенный”; “Бывают дни”.

– Основная тема стихов? Как меняется творческая манера?
– Какие можно сделать выводы на основании сравнения творчества Игоря Северянина апогее славы и творчества последних лет? (Вернулся к классике.)

Вывод: Немолодой, потерянный в новой жизни, в чужой стране, не находящий своего места в жизни человек. Утратив Родину, он становится глухим, слепым и ненужным. Безъязыким. Одиночество и бесконечная боль, осознание крушения надежд заставляют отказаться от позы, изысков, от потребности угождать читателям, толпе. Поэт начинает говорить своим голосом: он обретает чувство меры, к нему возвращается природный вкус. Простота и безыскусность стихов вполне соответствуют теме. Тема одна: собственная ненужность и утраченная Родина. Думается, что погубила поэта не нищета и голод, не потеря титула короля поэтов, а бесконечное одиночество и осознание бессмысленности своей недолгой жизни.

8. Итог урока.

– Какие выводы можно сделать о личности и творчестве И.Северянина.

Жизнь разделилась на два периода: русский и зарубежный, эмигрантский. Счастливый и яркий период молодости и яркой славы, творческих поисков сменяется периодом безвестности, нищеты. Личная трагедия утраты всего самого дорогого в жизни разворачивается на фоне исторической трагедии – гибели старого мира. Перед нами как бы две судьбы, два человека, совершенно не похожих друг на друга. И два поэта: эгофутурист и талантливый поэт реалист. И закончить наш урок мне хочется тем, с чего начали – стихами. Стихотворение “Классические розы”. Читает учитель.