Урок изобразительного искусства по теме "Витраж". 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Вид занятия: Декоративное рисование.
Цель урока:  Знакомить детей с искусством витража и техникой его выполнения.

Образовательные задачи:

  1. Получение навыков стилизовать  и обобщать форму, исключая мелкие детали;
  2. Отработка навыков выполнения  предварительного рисунка на бумаге. Перевода его на прозрачный материал (кальку).
  3. Отработка навыков сочетаний цветов.

Развивающие задачи:

  1. Формирование композиционных умений;
  2. Развитие цветовосприятия;
  3. Развитие интереса к освоению новых материалов.

Воспитательная задача:

  1. Формирование межпреметных и общекультурных навыков;
  2. Воспитание интереса и уважения к технически сложным произведениям искусства;

Оборудование:

  1. ПК;
  2. Мультимедиа проектор;
  3. Мультимедийная презентация «Витражи»;
  4. Макет с прорезными окнами.

Материалы для учеников:

  1. Бумага А4;
  2. Калька А5;
  3. Простые и цветные карандаши;
  4. Фломастеры;
  5. Клеящие карандаши.

Вид урока: Лекция и практикум

Ход  урока:

 

Этапы работы

Исполнитель

Время

1

Организационный момент

Учитель

3 мин.

2

План урока

Учитель

 

2.1

Разъяснение плана урока

Учитель

2

3

Лекция, демонстрация презентации

 

 

3.1

Показ мультимедийная презентации «Витраж», вопросы к ученикам

Учитель – ученики (диалог)

6

4

Выполнение практического задания

 

 

4.1

Объяснение практического задания, ответы на возникающие вопросы

Учитель – ученики (диалог)

4

4.2

Выполнение эскиза витража простым карандашом на бумаге

ученики

8

4.3

Перевод рисунка на прозрачный материал, раскрашивание

ученики

8

4.4

Вклеивание рисунка, выполненного на кальке, в макет

ученики

3

5

Подведение итогов

Учитель – ученики (диалог)

3

6

Выставление оценок

Учитель

2

1. Организационный момент
Учитель здоровается, напоминает дату, произносит тему (написаны на доске), отмечает отсутствующих.

2. Объявление плана урока
2.1 Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с искусством витража, выполним рисунок витража, переведем его на прозрачный материал (кальку), вклеим свои работы в общий макет.

3. Лекция, демонстрация презентации
3.1 Рассказ об истории развития витражного искусства, сопровождается показом презентации.

Учитель:
(Приложение) (1-й слайд) Витра́ж (фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. Окна из кусочков цветного стекла вошли в употребление во времена поздней античности.
Учитель: К какому виду искусства можно отнести витраж: к живописи, скульптуре или декоративно - прикладному искусству?
Ученики: К декоративно - прикладному искусству.
(Приложение) (2-й слайд) Однако, долгое время витражи оставались чисто орнаментальными, лишь в конце X века появились изображения с фигурами. К числу ранних сохранившихся до наших дней образцов относятся витражи музея Клюни, во Франции; они датируются 1144 годом. Сделаны они 855 лет назад. Скажите какие цвета использует художники?
Ученики: Красный, синий, коричневый.
Учитель: Правильно, в те далёкие времена, палитра художников не отличалась многообразием.
Учитель: (Приложение) (3-й слайд) Своего расцвета искусство витража достигло в XIII столетии. Этому немало способствовало развитие архитектуры. Готические конструкции уже не использовали в качестве опор, несущих вес зданий, толстые стены, как это было в романских сооружениях. В готике архитекторы перенесли тяжесть сводов на столбы, систему аркбутанов и контрфорсов. В стенах, переставших выполнять роль опоры, стали прорезать огромные окна, часто украшавшиеся витражами.
Учитель: Какая особенность готической архитектуры позволила делать большие оконные проёмы?
Ученики: Перенос тяжести стен на столбы-опоры.
Учитель: (Приложение) (4-й слайд) Рассмотрите, пожалуйста, следующий слайд. В круглом проёме изображена сцена из Священного писания «Притча о блудном сыне». В этом витраже сочетается сюжет (наездник) и орнамент (круг). Какие цвета использовал художник для сюжетной части композиции?
Ученики: Коричневый, белый, синий.
Учитель: Какие цвета использовал художник для орнаментальной части композиции?
Ученики: белый и красный.
Учитель: (Приложение) (5-й слайд) В конце XIX века наступил новый этап в развитии витражного искусства, которое за короткий период 1880—1910-х гг. достигло необычайного расцвета в странах Европы, Англии и Америке. Благодаря техническому прогрессу в области стеклоделия упростилось производство листового стекла, были разработаны новые технологии его окраски, обработки, декорирования. На этом слайде вы можете видеть витраж из собора Св.Витта с Чехии, выполненный в конце 19 века. Сравните его с витражами из музея Клюни (Приложение) (2-й слайд). Какие отличия вы видите?
Ученики: Использовано большее количество цветов.
Учитель: (Приложение) (6-й слайд)  В заключении о современных витражах. Теперь витраж «вышел» из «рамы» окна: композиции из цветных стекол стали включать в межкомнатные перегородки, появились разноцветные стеклянные потолки и купола, после чего витраж «вырвался» и за стены дома: светящиеся вывески, рекламные надписи из стеклянных букв преобразили облик города.
Древняя техника витража — мозаичный набор из фигурных кусочков стекла — стала активно использоваться и для многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений. А после усовершенствования способа соединения стекол между собой витражная техника стала применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных предметов — ламп и светильников самых причудливых форм.
Как и всякий художник, витражист начинал свою работу с эскиза. Эскиз изготавливался в соответствии с пожеланиями заказчика и представлялся последнему на одобрение. Если композиция устраивала донатора, витражист переходил к главной части работы. Как писал в своем трактате начала 12 века монах Теофил Пресвитер, витражисты прежде всего переносили эскиз на деревянные панели тех же размеров, какие должен был иметь готовый витраж. Затем они наносили на этот рисунок основные контуры, по которым куски стекла предстояло скрепить свинцовыми полосами, и подбирали краски для стекла. Далее неокрашенное стекло разрезали на фрагменты в соответствии с эскизом и, наконец, окрашивали. В зависимости от традиции, сложившейся в той или иной мастерской, на стекло наносили сначала либо контуры, либо жидкую краску. И уже в последнюю очередь художник придавал форму и глубину складкам одежд, лицам, рукам персонажей и предметам.
Современная технология изготовления витража состоит из трех этапов:
- разработка эскиза;
- раскрой цветного стекла;
- окантовка свинцом и пайка.

4. Выполнение практического задания

4.1. Учитель: Сегодня вы выполните рисунки витражей для макета (демонстрирует макет).
Порядок выполнения работы (Приложение) (8-й слайд)
а) Обведите шаблон окна;
б) Получившийся контур заполните орнаментом (на данном этапе работа выполняется простым карандашом);
в) Наметьте цветными карандашами цвета для будущего витража;
г) Возьмите кальку, наложите на эскиз, обведите чёрным фломастером проём окна. Это нужно сделать в первую очередь для того, чтобы совместить рисунок на эскизе с рисунком на кальке.
д) Переведите рисунок на кальку, раскрасьте его. Перемычки, контуры прорисуйте чёрным фломастером.

4.2. Учитель: Пусть каждый из вас выберет оконный проём, для которого он будет рисовать витраж.
Ученики: Обводят выбранный шаблон, выполняют эскиз витража простым карандашом на бумаге, намечают цветными карандашами расцветку стёкол.
Учитель консультирует, советует, помогает.

4.3. Учитель: Те, кто завершил работу над эскизом витража на бумаге, могут начинать переводить его на кальку. Не забудьте начать с обрисовки контура окна.
Ученики: накладывают кальку на эскиз, обводят черным фломастером проём, раскрашивают, пририсовывают перемычки чёрным фломастером.
Учитель консультирует, советует, помогает.

4.4. Учитель: Те, у кого рисунок на кальке готов могут подходить и вклеивать его в макет.
Ученики подходят с готовым рисунком вклеивают в соответствующий проём, учитель  советует, помогает.

5. Подведение итогов:
Учитель: Сегодня мы познакомились с искусством витража. Скажите, пожалуйста, с чего начинается создание витража?
Ученики: С эскиза.
Учитель: Какие материалы использует художник?
Ученики: Разноцветное стекло и металл (свинец).
Учитель: В чём особенность витража как произведения искусства, Какое условие необходимо для  того, чтобы увидеть витраж во всей  его красоте?
 Ученики: Сквозное освещение.

6. Выставление оценок