Урок окружающего мира по теме "Москва – столица России"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Тип урока: изучение и первичное закрепления нового материала.

Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по окружающему миру для 1 класса начальной школы.

Цели урока, планируемые результаты, в т.ч. и формирование УУД:

Образовательные:

  • сформировать понятие “столица”;
  • познакомить с достопримечательностями столицы;

Развивающие:

  • Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в группах.
  • Развивать умение объективно оценивать свои знания.
  • Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
  • Помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
  • Развитие мышления, внимания, наблюдательности, памяти.
  • Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
  • Создать условия для развития речи учащихся, ее эмоциональной окраски.

Воспитывающие:

  • воспитывать бережное отношение к историческим памятникам, уважение к героическому прошлому отечества
  • способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Регулятивные УУД: форирование умения слушать собеседника

Познавательные УУД: формирование информационной и исследовательской культуры

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные УУД: действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания

Оборудование: цветные сердечки, ИКТ, учебник, раздаточный материал.

Этап урока Содержание урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. О.М., рефлексия Долгожданный дан звонок начинается урок.

- Улыбнитесь друг другу.

- Возьмите сердечки и покажите, какое у вас настроение.

Говорит, создаёт положительную атмосферу Слайд№1 Повторяют за учителем.

Показывают сердечки.

Коммуникативные
2. Повторение изученного Широка страна моя родная
Много в ней лесов, морей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где трудом так славен человек!

- Скажите, о какой стране идёт речь? (России)

- На прошлом уроке мы говорили о нашей Родине. Давайте вспомним, что мы уже о ней знаем.

Я буду задавать вопросы, а вы поднимать руку и отвечать на них.

1.Как называется наша маленькая родина, посёлок, в котором мы живём?

2.Как называется наша область? А главный город в нашей области?

3.Как называется страна, в которой мы живём?

4.В каком городе находятся эти памятники? (Москва)

5.Почему все люди нашей страны знают этот город?

Задаёт вопросы

 

 

 

 

 

 

 

Слайд№2

 

Слайд№3,4

Слайд№5

Отвечают. Регулятивные
3. Знакомство с новым материалом Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Москва – столица России).

- Ребята, а кто из вас бывал в Москве?

- Что же понравилось и запомнилось вам в столице?

- Есть такая пословица “Кто в Москве не бывал, красоты не видал”.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Ребята! Кто из вас хочет побывать в Москве? Замечательно!

 

Слайд№6

Слайд№7

Слайд№8

Слайд№9

Рассказывает, задаёт вопросы, показывает слайды

Читают пословицу, объясняют смысл. Познавательные Коммуникативные
  - Сейчас мы с вами совершим заочное путешествие в столицу нашей России город-герой Москву. Экскурсоводом буду не только я, но и вы, ребята. Мы познакомимся с достопримечательностями города, интересными событиями и фактами.

- Итак, отправляемся!

- Из прошлых уроков вы узнали, что у стран и городов есть символы. Какие? (герб, флаг, гимн)

- Перед вами герб г.Москвы. Посмотрите внимательно. Кто изображён на гербе?

- Почему герб г.Москвы изображён в центре Российского герба?

- Как вы думаете, почему Москву назвали столицей? Пока вы думаете над этим вопросом, Таня и Катя найдут толкование слова столица в словаре Ожегова.

- Давным-давно Российским государством правил царь. Царствовать – значит “сидеть” на престоле (троне) в главном городе страны. В словаре Ожегова даётся такое толкование этому слову:

 

Слайд№10

 

 

 

 

 

Слайд№11

Слушают, отвечают на вопросы.  
  “Столица - главный город государства, место пребывания правительства и правительственных учреждений”.

-А вы знаете кто президент нашей страны? (В.В. Путин).

-Как вы думаете, справедливо ли то, что какой-то один из городов называют главным? (Все города хороши, но как в семье бывает кто-то, кого больше всех слушаются, так и в стране должен быть город, в котором принимаются важные для всей страны решения. Иначе была бы неразбериха. Но на главном городе и самая большая ответственность, от него ждут помощи и защиты.)

-Вот и на гербе Москвы изображён герой – святой Георгий Победоносец, насмерть пронзающий змея. Посмотрите, краски какого цвета в гербе главные. (Белый, красный, синий, золотой).

-Что они могут значить? (Золотой – цвет хлеба, золото куполов; синий – цвет мирного неба; красный – цвет победы, силы; белый – цвет чистоты, добра)

- А откуда пошла Москва? Кто же её основал?

Появление названия города Москвы, как и многих городов связано с географическим расположением. Город Москва связан с именем реки Москвы, на которой он стоит.

Люди здесь поселились потому, что в лесах водилась дичь, река была богата рыбой, в лесах были лесные пчёлы, а значит можно было добывать мёд, охотиться и заниматься рыболовством.

В 1147 Юрий Долгоруким приказал заложить город. Имя городу было дано от названия реки - Москва.

 

 

 

Слайд№12

Слайд№13

 

 

 

 

 

 

Слайд№14

Ищут толкование слову столица.

Зачитывают толкование слову.

Высказывают своё мнение.

 
  История Москвы неразрывно связана с историей Кремля.

Сначала стены Московского Кремля были деревянные. Такой Кремль прослужил городу примерно 200 лет.

В тринадцатом веке москвичам пришлось испытать страшное нашествие хана Батыя. Москва была полностью сожжена.

В 14 веке при князе Иване Калите были возведены дубовые стены Кремля (из прочного дерева).

Шли годы. Князь Дмитрий Донской, построил стены Кремля из белого камня. С тех пор Москву стали звать белокаменной. Со временем были выстроены новые кирпичные стены и башни. В Кремле было выстроено несколько подземных тайников. На Спасской башне Кремля были установлены часы.

-Москва знаменита своими историческими архитектурными памятниками. О некоторых из них, мы узнаем сегодня, поработав в группах.

Слайд№15

 

 

 

 

Слайд№16

 

Слайд№17

 

Слайд№18

 

Слайд№19

   
  Физминутка “Весёлая зарядка”

Групповая работа.

-Перед вами конверты с заданием. Это текст, который разделён на части. Ваша задача составить части по порядку, чтобы получился связанный рассказ об одной из достопримечательностей Москвы.

 

 

 

Слайд№20

   
  Спасская башня

Это одна из самых красивых башен. В ней 10 этажей. На Спасской башне находятся часы. Они называются куранты. Часы занимают 3 этажа.

Объясняет задание

Дополняет ответы

Работают в группах (Собирают предложения по порядку. Наклеивают их на листок. Зачитывают текст)  
  Успенский собор

Один из первых соборов Кремля. Долгое время этот собор оставался главным храмом Руси. Здесь совершались самые торжественные и пышные церемонии. Здесь венчались на престол цари.

 

 

Слайд№21

   
  Царь-пушка

Царь-пушка сделана из бронзы. Изготовил её мастер Иван Чохов. Вес пушки 40 тонн. Это самая большая пушка в мире. Эта пушка никогда не стреляла.

 

 

Слайд№22

   
  Царь-колокол

Царь-колокол изготовлен мастерами Моториными. Вес его 200 тонн. Однажды случился пожар. Колокол раскалился, его полили водой. Металл не выдержал, и откололся “кусок” весом 11 тонн.

 

 

Слайд№23

   
  Собор Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного находится на Красной площади. Он построен в память о победе над Казанью. Существует легенда, что царь Иван Грозный велел ослепить строителя этого храма, чтобы тот не мог построить более красивый храм.

 

 

Слайд№24

   
  -Кроме исторических архитектурных памятников, есть ещё и скульптурные памятники. Вот один из них. Он находится на Красной площади.

-Давайте прочтём слова на постаменте памятника “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”.

-За что же Россия благодарна этим людям? Как вы думаете?

 

 

 

Слайд№25

   
  -В далёкие времена Русь была захвачена врагами. Кузьма Минин начал собирать народное войско для борьбы с врагами. А командовать войском позвали военачальника Дмитрия Пожарского. Вместе они освободили Москву и русский народ от захватчиков.

-Можно ли сказать, что эти люди совершили подвиг?

-Посмотрите внимательно, памятник какому знаменитому поэту установлен в центре Москвы?

-Вот и закончилось наше с вами путешествие.

-Давайте проверим, что вы запомнили?

 

 

 

Слайд№26

   
4. Закрепление Тест

1. Что находится на Спасской башне?

А) часы

Б) портрет президента

В) термометр

2. На берегах какой реки стоит город Москва?

А) река Урал

Б) река Волга

В) Москва-река

3. Кому установлен памятник в центре города Москвы?

А) Пушкину

Б) Путину

В) школьнику

4. Во время пожара от него откололся “кусок”, весом 11 тонн. О каком памятнике идёт речь?

А) Царь-пушка

Б) Царь-колокол

В) памятник Минину и Пожарскому.

-Поднимите руку, кто выполнил тест правильно. Давайте поаплодируем этим ребятам.

Вывод: “Москва – столица России. В каждой стране есть главный город, столица. Теперь мы знаем, чем интересна Москва, чем она примечательна”.

 

 

 

Слайд№27

 

 

 

 

 

Слайды№29-36

 

 

 

 

 

Объясняет

 

 

Выполняют тест, проверяют.

 

 

Личностные

  Откройте учебники с.44-45. Рассмотрите иллюстрации на этих страницах. А теперь попробуйте узнать силуэт какого сооружения изображён на листках, которые я вам раздала. (Спасская башня) Раскрасьте этот силуэт.

-Понравилось ли вам наше путешествие?

-Что нового вы узнали на этом уроке?

-Покажите, какое у вас настроение?

Делает вывод

Объясняет

Помогает

Выслушивает ответы.

Во время выполнения работы включает песню Магомаева “Лучший город земли”

 

Определяют памятник.

Раскрашивают силуэт

Рассказывают

Показывают сердечки

 
5. Самостоятельная работа

6. Итог, рефлексия

      Личностные

Коммуникативные