Домашняя работа учащихся на уроках русского языка и вариативность обучения

Разделы: Начальная школа


I. Введение

Домашнее задание является одним из наиболее трудных структурных элементов урока. Именно оно нередко дается в спешке, в «свернутом виде», перед самым звонком, а то и после. Этот элемент урока оказывается недостаточно продуманным и разработанным: учитель лишь указывает страницу учебника и номер упражнения, при этом отсутствует необходимая целевая установка. Доминирующая фронтальная форма работы на уроке распространяется и на домашнее задание, которое предполагает одинаковое педагогическое воздействие на разных учащихся. Это ведет к неравномерности в распределении учебной нагрузки на учеников, провоцирующей отставание одних учащихся и снижение интереса к предмету у других.

Особое значение домашняя работа имеет при организации учебного процесса в системе развивающего обучения, которое предполагает «…формирование субъекта учения…т.е. ребенка, желающего и умеющего учиться…» Реализовать такой тип обучения удается в технологии вариативного обучения. Вариативное обучение – это способ организации учения школьника как субъективной деятельности по усвоению общественно-исторического опыта путем его активной переработки и присвоения в том виде, который соответствует способности учащегося использовать этот опыт в собственной деятельности.

Домашняя работа – это прежде всего связь с классной работой, на основе которой происходит глубокое и прочное усвоение языкового материала, формируются умения и навыки, а также опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностное отношение к учебному предмету и труду. В этом случае в домашнем задании максимально учитываются индивидуальные особенности школьников, их познавательные интересы и склонности, а также организуется индивидуальная или совместная деятельность в группах и парах. В соответствии с этим индивидуализация распространяется на содержание, объем, сложность, способ управления и контроля. Создаются оптимальные условия для саморазвития с учетом интересов, склонностей, личных качеств учащихся.

Необходимость домашнего задания обусловлена тем, что одной из важнейших задач образования является приобретение всеми учащимися знаний и умений, а также тем, что оно преодолевает границы, присущие структуре урока. Каждому школьнику нужны учебные поручения, время для выполнения которых не установлено, а также задания, которые предполагают поиск, пробы, эксперимент, направленные на развитие творческих способностей ученика, его потребности в самообразовании.

Поскольку современный урок – это акт совместной творческой деятельности учителя и учащихся, то ученики дома должны подготовиться не только к тому, чтобы отчитаться в своих знаниях и умениях за прошлый урок, но и активному творческому поиску по «добыванию» знаний и выработке новых навыков и умений.

II. Домашняя работа учащихся и вариативность обучения

Домашняя работа школьников, являясь продолжением работы в классе, должна играть и определённую роль в формировании их познавательных интересов. Сначала это может быть интерес к содержанию текста, а не к грамматическим заданиям, а уж потом интерес к работе над языковыми средствами текста.

Менее всего внимания, к сожалению, мы уделяем индивидуализации домашней работы с учетом способностей, склонностей, интересов учеников. А ведь возможны задания-минимумы, обязательные для всех учащихся класса, и задания-максимумы, рассчитанные на тех, кто интересуется предметом. При этом мы можем обеспечить право ребенка выбирать из ряда заданий такое, которое соответствует его интересам. При желании учеников учитель может вооружить их инструкциями, схемами, алгоритмами выполнения домашнего задания.

Воспитание самостоятельной и активной личности предполагает специально организованное обучение  детей умению выполнять домашнее задание – вначале в сотрудничестве с учителем. Когда ученик дома решает задачи после того, как ему в классе показали образец, он продолжает действовать в сотрудничестве, хотя в данную минуту учитель не стоит около него…Эта помощь, этот момент сотрудничества незримо присутствует, содержится в самостоятельном по внешнему виду решении ребенка. Сотрудничество ученика с учителем и сверстниками может осуществляться различными способами:

1. Подготовка учащихся к выполнению домашнего задания в классе.

Учитель предлагает индивидуальное или общее задание для индивидуальной или групповой самостоятельной деятельности. На первых порах она может занимать Важно здесь то, что педагог максимально помогает каждому ученику, а ребенок овладевает приемами самостоятельной деятельности в привычном для себя темпе. Задание подобное (для сильных учащихся) или то же самое (для отстающих) предлагается на дом, чтобы дети приготовились к проверке на уроке. Такой вид работы снижает риск ошибки, позволяет ученикам поверить в свои силы, поддерживает устойчивый познавательный интерес.

2. Выполнение домашнего задания, предложенного учителем (индивидуально или в группе).

Цель: сформировать у школьников умение самостоятельно работать в домашних условиях, выработать приемы рациональной деятельности с языковым материалом, воспитать чувство ответственности и самоконтроля.

3. Подготовка самозадания на основе требований, предъявляемых преподавателем.

Развивая навыки самостоятельной работы, учащиеся отбирают и классифицируют языковой материал, формулируют вопросы, но самое важное-овладевают некоторыми приемами деятельности обучающего (учителя).

4. Само- и взаимозадания на дом. Самопроверка и взаимопроверка выполненной работы.

Такие домашние задания формируют адекватную самооценку, умение находить свое место в общей деятельности, перераспределяют роли между учителем и детьми, стимулируют активность подростков.

III. Нетрадиционные домашние задания

1. Составление одного из несуществующих словарей

а) школьный словарь;

б) спортивный словарь;

в) словарь добрых (вежливых слов);

г) словарь моих любимых слов;

д) космический словарь и т.д.

2. Составление «бестолковых» словарей (сопоставление значений и состава слова)

Глазунья – соседская девчонка в окне;

Безграмотный – окончивший школу без грамоты;

Стриж – парикмахер;

Второгодник – человек со стажем и опытом;

3. Различные творческие задания: написание стихов, рассказов, сказок, писем…

а) придумать завершение рассказа (по данному началу);

б) сочинение-миниатюра по пословице («Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Без труда не выловишь и рыку из пруда», « Крепкую дружбу водой не разлить», «Сделал дело – гуляй смело»…

в) письмо президенту.

4. Разработка кроссвордов (тематических)

5. Редактирование текста (в качестве домашнего задания дети получают текст-оригинал и задание к нему: исправить, отредактировать текст и др.)

6. Тесты на «гениальность».

  1. У Диогена спросили, что быстрее всего стареет в человеке. Он ответил: «…» (благодарность)
  2. Увидев двух ссорящихся, Гете сказал: «Из двух ссорящихся виновен тот, кто…» (умнее)…

7. Фразеологические обороты (вспомнить и зарисовать, объяснить их значение). «на морозе щеки горят», «светиться от счастья», «золотые руки», «за словом в карман не полезет», «работать спустя рукава», «сесть в калошу», «не вешай лапшу на уши», «водить за нос», «делать из мухи слона»…

8. Составление пословиц, поговорок, загадок (тематических). Темы: «Человек», «Труд», «Руки»…

9. Объяснить лексическое значение, происхождение и образование слов.

VI. Контроль и оценка домашнего задания

Контроль и оценка домашнего задания являются мотивирующими факторами, они мобилизуют силы и способности школьников. Здесь закладываются основы для воспитания привычки к труду и чувства долга, которые потребуются школьникам в самостоятельной жизни.

Необходимо использовать разнообразные формы контроля за выполнением домашнего задания:

  1. Проверка тетрадей учителем.
  2. Контроль письменных и устных заданий отдельных учеников.
  3. Просмотр тетрадей с домашним заданием перед уроком.
  4. Взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями (парная работа с использованием учебника, словарей, справочников). При такой проверке домашней работы у подростков возрастает интерес к словарям и справочной литературе, вырабатывается умение самостоятельно пользоваться ими.
  5. Самоконтроль: сопоставление выполненной работы с оригиналом, а также с требованиями, предъявляемыми к данному виду работы.
  6. Непрямой контроль, основанный на наблюдении за работой ученика на уроке.

Проверка домашнего задания непременно должна сопровождаться  отметкой или оценкой. Неудовлетворительную отметку лучше не ставить; учитель предлагает переделать домашнюю работу, исправив допущенные ошибки, или дает подобно первому новое домашнее задание. Отметка ставится только тогда, когда ученик исправит все ошибки.

Домашнее задание в условиях вариативного обучения активизирует у школьников самостоятельный поиск новых знаний и формирование необходимых общеучебных умений. Необходимость домашнего задания продиктована вариативностью учебной деятельности в условиях развивающего обучения, направленностью от репродуктивных к творческим видам заданий, от контроля – к самоконтролю, от оценки учителя – к самооценке ученика.