Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах предложения.

Разделы: Русский язык


Технологическая карта урока.

Предмет, класс. Русский язык, 11 А класс.

№ урока по теме.

Дата.

1.

2.12.2013.

Оборудование, Источники информации: Учебник “Русский язык” (автор Н.Г. Гольцова), сборник для подготовки к ЕГЭ (автор И.П. Цыбулько), раздаточный материал.
Цель урока: Повторить и систематизировать материал по теме: “Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами”.
Задачи урока:

1) обучающая:

Отработка умений находить однородные члены предложения, производить пунктуационный анализ простого предложения с однородными членами;
2) развивающая: Развитие навыков постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, развитие умений нахождения однородных членов, решения заданий типа А5, А13, А23, В5;
3) воспитывающая: Формирование языковой компетенции.
Тип урока. Урок комбинированный (систематизации и обобщения, контроля знаний, умений, навыков).
Методы обучения.

Метод активизации познавательной деятельности,
метод упражнений, метод индивидуализации, метод актуализации опорных знаний.

Обучающие структуры: Ол Райт Раунд Робин, Таймд Пэа Шеа, Сималтиниус Раунд Тейбл, Стенд Энд Шеа, Раунд Робин, Микс Пэа Шеа.

Формы. Классно-урочная форма обучения, фронтально-индивидуальный, письменный и устный опросы, индивидуальная, групповая и коллективная форма организации работы, тренинговые упражнения, тестовые задания.
Дифференцированный подход. Индивидуальная работа со слабоуспевающими, сильными учащимися.
Основные понятия и термины урока. Однородные члены предложения и знаки препинания при них, сочинительные союзы.
Этапы урока. 1. Организационный момент. Сигнал тишины (Хай Файв).

2. Письменная орфоэпическая минутка. (Ол Райт Раунд Робин)

На каждый стол – 1 карточка со словами для орфоэпической работы.

Каждый участник команды проговаривает по 1 строке слов, правильно произнося их. Остальные участники записывают слова.

Затем – проверка: все участники № 2 встаньте и произнесите по 2 слова!

Балованный, досуха, торты,
Гражданство, красивее, вручит,
Углубить, намерение, сливовый,
Квартал, каталог, позвонит.

3. Орфографическая разминка (А 13. ЕГЭ) (Таймд Пеа Шеа)

Работа в команде с партнёром по плечу. 2 варианта карточек на каждый стол: партнёру А (2 карточки) и партнёру Б (2 карточки). Партнёр А выполняет задание, объясняя партнёру Б; затем партнёр Б выполняет задание, объясняя партнёру А.

Время на выполнение задания – 2 минуты.

Проверка: спросить ответ участника противоположного варианта: стол 5, участник № 3, объясни вариант А; стол 2, участник №2, объясни вариант Б.

4. Повторение и систематизация материала по теме: “Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами”.

4.1. Синтаксический разбор предложений. (Сималтиниус раунд тейбл.)

Каждый участник записывает своё предложение, расставляет знаки препинания, делает синтаксический разбор, составляет схему предложения.

Предложения для синтаксического разбора.

1. Снег светился на мостовой на крышах домов на ограде на набережной на выступах окон.
2. Огромные облака ползли по тяжёлому бесцветному горестному бескрайнему небу.
3. Капли воды обрывались с краёв герба с фигур на карнизах со сводов галереи.
4. Красное утреннее солнце неярко озаряло мокрый асфальт крыши весёлые деревца в палисаднике.

Время на разбор – 3 минуты.

Проверка. Учитель: – Передайте тетради по часовой стрелке соседу, проверьте правильность выполнения, оцените. Затем возвратите тетрадь владельцу.

Время на проверку – 1 минута.

Учитель: Кто получил 5, поднимите руку! 4, 3…!

4.2. Формулировка темы и целей урока. (Стенд энд шэа.)

Учитель: Какова же тема сегодняшнего урока? Сформулируйте её.

– Какие цели ставим перед собой?

Данные вопросы обсуждаются в каждой команде: каждый участник высказывает своё мнение (проговаривает).

Время на обсуждение – 1,5 минуты.

Учитель: Кто хочет ответить? Встань и поделись!

На выполнение всего задания – 3 минуты.

4.3.1. Систематизация теоретических сведений. (Раунд Робин.)

Каждой команде даётся 1 карточка с 4 вопросами. Каждый участник отвечает на 1 вопрос, остальные – слушают молча, дополняя при необходимости.

Время на работу – 3 минуты.

Проверка.

Учитель: Встаньте участник № 1 1 стола и ответьте на 1 вопрос (все команды слушают ответ), на 2 вопрос ответит участник № 2 2 стола и так далее.

Карточка с теоретическими вопросами.

Какие члены предложения называются однородными?

Могут ли однородные члены предложения быть выражены разными частями речи?

Все ли члены предложения могут выступать в качестве однородных?

С помощью чего осуществляется связь между однородными членами?

4.3.2. Используя схемы, рассказать о пунктуации при однородных членах предложения. (Микс Пэа Шэа.)

На каждом столе приготовлены карточки 2 цветов: партнёры А берут карточки зелёного цвета (схемы, в которых нужно ставить запятую при однородных членах); партнёры Б берут карточки белого цвета (схемы, в которых не надо ставить запятую при однородных членах).

Учитель: Партнёры А берут карточки зелёного цвета, партнёры Б – белого цвета. По моему сигналу встаньте, задвиньте стулья и начните двигаться под музыку. Когда музыка остановится, найдите пару с другого стола с карточкой другого цвета.

Музыка звучит 1 минуту.

Учитель: Мы проведём Релли Робин. Отвечают первыми те, у которых карточки зелёного цвета. (Учитель: Все закончили отвечать?)

Затем все садятся за свой стол.

Закрепление материала по теме: “Предложения с однородными членами.”

5.1. Графический диктант (самопроверка).

Учитель читает предложения, ученики в тетради составляют схемы данных предложений:

1) Ни ранения, ни боль, ни смерть не пугали этого мужественного человека.
2) Метель то подталкивала нас в спину, то налетала сбоку и разворачивала поперек улицы.
3) Брат был умен, легко решал задачи и легко научился делать фокусы.
4) Сама площадь, и позлащенные солнцем листья, и памятник казались какими-то чужеземными.
5) Мне пришлось читать Ане и стихи, и сказки, и потешки.

После графического диктанта– самопроверка: схемы – на доске.

Учитель: Оцените данный вид работы сами.

5.2. Тестовый тренинг. (Раунд Робин.)

Учитель: Готовимся к ЕГЭ. Знания о предложениях с однородными членами надо показать в задании А 23.

На каждом столе – карточка, на которой 4 предложения. Каждый участник работает над своим номером предложения, объясняя другим членам команды. Остальные слушают. Начинает участник № 1, далее – участник № 2 и т.д. Задание выполняется на карточке. Приступаем к работе.

Время на выполнение задания – 3 минуты.

Учитель: Все выполнили? А сейчас участник № 4 запишет на карточке верный ответ.

Участники № 3 встаньте, возьмите карточки с ответами и пересядьте за другой стол: из-за нечётного– за чётный и наоборот.

Участник №3, объясните свой ответ хозяевам этого стола. Вы внимательно слушайте и поставьте оценку тому, кто объясняет.

5.3. Работа по стилистике. (Раунд Робин.)

– С употреблением однородных членов предложения связаны не только пунктуационные, но и грамматические, речевые стилистические ошибки. Умение находить подобные ошибки проверяется в А 5 ЕГЭ.

Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения.

На каждом столе – 1 предложение для работы всей команде.

Учитель: У каждого участника будет 15 секунд, чтобы аргументированно объяснить наличие или отсутствие стилистических ошибок.

На выполнение задания– 1 минута.

Предложения для работы.

  1. Шёл дождь и два студента; один в университет, другой – в калошах.
  2. Пью чай с лимоном и с удовольствием.
  3. Не рекомендую дамам не выходить без мужа или без дубины.
  4. Человек– существо, знакомое с употреблением брюк и дара слова.
  5. На крыльцо выбежали девки и лакеи со свечами и радостными лицами.
  6. Он организовал и руководил кружком.

– А сейчас все участники № 1 встаньте и по очереди каждый в течение 15 секунд прочитайте своё предложение и объясните свой ответ.

6. Рефлексия.

Учитель: Подведём итоги урока. Попрошу вас закончить предложения, написанные на доске. Выполняете вы это задание с партнёром по плечу.

На доске написаны начала предложений:

1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…

Учитель: Кто хочет ответить? Встань и поделись!

7. Подведение итогов. Оценивание.

Учитель: Настал момент оценивания. Объективно оцените работу друг друга в команде, взяв лист оценивания.

Домашнее задание. Повторить: обобщающие слова при однородных членах предложения, знаки препинания при них; Н-НН в существительных и наречиях § 79, 80, партнёры А– упр. 393, партнёры Б – упр.395 (учебник Н.Г. Гольцовой).

Глоссарий.

  1. МИКС ПЭА ШЕА (Mix Pair Share) – обучающая структура, в которой участники смешиваются под музыку, образовывают пару. Когда музыка прекращается, обсуждают предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) и ТАЙМД ПЭА ШЕА (для развёрнутых ответов).
  2. ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН (All Write Round Robin) – обучающая структура, в которой ученики по одному зачитывают свои ответы по кругу, а все остальные ученики записывают новые идеи на своих листках.
  3. РЕЛЛИ РОБИН (Rally Robin) – обучающая структура, в которой два участника поочерёдно обмениваются короткими ответами в виде списка.
  4. ТАЙМД ПЭА ШЭА (Timed-Pair-Share) – обучающая структура, в которой два участника делятся развёрнутыми ответами в течение определённого количества времени.
  5. СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЕЙБЛ (Simultaneous Round Table) – обучающая структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу по кругу.
  6. ХАЙ ФАЙВ (High Five) – дословно “дай пять” – сигнал тишины и привлечения внимания.