Урок истории "Начало Первой мировой войны"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Образовательные: дать знания о причинах и поводе войны; сформировать представления о готовности стран к войне; показать неотвратимость начала военных действий.
  • Воспитательные: воспитывать чувства патриотизма, сопричастности к судьбе Отечества.
  • Развивающие: развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, аргументировано доказывать свою точку зрения.

Оборудование:

  • учебная карта «1 Мировая война»;
  • раздаточный материал (см. Приложение);
  • мультимедиапроектор для демонстрации фрагмента документального фильма: сериал «1 Мировая война» производства Великобритании, 2003 год – 1-я серия «К оружию» от 3.11 до 16.31 мин.

Тип урока: Комбинированный.

Ключевые слова и термины: Антанта, Тройственный союз, Балканы, эрцгерцог, повод, гонка вооружений, конфронтация, эскалация военной  угрозы.

Ход урока

1. Целевая установка. В течение 1-2 минут учитель сообщает, что сегодня на уроке после повторения международных отношений накануне I Мировой войны предстоит познакомиться с началом I Мировой войны: подготовкой к ведению военных действий, причинах и поводе войны.

2. Актуализация знаний по предшествующему материалу: фронтальная беседа по теме: «Международные отношения накануне I Мировой войны» (4-5 минут):

  • Какие противоборствующие военно-политические блоки существовали  к 1914 году?
  • Какие страны входили в Тройственный союз?
  • Был ли прочен Тройственный союз? Почему?
  • Какие страны входили в Антанту?
  • Было ли единство целей в Антанте?
  • Какие противоречия  и между какими странами  были урегулированы между союзниками по Антанте,  чтобы ликвидировать противоречия?
  • Где главный узел мировых противоречий? Почему?
  • Какие события на Балканском полуострове усугубляют сложную международную обстановку?
  • Какова позиция России по этому вопросу?
  • Какие страны Балканского полуострова присоединятся к Антанте? Почему?
  • Какие страны Балканского полуострова присоединятся к Тройственному союзу? Почему?
  • Можно ли  в таких международных условиях избежать военных действий? Почему?

3. Целеполагание (2-3 минуты):

Преподаватель сообщает тему урока  и спрашивает учащихся о чём бы они хотели сегодня на уроке узнать и, исходя из этого  формулируется план:

  • причины войны;
  • повод к войне;
  • подготовка к войне;
  • начало войны.

4. Объяснение нового материала:

  • просмотр (15 минут) и обсуждение  фрагмента документального фильма по вопросам:
    • внутренние проблемы Австро-Венгрии;
    • планы Сербии;
    • причина конфликта на Балканах;
    • повод к войне
  • работа со статистическими данными (5-7 минут) о готовности стран к мировой войне (см. Приложение: таблицы №1 и 2) по вопросам:
    • какой военно-политический блок лучше подготовился к войне и почему;
    • в каком блоке и какая страна является основной движущей силой и почему;
    • работа по другим таблицам – в зависимости от наличия времени на уроке.

Помимо подтверждения  уже сделанных выводов, приводимые в таблицах данные будут способствовать знакомству учащихся с научно-техническими изобретениями I  Мировой войны.  

На основе сделанных выводов учащиеся определяют дату начала военных действий, выбирая  нужную из предложенных учителем на доске:

  • 28 июля Австро-Венгрия объявляет войну Сербии
  • 1 августа Германия  объявляет войну  России
  • 3   августа Германия  объявляет войну   Франции
  • 4 августа Англия  объявляет войну   Германии.

Учащиеся мотивируют выбранный ими ответ (2-3 минуты)

  • оформление опорного конспекта в тетрадях (параллельно с объяснением материала) в соответствии с намеченным планом урока.

5. Рефлексия (3-4 минуты): учитель предлагает учащимся задуматься о том, что нового они сегодня узнали на уроке и по желанию учащихся  выслушиваются их ответы.

6. Первичное закрепление материала (3-4 минуты):

  • где главный узел противоречий
  • причины войны
  • какой блок готов к войне лучше
  • какие страны являются главными движущими силами военных блоков
  • повод к войне
  • дата начала 1 Мировой войны.
  • почему именно эта дата

7. Подведение итогов: д./ з. – подумать над вопросом: почему Италия не вступила в войну?

Литература:

  1. Алексеев М.А. Фальшивые карты Вильгельма 11.\\ Военно-исторический журнал. -№6,1995
  2. Головин Н.Н. Военные усилия России в мировой войне. \\ Военно-исторический журнал – № 2,9,10, 1993
  3. Историческая энциклопедия
  4. Палеолог М. Царская Россия во время мировой войны