Решение задач. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: закрепление изученного материала.

Цель: совершенствовать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи.

Задачи:

  • Образовательная: формировать умение решать текстовые задачи, видеть разные подходы к анализу задач и различные способы их решения; совершенствовать умение и навыки умственных действий: сравнение, сопоставление, установление взаимосвязи, наблюдение, исследование.
  • Развивающая: развивать учебную и познавательную мотивацию, внимание и речь, расширять кругозор и словарный запас учащихся;
  • Воспитательная: формировать навыки самостоятельной работы, воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества.

Оборудование:

  • Для учителя: ПК, мультимедиа проектор, экран, картинки с изображением морковок (с текстами задач), картинки с изображением бочонков мёда (с текстом задачи для самостоятельной работы)
  • Для учащихся: учебник, рабочие тетради, сигнальные карточки.

Этапы

Ход урока

Примечание

I. Организационный момент   Слайд №2
II. Вводная беседа – Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по математической сказке. Наше путешествие будет идти под девизом, который написан на слайде. Прочитаем его. 

Чтоб водить корабли.
Чтобы лётчиком стать
Надо прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессии,
Вы смекайте-ка,
Где бы нам не пригодилась
Математика.

Слайд №3
III. Актуализация знаний Устный счет (работа со слайдами).
  1. Федя клеит наклейки четырех видов (всегда в одном и том же порядке). Какую наклейку он разместит в восьмой клеточке?
  2. Боря гостил в деревне неделю и 3 дня. Сколько всего дней гостил Боря в деревне?
  3. Пять лет назад Саше было 4 года. Сколько лет Саше сейчас?
  4. На карусели дети заняли 16 мест. После этого осталось 2 свободных места. Сколько мест на карусели?
 

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

IV. Определение темы урока – Сегодня мы с вами окажемся в сказке, которую вам читали ваши родители, а теперь вы можете читать ее сами.
– Давайте отгадаем, как называется эта сказка.

Кто-то от кого-то укатился далеко,
Кто-то по дороге встретил чудаков,
Этот кто-то был хитер
Он по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
– На окошке стужон. Кто же это? (Колобок)
– Конечно, вы все отгадали – это сказка «Колобок», а кто автор этой сказки? (У нее нет автора, ее сочинил русский народ.)
– Кто первый встретился по дороге Колобку? (Заяц)
Зайчик приготовил нам задание, и чтобы Колобку катиться дальше, нам необходимо выполнить задание без ошибок.

 

Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9

V. Блиц-турнир.  
1.              6                   8                          7
2.              100               70                        60
3.              46 44            54
4.              70 – 8 – 1     70 + (8 – 1)        70 + 8 – 1
5.              20 42            60
6.              93 39            19
7.              8 + 6 + 1       15 – 9 + 7          12 – 5 + 7
  1. Чему равно вычитаемое, если уменьшаемое равно 12, а разность равна 4?
  2. Сумма двух слагаемых равна 80. Первые слагаемое равно 20. Чему равно второе слагаемое?
  3. Какое число больше, чем 45 на 1?
  4. Найди выражение, в котором надо от суммы чисел 70 и 80 отнять 1.
  5. Уменьши число 40 на 20.
  6. Найди число, в котором 3 десятка и 9 единиц.
  7. Значение какого выражения равно14?

– Давайте проверим. Возьмите в руки зеленые ручки. (Во время проверки учитель читает еще раз и на слайде верный ответ выделяется другим цветом).

 

Приложение 1

Задания читает учитель (повторяет 2 раза)

 

Слайд №10

Работа над понятием «задача» – А какой овощ любит заяц? (Морковь)
– Верно! У вас на партах лежат морковки, но это не простые морковки, на них вы найдете задание.  Нам нужно решить это задание и тогда мы укатимся от Зайчика.
– Ребята, на листочках написаны тексты. Если текст является задачей, вы ставите «+». Если нет – «–».
  • На кормушке сидели 16 воробьев и 12 синиц. Сколько всего птиц сидит на кормушке? (+)
  • На кормушке сидели 16 воробьев и 12 синиц. Сколько снегирей сидит на кормушке? (–)
  • На кормушке сидели воробьи  и 16 синиц. Сколько всего птиц сидит на кормушке? (–)

Проверка:
– Докажите, что первый текст является задачей.
– Почему второй текст не является задачей? (Вопрос не соответствует числовым данным.) Почему третий текст не является задачей? (В нем не хватает числового данного.)

Приложение 2

Слайд №11

VI. Физкультминутка Колобок, колобок,
Колобок — румяный бок
По дорожке покатился
И назад не воротился.
Встретил мишку, волка, зайку,
Всем играл на балалайке.
У лисы спел на носу, –
Больше нет его в лесу.
Идут в полуприседе, поставив руки на пояс. Бегут на носочках, держа руки на поясе. Встав лицом в круг, изображают медведя, волка, зайца. Изображают игру на балалайке.
Пляшут вприсядку. Разводят руками.
VII. Решение задач – Вот мы и ушли от зайца, но вдруг по дороге нам встретился Волк. Волк принес нам загадку, и чтобы уйти от Волка нам нужно ее разгадать.

Предлог стоит в моём начале,
А сзади – загородный дом.
А вместе это мы решали
За партой – в школе,
Дома – за столом  (Задача)

– Верно, и сегодня мы с вами будем решать задачи.
– Мы с вами выяснили, какая из текстов задача, теперь давайте, скорее решать. На одной тарелке лежало 26 пирожков, а на другой на 4  пирожка больше. Сколько пирожков лежало на второй тарелке?
– Подчеркните условие задачи желтым цветом.
– Подчеркните вопрос задачи красным цветом (на слайде с проверкой)

– В тетради пишем слово «задача».
– Итак, обозначим количество пирожков, лежавших на первой тарелке, отрезком, сверху укажем, сколько на первой тарелке пирожков. (5)

 

Слайд №12

 

 

 

Слайд №13

Комментированная запись условия задачи – Что сказано о количестве пирожков на второй тарелке? (Их на 4 больше), значит отрезок, которым мы обозначим вторую тарелку, нарисуем больше, а что означает выражение больше на 4 (столько же да еще 4).
– Покажем это пунктиром, и обозначим насколько больше.
– А, что нам нужно узнать в задаче? (Cколько пирожков на 2-й тарелке)
– Как мы это узнаем? (Действием сложения)
– Запишем решение в тетрадь. 5 + 4 = 9 (п.)
– Напишем ответ. Ответ: на второй тарелке 9 пирожков.
 
VIII. Самостоятельное решение задачи – Кто же дальше встретился на пути Колобка? (Медведь)
Задача от Медведя.
У Медвежонка Умки было 8 бочонков меда, а у его друга Татошки на 3 бочонка меньше. Сколько всего бочонков было двух медвежат?
– Подчеркните условие задачи желтым цветом. Подчеркните вопрос задачи красным цветом. (на слайде с проверкой).
– Сможем мы сразу узнать сколько бочонков было у двух медвежат? (Нет).
– Почему нет? (Мы не знаем, сколько было у Татошки).
– Как найти, сколько бочонков меда было у Татошки? Каким действием? (Сложением).
– А затем мы сможем ответить на вопрос задачи?
Приложение 3

Слайд №14

Слайд №15

Слайд №16

IX. Работа с доской (решение примеров) – Что же у нас очень сильно любит медведь? (Мед)
– Итак, чтобы уйти от медведя нам нужно, оставить медведю меда, посмотрите на партах у некоторых из вас лежат бочонки с медом, на них написаны примеры давайте их решим. (Решение на доске и в тетради)
12 – 4 + 8 = 16
14 – 8 – 4 = 2
13 – 3 + 5 = 15
15 – 10 + 3 = 8
8 + 2 – 5 = 5
После разбора задачи, самостоятельное составление чертежа и решение с проверкой на слайде.
XI. Математические задачи в стихах (устно) – И вот нам встретилась Лиса. Нам нужно выполнить задание, чтобы Лиса не съела нашего Колобка.

***

Как под елкой встали в круг
Зайка, белка и барсук
Встали ежик и енот
Лось, кабан, лиса и кот, а последним встал медведь
Сколько всех зверей ответь? (10)

***

Подарил утятам ежик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят
Сколько было всех утят? (4)

Слайд №18

(После решения каждого примера из бочонка вылетает ответ)

XII. Итог урока – Итак, ребята, наш урок подошел к концу.
– Что сегодня делали на уроке?
– Кто испытывал трудности при работе?
– Какие?  Что нужно сделать, чтобы их устранить?
– Оцените свою работу на уроке при помощи «Светофорчика». 

– Спасибо за урок! С вами было интересно работать.

Слайд №20

Литература

  1. М.М. Моро, С.И. Волкова, С.И. Степанова, Математика для 2 класса четырёхлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2001 – 2005 г.г.
  2. Н. Г. Уткина, Материалы к урокам математики в I-II классах. М.: Просвещение, 1984.
  3. А.Н. Чернявская, Задания для устных вычислений на уроках математики в 1 классе. /Программа 1-3/. Оса: «Росстани», 1993.
  4. Н.Л. Галеева, Е.С. Гостимская, Г.Ю. Евдокимова и др. Сто приёмов для учебного успеха на уроках в начальной школе: Методическое пособие для учителя. М.: 5 за знания, 2008.