Проект "Здоровый малыш – основа хорошего образования"

Разделы: Работа с дошкольниками


“Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы” .
В.А.Сухомлинский

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны, она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ “Об образовании” (ст.51), “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, а также Указами Президента России “О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации”, “Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации” и др.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось: снизилось количество детей первой группы здоровья (с 23% до 15%), увеличилось - детей второй группы, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 61% до 68%) и третьей группы здоровья - с хроническими заболеваниями (с 16% до 17%). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронических заболеваний у детей.

Постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению здоровья детей, к снижению их физического и умственного потенциала. Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических процессов и наличии тесной связи между показателями физических, психических и умственных качеств у дошкольников (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже; Г.А. Каданцева, 1993; А.С. Дворкин и Ю.К. Чернышенко, 1997).

Наши воспитанники живут в районе Среднего Приобья, который является типичным примером природной экстремальной зоны (низкая температура воздуха, выраженные колебания атмосферного давления, высокая скорость ветра, аномальное солнечное излучение, укороченный световой день в зимний период). Эти климатические условия предъявляют к организму повышенные требования, не только вынуждая его использовать дополнительные биологические и социальные средства защиты от неблагоприятного воздействия, но и вызывают многочисленную патологию среди различных слоёв населения, в том числе и у детей.

В условиях современности большое внимание уделяется качеству образования, которое зависит от здоровья детей, именно здоровый ребенок способен полноценно усваивать учебный материал. Поэтому так важно прививать стремление к здоровому образу жизни у детей с раннего возраста.

Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития организма ребенка, когда активно формируются разнообразные умения и навыки малыша. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека (И.А. Аршавский), вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Стремление снизить повреждающее влияние на здоровье детей погодно-климатическими факторами, которые ведут к гиподинамии, снижению умственной и физической работоспособности, обострению заболеваний у детей, проживающих в сложных природно-климатических условиях в сравнении с их сверстниками из более благоприятных районов, заставляет отнестись к проблеме серьёзно.

Поэтому мы проанализировали данные посещения детьми группы “Зайчики” (всего 15 детей) за октябрь 2012 года, установили, что 53% детей в течение этого периода не посещали детский сад (с диагнозом ОРВИ).

Так же мы выявили несколько актуальных для нашей группы причин.

Причины.

  • В семьях наших воспитанников часто нарушается режим дня (в выходные и праздничные дни большинство детей не имеют дневного сна, сокращается ночной сон, в связи с просмотром телепередач), что создает предпосылки к перенапряжению нервной системы ребенка, а хроническое недосыпание отрицательно влияет на его физическое и нервно-псхическое развитие.
  • Родители одевают детей не учитывая погодные условия, что также плохо сказывается на здоровье организма малышей.
  • По результатам анкетирования родителей было выявлено, что 69% родителей не знают, как укреплять здоровье детей в домашних условиях.

Вышеперечисленные причины, показывают актуальность проблемы в укреплении здоровья детей в группе, а, также, активизации работы по взаимодействию с родителями в данном направлении.

Для решения выявленных проблем мы разработали долгосрочный проект “Здоровый малыш - основа качества образования”.

Участники: воспитатель – разработчик проекта “Здоровый малыш – основа качества образования” с последующей реализацией; педагог – психолог - предоставила комплекс авторских игровых развивающих упражнений; медицинская сестра – контролирует уровень здоровья и физическое развитие детей; дети второй ранней группы – оздоравливаются, развиваются; родители - повышают педагогическую компетентность в вопросах укрепления здоровья детей, их развития.

Цель: создание условий для полноценного сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей раннего возраста в условиях ДОУ и семьи.

Задачи:

- создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей в адаптационный период;

- создание здоровьесберегающей среды (оборудование для двигательной активности детей (физического и психического развития; игровые развивающие зоны).

Формировать:

- культурно-гигиенические навыки;

- интерес к физической культуре и закаливанию;

- жизненно необходимые двигательные умения и навыки каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями развития;

- начальные представления о здоровом образе жизни;

- повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей раннего возраста.

Методы: наглядный, практический, игровой, словесный.

Приемы:

- игровой; игры-упражнения;

- показ действий (пример воспитателя);

- использование художественного слова;

- словесные указания (поручения);

- напоминание; поощрение.

Основные педагогические принципы: научности, последовательности, систематичности, принцип личностной ориентации и преемственности, наглядности, индивидуальности, гуманизации, позитивности.

В своей работе использую программу Л.Д. Глазыриной “Физическая культура” (раздел “Ненасильственное воспитание”), в основе которой лежит три принципа:

  • Принцип фасцинации – это специально организованное воздействие, умение очаровать ребенка своим видом, им самим, друг другом, проявлять интерес к окружающим предметам, действиям с ними, физическим упражнениям и движениям.
  • Принцип синкретичности (соединение) направлен на установление в двигательной сфере синкретических упражнений, природу их внедрения.
  • Принцип творческой направленности – самостоятельное создание ребенком движений на основе его двигательного опыта.

А также программу “Здоровье” В.Г. Алямовской (разделы “Группы здоровья” и “Комфорт”). Учет этих принципов позволяет сформировать у детей целостную систему умений, навыков.

 Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный / 15.10.12 – 31.10.12/

Задачи:

- изучить потребности родителей и возможные ресурсы группы в оздоровлении детей;

- определение проблемы, цели и задач проекта;

- анализ научно-методической литературы;

- разработка плана для реализации проекта;

- создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.

2 этап - Практический (основной) /01.11.12. – 30.04.13./

Задачи:

- практическая работа с детьми по плану реализации проекта;

- использование здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности детей раннего возраста;

- работа с родителями.

3 этап – Аналитический (заключительный) /май 2013/

Задачи: подведение итогов, анализ деятельности по результатам реализации проекта “Здоровый малыш – основа качества образования”; подбор новых эффективных форм работы по укреплению здоровья детей. Трансляция данного педагогического опыта в СМИ и педагогических сообществах района, региона и РФ.

Содержание моей работы по плану реализации проекта

Все формы работы с детьми проходят в игровой деятельности.

1. Адаптация к условиям ДОУ.

Одной из причин высокой заболеваемости является адаптация детей к условиям детского сада. В этот период возможность заболевания ребёнка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.

Цель: сохранение психического и физического здоровья детей посредством создания благоприятных условий способствующих их комфортной адаптации.

Задачи: создание психологического и эмоционального комфорта в группе.

Формы работы:

  • игры с детьми в адаптационный период;
  • работа с родителями.

В процессе всего проекта работа с детьми проводилась в режиме адаптации.

2. Формирование культурно-гигиенических навыков.

Цель: воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

Формы работы:

  • сюжетно-образные игры, игры - занятия на формирование культурно-гигиенических навыков;
  • чтение детской литературы, стихотворений, потешек.

3. Организация физкультурно-оздоровительной работы.

Цель: укрепление физического и психического здоровья детей раннего возраста.

Задачи: повышение сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды; снижение уровня заболеваемости детей.

Формы работы.

  • Утренняя гимнастика.
  • Физкультурные занятия.
  • Полоскание рта прохладной водой.
  • Подвижные игры
  • Прогулки.
  • Физкультминутки.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Релаксация, элементы музыкотерапии (музыка сопровождает режимные моменты).
  • Сон без маечек.
  • Гимнастика после дневного сна.
  • Контроль за нагрузками для переболевших детей – щадящий режим;
  • Строгое выполнение санитарно-гигиенического режима согласно требований и норм СанПиН 2.4.1.3049-13.

4. Совместная работа с педагогом- психологом

Комплексные игровые упражнения.

Цель: улучшение физического и психического здоровья ребенка.

Задачи: развитие коммуникативных навыков, понимание сущности принятой на себя роли, при сопровождении движений речью. Развитие умений регулировать свои движения (сначала по указанию педагога). Формирование навыков игровой деятельности.

Развитие психомоторики.

Игры и упражнения в сенсорной комнате.

Цель: создание психологического комфорта, оздоровление через индивидуальный подход к каждому ребенку, формирование у детей навыков здорового образа жизни с учетом регионального компонента.

Задачи: создание положительного эмоционального фона и помощь в преодолении нарушений в эмоционально-волевой сфере; улучшение физического и психического здоровья ребенка; укрепление взаимосвязей: “Дети – Воспитатель – Семья”; активизация творческой мыслительной деятельности и развития речи, развитие психических процессов, интеллекта; совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

5. Совместная работа с медицинской сестрой.

Цель: профилактика простудных заболеваний, снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей.

Формы работы: контроль за развитием и здоровьем детей; отслеживание заболеваемости; витаминизация; фитотерапия; профилактические прививки; назначение  различных профилактических мероприятий и рекомендации; прохождение медосмотра детей ежегодно.

6. Работа с родителями

1 этап

Цель: изучить потребности родителей по вопросу оздоровления детей.

Формы работы.

  • Анкетирование родителей “Береги здоровье смолоду”.
  • Родительское собрание “Давайте познакомимся”.

Один из вопросов на повестке - изучение запроса родителей по закаливанию детей в детском саду.

Консультации медицинской сестры:

  • - "Как пойти в садик и не заболеть?";
  • Что должен уметь ребенок, который идет в детский сад?

Консультации педагога-психолога:

  • “Меры облегчающие адаптацию”;
  • “Ребенок спокойно общается со взрослыми, но очень застенчив в обществе других детей. Как научить его не бояться?”;
  • - “А что же делать, если ребенок не спит днем?”

2 этап

Цель: повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей раннего возраста.

Формы работы.

  • Родительские собрания темы: “Основы здорового образа жизни” (декабрь); “Здоровый ребенок – счастливые родители” (март); “Мы здоровью скажем – да!” (май).
  • Круглый стол “Делимся опытом оздоровления детей”.
  • Мастер-класс “Пальчиковая гимнастика”.

Проведение просветительской работы.

  • Консультации:
  • Посещение семьи.
  • Индивидуальные беседы.
  • Изготовление плаката.
  • Изготовление памяток.

Ожидаемые результаты:

1. У детей:

- снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;

- повышение качества образования;

- повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды;

- сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни, полезных привычек.

2. У родителей:

- необходимый запас знаний, который поможет в вопросах – что, как, когда и почему надо делать с ребёнком, чтобы обеспечить его здоровье и полноценное развитие;

- повышение активности родителей в использовании профилактических мероприятий, направленных на оздоровление детей.

Выводы.

В результате реализации проекта у детей наблюдается улучшение аппетита, качества сна, настроения, повысился познавательный интерес, появились зачатки осознанного отношения к физической культуре, повысилась самостоятельная двигательная активность (особенно в игровой деятельности), сформировались первоначальные культурно-гигиенические навыки, появилось стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Повысилась активность родителей в использовании профилактических мероприятий по оздоровлению детей.

Наблюдается снижение частоты случаев заболеваемости на 20 % (в октябре 2012 г. было 53% детей, в мае 2013 г. - 33%), повышение сопротивляемости организма инфекциям, следовательно повысилась посещаемость. У воспитанников повысился интерес к непосредственно образовательной деятельности.

Выявлены эффективные формы работы с детьми, которые способствуют укреплению здоровья малышей, снижению заболеваемости и как следствие повышению качества образования.

Совокупность положительных изменений в состоянии здоровья и развитии детей на протяжении года позволяют считать, что использованные в проекте формы работы с детьми и родителями были достаточно эффективными.

Практическая значимость проекта очевидна – наблюдается снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей раннего возраста в условиях ДОУ и семьи. Учитывая положительные результаты, планируем продолжить данное направление педагогической деятельности.

Литература

1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М: Просвещение, 2005. – 176 с. ил.

2. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медецина 2007. – 304 с.

3. Алямовская В.Г. “Как воспитать здорового ребенка”.- М.: Linkapress, 1993.

4. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно.– М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.

5. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006, - 236 с.

6. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003. -№3. -104 с, ил

7. Винникова Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет. Сфера. М., 2009.

8. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. — М.: АРКТИ, 2000.

9. Галанов А.С. Развивающие игры для малышей. – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 304 с.

10. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам : мл. возраст / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2000. – 270 с.

11. Дорохина З. Охранять и укреплять здоровье детей – наша приоритетная задача. // Здоровье дошкольника. №4 – 2009.

12. Кочетова Н.П. “Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста”, - М.: “Просвещение”, 2005. - 109 с.

13. Лайзане С.Я. “Физическая культура для малышей”, - М.: Просвещение, 1978.

14. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях – М.,изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с.

15. Печора. К.Л. “Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста”. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: “Издательство Скрипторий 2003”, 2006. – 96 с.

16. “Программы воспитания и обучения в детском саду” под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010. – 304с.

17. Фролова А.Н. Игры-занятия с малышами. - К.: Рад.шк, 1987. -144 с.