Урок математики "Число и цифра 0". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: формирование  представлений о числе 0 и его свойствах, формирование умений правильно писать цифру 0

Задачи:

  • Образовательные: создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль характеристике пустого множества и начала отсчёта на числовом отрезке, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль; для закрепления умения учащихся устанавливать отношения между числами, для развития умения писать изученные цифры;
  • Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, математическую речь, мыслительные операции у учащихся;
  • Воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы;

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать положение числа 0 в числовом ряду, знать свойства числа 0
  • уметь правильно писать цифру 0, уметь применять свойства 0 в решении практических задач

Личностные:

  • воспитывать у учащихся положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения;
  • учить проявлять доброжелательность, внимательность и помощь к другим людям.

Метапредметные:

  • уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • уметь ориентироваться в своей системе знаний

Этапы

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ФОУД

Формирование УУД

Комментарии

Самоопределение к учебной деятельности Один, два, три, четыре, пять
Я хочу успешным стать.
Буду я стараться,
Будет получаться.
Создает эмоциональный настрой на деятельность Испытывают эмоциональный подъем   Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений Настраивание детей на работу
Актуализация опорных знаний Скажите, ребята, с какой целью вы пришли на урок математики? Актуализирует имеющиеся знания с помощью заданий Участвуют в обсуждении вопросов.      
– А что вы уже узнали на уроках математики, чему научились? Направляет деятельность на повторение ряда чисел Выполняют упражнения   Формирование умения анализировать, сопосталять, сравнивать
– Посчитайте от 1 до 20,   Называют числа хором: 1, 2, 3, …20

Ф

Формирование умения слушать и понимать других.
– от 13 до 20
– назовите соседей числа 9, 13.
  13, 14, 15,…20
8 и 10, 12 и 14
   
– В следующем задании ответ нужно показать на числовом веере:

– уменьши 7 на 2,
– 5 на 3,
– увеличь 1 на 5,
– 6 на 2,
– уменьши 5 на 5

   

Молча показывают ответы

5
2
6
4
0

И

 
  Организует работу в группах, проводит проверку по слайду, подводит к обсуждению проблемных вопросов Работают в группе, работают с информацией, представленной на слайде     Игра «Строим дом». На слайде – два домика, на крышах домиков расположены цифры 8, 9. Надо правильно «заселить» выражения, которые = 8, = 9
«Заселите» в окошки домиков правильные выражения.
Постройте домик по образцу у себя на партах из геометрических фигур.
  Выбирают соответствующие выражения, организуют самопроверку по слайду.

8 – 2 + 6, 5 + 3, 4 + 4, 1 + 7
9 – 1 + 8, 4 + 5, 7 + 2

Г

   
    Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение.

Ф

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.  
– Как называются геометрические фигуры из которых состоит дом, какого они цвета?   – Прямоугольник, квадрат, треугольник – синий, фиолетовый, красный.      
– Каких фигур не понадобилось для строительства дома?   – Кругов.      
– Каким числом обозначить количество кругов?   – 0      
– Нуль – это сколько предметов?   – Нисколько      
Постановка цели. Открытие нового   Создает проблемную ситуацию с помощью которой формулируется тема и цель урока. Организуют повторение числового ряда, определяют проблему «лишняя цифра», формулируют на основе анализа ответы на проблемные вопросы   Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.  
Давайте посмотрим, как вы изучили числа.
Расположите данные цифры в порядке возрастания.
3.5,7,2,9,1,4,0,6,8,0
  Располагают магнитные цифры на доске и у себя на столах 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

И

  Определение «области знания и незнания»
– Прочитайте, как у вас получилось   Отвечают на вопросы.    
– Что вы заметили?   – Одна цифра осталась «лишняя». Это – нуль    
– Назовите тему сегодняшнего урока.   Число 0    
– Как вы считаете, что мы узнаем сегодня на уроке?   Познакомимся с числом 0, цифрой 0, научимся её писать    
– На что похожа цифра 0?   – Цифра вроде буквы О – это нуль, иль ничего. Круглый 0 такой хорошенький, но не знает ничегошеньки.

Ф

 
– Назовите в нашем классе предметы, количество которых ноль.   Дают ответы на поставленные вопросы:    
– Где в жизни мы встречаемся с числом 0?        
– Ноль – важная цифра в нашей счетной системе. Он ничего не значит, но если встанет справа от числа, то число увеличится в 10 раз.         
– Кто сможет назвать числа, в которых используют ноль?   10, 100, 500, 2000    
– А если ноль поставим слева от числа, то получим странные числа. Вам они встречались?   01 – пожарная служба, 02 – полиция, 03 – скорая помощь, 04 – газовая служба    
– Что можете сказать про 0, если сравнить сдругими числами?   Меньше любого числа    
Первичное восприятие и усвоение нового материала с проговариванием во внешней речи   Организует работу в тетрадях, проверяет правильность написания цифры  

И

  Формирование умения сопоставлять, сравнивать число 0 с другими числами, развитие умения распознавания цифры в знаковой среде
Работа в тетрадях   Работают в тетрадях, контролируют правильность собственных записей.
– Сейчас мы будем учиться писать цифру 0.    
– А для чего нам нужно уметь её писать?   – Чтобы правильно писать большие числа.
– Откройте тетради. Положите с наклоном, сядьте прямо.    
– Сколько элементов у цифры 0? 
Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.
  1 овал
– Напишите цифру в тетради. Выберите самую красивую, правильно написанную цифру, поставьте точку под ней.    
Физминутка – А теперь следует немного отдохнуть Организует физминутку Это – правая рука,
Это – левая рука,
Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая река.
Обернулись мы и вот:
Стало все наоборот.
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река,
Неужели стала правой
Моя левая рука?
  Владение монологической и диалогической формами речи Показ движений руками
Закрепление изученного Работа по рисункам на слайдах презентации Побуждает к высказыванию своего мнения Работают по рисункам на слайдах, высказывают свои предположения в парах. Формулируют ответы на поставленные вопросы.

П

Формирование умения слушать и понимать других

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

На слайде рисунки с мешочкам, в которых расположены фигуры или отсутствие фигур. Под мешочками – цифры. Следует совместить цифру с количеством предметов в «мешочках».
– Что можете сказать о первой паре совокупностей?

– Что обозначают числа под мешочками?

– Поставьте соответствующие знаки сравнения.

  – Слева три предмета обозначены цифрой 3, справа – пустой мешочек, обозначен цифрой 0 (для первого случая)
– Вторая совокупность: 0 предметов и 0 предметов – число 0 и число 0 (второй случай)
– Третья совокупность: 0 предметов и 4 предмета – число 0 и число 4 (третий случай)
Поставить знаки «больше»,
«равно»
«меньше».
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 0 8, 7 0, 0 1, 5  Организует самостоятельную работу на карточках (Приложение 1) Формулируют вывод, что 0 самое маленькое число. Проговаривают свойства 0

Г

   
Включение в систему знаний и повторение Найдите в учебнике № 5, стр. 31. Организует работу по учебнику, отрабатывает действия с 0 на числовом отрезке Выполняют действия с 0 с помощью числового отрезка. Умение ориентироваться в учебнике, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.  
– Какое задание нужно выполнить?   – Надо с помощью числового отрезка выполнить действия

– Из 8 вычесть 0, получится 8, вычесть 5, двигаться влево на 5 шагов, получится 3, значит: 8 – 5 = 3

   
Физминутка для глаз Вы очень хорошо постарались, давайте немного отдохнем и дадим отдохнуть нашим глазам.         Физминутка музыкальная.
Обобщение усвоенного Разноуровневые задания на индивидуальных карточках Организует работу на карточках.

1 уровень:

1 + 1    0
9 – 8    7
3 + 4    3 + 5
8 – 8    5 – 4
0 + 0    1 + 1

2 уровень:

9 – 1 – 3 + 2
7 + 1 – 2 – 6
5 + 0 – 3 + 4
4 + 5 – 6 + 1
9 – 0 – 7 + 2

3 уровень:

9    1    3 + 4 = 9
6    2    7 – 1 = 0
8    1    4    3 = 8
1    0    2    3 = 0

Выбирают один уровень заданий

И

Коррекция знаний обучающихся  
Рефлексия учебной деятельности   Подводит обучающихся к выводу о свойствах 0. Формулируют вывод

Ф

Фиксация нового содержания, изученного на уроке, проведение рефлексивного анализа учебной деятельности, оценивание собственной деятельности на уроке.  
– Вспомните, какой была тема урока?   Число и цифра 0.
– Какую цель ставили перед собой?   Познакомиться с числом и цифрой 0, узнать свойства 0.
– Какое свойство нуля запомнили?   0 меньше любого числа
– Какое задание было самым легким, трудным, интересным?
– Какое задание показалось трудным?
   
– Оцените свою работу:
Среди смайликов, нарисованных на карточках, выбрать один, закрасить соответствующим цветом (зеленый – легко справлялись с заданием, синий – встречались с затруднениями, красный – было трудно на уроке)
  Оценивают свою деятельность – на карточке закрашивают смайлик
– Кто хочет получить домашнее задание?
– Нарисуйте сказочную цифру 0.