Самостоятельная работа как форма познавательной деятельности на уроке биологии

Разделы: Биология


Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся в учебном процессе является источником стимуляции познавательного интереса, это одна из определяющих линий деятельности учителя, а сформированность активности и самостоятельности – важнейший показатель плодотворности учения.

Самостоятельные работы являются формой совместной, единой деятельности учителя и учащихся. Учитель закладывает в них программу действий ученика в соответствии с определенной дидактической задачей.

Выбирая содержание самостоятельных работ, он предвосхищает процессы, которые будут происходить при их выполнении в практических действиях и в познании учащихся. Ученик же, выполняя самостоятельную работу, активно оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками. Совершает ту поисковую, творческую, активную деятельность, на которую рассчитывает учитель, и, поднимая на новый уровень познания, укрепляет познавательную активность, самостоятельность и интерес.

Основными методическими условиями развития познавательного интереса является следующее:

  • Вовлечение учащихся в процесс самовоспитательного поиска.
  • Разнообразие учебного труда.
  • Акцентирование внимания на теоретической важности и практической значимости получаемых на уроках знаний.
  • Использование различных форм проверки качества знаний и умений.
  • Межпредметные связи.
  • Доброжелательность.

Организуя познавательную деятельность учащихся на частично – поисковом и творческом уровне, им предлагаются проблемные вопросы, заставляющие активно работать мысленно. Ученик, который учится без познавательного интереса, воспринимает получаемые знания как “мертвый груз”, а сам процесс обучения – как тяжелую и бессмысленную повинность.

Целью данной работы является формирование устойчивого познавательного интереса учащихся, их творческих способностей, теоретического мышления, стремления к самообразованию на уроках биологии.

Задачи.

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
  2. Провести диагностику по выявлению уровня познавательной потребности.
  3. Разработать дифференцированные задания по биологии для повышения познавательной активности учащихся.

Проведением самостоятельных работ можно развить:

  • Самостоятельное мышление учащихся – умение анализировать материал, сопоставлять, доказывать, делать выводы.
  • Умения проводить наблюдения.
  • Умение вести экспериментальную работу – разрешать вопрос с помощью опыта, пользоваться инструментами и приборами.
  • Навыки фиксации материала (зарисовка, составление таблиц, гербаризация).
  • Умение работать с книгой, читать дополнительную литературу, составлять конспекты, рефераты.

Изучение познавательной потребности проводится главным образом с помощью наблюдений за деятельностью и поведением учащихся, анализа результатов их деятельности, в процессе повседневного, делового и дружеского общения с ним.

Диагностика, проведенная с целью установления интенсивности познавательной потребности у учащихся 6 класса, показала, что в 2012/2013 учебном году была сильно выражена познавательная потребность у 25% учащихся, умеренно выражена у 35% учащихся, слабо выражена познавательная потребность бала у 40% учащихся.

Для повышения познавательной потребности учащихся были разработаны дифференцированные карточки – задания, проводились уроки – семинары, уроки – лекции, давались разноуровневые опережающие домашние задания.

В ноябре 2013/2014 учебного года была повторно проведена диагностика уровня познавательных потребностей у учащихся того же класса. Высокий уровень познавательных потребностей выражен у 30%, умеренный у 40%, низкий уровень у 30%.

По результатам опроса, проведенного в 7 классе, было выявлено, что наибольший интерес вызывают такие виды деятельности как:

  • лабораторные и практические работы – 50%;
  • экскурсии – 25%;
  • написание рефератов и работа с дополнительной литературой - 25%.

Существенным условием поддержания интереса и активности учащихся служит последовательное развитие познавательной самостоятельности. Самостоятельность можно рассматривать, как способность личности иметь собственное суждение, вносить элементы новизны и творчества в свою деятельность. Самостоятельная работа развивает наблюдательность, активизирует умственную активность. Ученики учатся анализировать материал, сопоставлять, доказывать, делать выводы.

Благодаря правильному сочетанию различных видов работ, у учащихся постепенно повышается уровень познавательного интереса на уроках биологии, следовательно, повышается и качество знаний по этому предмету. И что немаловажно, ученики, приобретая новые навыки работы на уроках биологии, могут применять их на занятиях по другим предметам.