Урок окружающего мира. УМК «Перспектива». Тема: «Весна – утро года». 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23 МБ)


Цели:

  • приобщение детей к национальной культуре и традициям русского и татарского народов;
  • формировать праздничную культуру, вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к праздникам, показать о величие каждого из народов.

Задачи урока:

  • продолжить формирование образа весны в мире природы и людей как поры обновления жизни, символически представленной в образе птицы;
  • познакомить детей со старинными русскими обычаями трехкратной встречи весны и с праздником нового года у мусульман, с другими весенними праздниками по старинным календарям народов своего края.

Планируемые результаты:

  • уметь объяснить, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы;
  • находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия;
  • уметь изготовить игрушечную птицу в любой технике из любого материала (по выбору).

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, татарский национальный костюм для Наврузбике (девочки Весны), бумажные птицы, изготовленные на уроке ИЗО, рисунки и поделки учащихся по теме “Приход весны”, изготовленные на уроках ИЗО и технологии.

Ход урока

1. Организационный момент.

Класс украшен рисунками и поделками учащихся по теме “Приход весны”.

На доске тема урока “Весна – утро года”.

<Слайд 2>.

2. Актуализация.

Начиная занятие, учитель просит кого-либо из детей прочитать название урока и спрашивает:

- Как вы думаете, чем похожи утро и весна?

- Что происходит в природе утром?

- А что происходит в природе весной?

- А что можно сказать о жизни людей: что происходит утром?

- А что очень важное происходит с людьми весной?

Весна — важнейшее время года в жизни природы и людей, в том числе потому, что стремительно увеличивается долгота светлого времени суток, все живое на Земле готовится к новому жизненному круговороту.

Музыкальная презентация “Весна” [4]

3. Изучение нового материла.

Ученики проводят объяснение нового материала под руководством учителя.

1 ученик.

<Слайд 3>

На земле нет такого народа, который бы не отмечал и не гордился бы своими праздниками. Навруз - новогодний праздник мусульман, празднуется в день весеннего солнцестояния - 21 марта. 21 марта – время, когда равны день и ночь. Это граница, когда оканчивается зима и Природа пробуждается для весны. Многие древние народы отсчитывали новый год именно с этой даты. И в этом был глубокий смысл, начало пахоты и сева, от которых и зависело благополучие людей тех времен.

2 ученик.

<Слайд 4>

Навруз - означает “новый день”. Навруз - это один из древнейших земледельческих праздников.

Главный смысл празднования Навруза ? встреча в кругу семьи мусульманского Нового года. На праздничный стол выкладывают круглые лепешки из ячменя, пшеницы, кукурузы, проса, гороха, фасоли, риса, чечевицы, бобов и кунжута. Кушанья должны состоять из семи растительных продуктов. Во время празднования Навруза, по традиции, готовят сумаляк ? блюдо из пророщенных ростков пшеницы.

<Слайд 5>

3 ученик.

Примерно за неделю хозяева стараются привести в порядок свой дом: сделать мелкий ремонт, побелить, покрасить помещения. Обязательно стирается вся одежда, особенно детская, чтобы уберечься от сглаза и смыть порчу.

<Слайд 6>

В этот день дети ходили по домам, собирали праздничные угощения, рассказывали стихи хозяевам, желали здоровья и благополучия им и их семьям, ходили в гости, веселились, звучала музыка, песни и шутки.

4 ученик.

<Слайд 7>

Навруз – это период пробуждения природы, наступления тепла и начало весенних полевых работ. Навруз – это праздник урожая, людей труда, мирной жизни. Навруз – это гимн родной природе, праздник всеобщего согласия. Со временем этот праздник обогащается новым содержанием. Главное же - он призывает людей к сотрудничеству, дружбе и братству, воспевает нелегкий труд земледельцев.

Слово учителя.

Сегодня к нам на урок пришла гостья. Это Наврузбике – девочка Весна.

Выступление Наврузбике, которая на татарском языке рассказывает о весенних явлениях.

<Слайд 8>

В конце своего выступления она напоминает детям о бережном отношении к природе и дарит подарок весеннее панно и поёт татарскую песню о дожде, под которую ученики выполняют физминутку.

Слово учителя.

Весна это прилет птиц.

А кто из вас и как давно слушал песни первых весенних птиц?

<Слайд 9>

Послушайте, как заливается жаворонок [6].

<Слайд 10>

 Подобно тому, как мы ассоциируем людей, которым не спится вечно по утрам, с жаворонком, так и с приходом Жаворонка весна пробуждается ото сна, скидывает с себя белую шубу, украшает себя мохнатыми ветками вербы, ежедневно принимая себе в подарок бесконечное количество подснежников. Потому-то эта птица и прекрасна, и не менее желанная, чем сама весна.

Весна уже вступает в свои права. Весной, как известно, обилие праздников, символизирующих приход самой прекрасной поры — весны. День сурка, праздник цветущей сакуры…

Но есть и наш с Вами праздник, который поистине имеет звание славянского — Жаворонки. 

В этот день в годичном круговороте Весна приходит на смену Зиме. Это Весеннее Равноденствие, конец Зимы и начало сезона возрождения. С этого дня начинается полное оживление Земли, возрождение природы.

1 ученик.

<Слайд 11>

22 марта. На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается.

У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок.

2 ученик.

<Слайд 12>

На Жаворонки обычно пекли “жаворонков”, в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

3 ученик.

<Слайд 13>

Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы, кричали:

“Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!”

Далее ученик предлагает всему классу взять бумажных птиц, изготовленных на уроке ИЗО, и дружно позвать весну.

4 ученик

После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: “Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был”.

Из льна делали одежду, поэтому хороший урожай был важен для хозяйки. С помощью печеных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонка запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.

4. Практическая работа.

Этот этап урока может быть включен по желанию учителя и интегрирован с уроком технологии.

На данном этапе происходит изготовление жаворонков из соленого теста.

5. Закрепление полученных знаний.

Весной природа уже готова к обновленной жизни, да и людей ждут новые заботы.

- С каким временем суток сравнивают весну?

- Что происходит весной в жизни растений, животных и людей?

- Почему многие народы празднуют наступление нового года весной?

- Что общего в весенних праздниках разных народов?

- Образ, какого животного, стал любимым украшением весенних праздников?

6. Итог урока.

- Ребята, предлагаю вам подарить птиц нашим гостям, как символ удачи и новых свершений.

<Слайд 14>

Я поздравляю всех присутствующих с наступающими весенними праздниками и хочу угостить испеченными “жаворонками”.

Приятного аппетита!

<Слайд 15>

7. Домашнее задание.

- ознакомление с теоретическим материалом на с. 66–68 учебника, выполнить задания № 4 и № 5 на с. 37 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье:

  • изготовить игрушечную птичку из ткани по схеме задания № 4 на с. 37 рабочей тетради.
  • прочитать произведения, посвященные птичьей теме (например, “Синичкин календарь” В. Бианки, “Растрепанный воробей” К. Паустовского, “Веселые чижи” С.Маршака и т. д.).

Список литературы.

  1. “Перспектива” Сборник рабочих программ. Система учебников “Перспектива” Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2. - М.: Просвещение, 2011.
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях. Часть 2. - М.: Просвещение, 2011.
  4. Презентация “Весна” на музыку А.Вивальди с сайта www.viki.rdf.ru оформление Берюховой Е.К.
  5. М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова, Е. В. Мартинкова, Ю. В. Саркисян Уроки по окружающему миру. 2 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Серия “Академический школьный учебник”. Серия “Перспектива”. Электронная версия с сайта http://www.prosv.ru/ebooks/Novickaya_Uroki_po_okruj_2kl/index.html

Интернет-ресурсы.

  1. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva
  2. http://www.temakazan.ru/company_category/articles/services/nacionalnye-prazdniki-64/
  3. ru.wikipedia.org
  4. http://posobie.info/readtext_articles.php
  5. muzofon.com – трель жаворонка
  6. images.yandex.ru – иллюстрации