Изложение по рассказу А.Куприна "Ю-ю". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель: развитие речи учащихся, написать изложение разных типов речи.

Средства: скрайб по рассказу Куприна “Ю-ю”.

Ход урока

1. Вступительное слово.

У меня в руках книга А.И.Куприна, серьёзного умного писателя, который жил в первой половине 20 века. Его творчество вы будете изучать в старших классах. (Слайд). Презентация

А сегодня мы прочитаем небольшой отрывок из его рассказа “Ю-ю”, в котором он описывает кошку своей маленькой дочери.

Послушайте. (Скрайб)

2. Беседа по восприятию.

- Понравилось? На что обратили внимание?

(Высказывания учащихся)

- Каково отношение рассказчика к героине?

- А теперь внимательно прочитайте рассказ и найдите строки, доказывающие нашу мысль. (Стр. 65)

- Доказательства мы находим в описание Ю-ю (весёлые глаза и бело-розовый носик, стройная, гордая кошка, первая красавица и предмет зависти любителей, выросла всем кошка кошка!)

3. Анализ композиции.

Текст разделён на три части.

- На какой вопрос отвечает первая часть текста? (Почему кошку звали Ю-ю?)

- Как называется этот тип речи? (Рассуждение) Расскажите.

- Перечитаем вторую часть. На какой вопрос отвечает эта часть текста? (Как росла Ю-ю?) К какому типу речи относится эта часть текста? (Повествование) Расскажите.

- Перечитаем третью часть текста. На какой вопрос отвечает? (Какая?) Какой это тип речи? (Описание) Расскажите.

- Какие типы речи сочетаются в данном тексте?

- Какая часть речи “работает”, когда мы читали о том, как росла Ю-ю? (Глаголы)

- Какая часть речи в описании? (Прилагательные) Как называется это выразительное средство? (Эпитеты, сравнения)

(КАК ЛАМПОВЫЙ ЕРШ - пояснения : СКРАЙБ)

4. Пересказ.

- Расскажите, глядя на рисунок о Ю-ю. (Пересказ)

Оценить.

5. Творческое задание.(на выбор)

- Какие задания предложены? (Читаем)

Изложение-описание. Тема?

Изложение-повествование.

Изложение-рассуждение.

- Подумайте, выберите тему, запишите её.

6. Орфографическая подготовка.

Слайд “Чтобы не было ошибок” Читаем и комментируем.

Ю-ю

Какого-нибудь

Вытаращил глаза (просторечие)

Удивление

Свистнул

Бело-розовый, черно-рыже-белый, темно-каштановая

Подоконник

Собственным

Зависть

7. Самостоятельная работа. Написание изложения.

8. Прочитаем получившиеся работы.

9. Итоги:

Продолжите предложения: (Слайд)

- Мы повторили…

- Мы прочитали…

- Мы узнали…

- Мы написали…

- Было интересно…

10. Д/з: стр.148 – словарный диктант.