Формы сотрудничества семьи и детского сада в летний оздоровительный период

Разделы: Работа с родителями


Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в это время закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Воспитание этих качеств у дошкольника возможно только в тесном творческом сотрудничестве с родителями.

Детский сад компенсирующего вида “Орлёнок” посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Из них 80% дошкольников с детским церебральным параличом и 20% с другими нарушениями двигательной функции: плосковальгусные стопы, врождённая аномалия рук и ног, нарушение осанки и др.

Система работы в ДОУ с родителями детей с нарушением опорно-двигательного аппарата отличается своеобразием. Оно направлено не только на решение совместных задач коррекции и развития и консультативной помощи всех специалистов детского сада, но и на просвещение родителей в области воспитания и коррекции через совместную проектную деятельность в течение учебного года и в летний оздоровительный период по принципу Ф.Фребеля, когда “Детский сад” (как общественный институт) задумывался, как учебное заведение, дающее соответствующее образование родителям (в первую очередь мамам), как поддержка и дополнение семейного воспитания дошкольников. Назначение человека, по Фребелю, — это раскрытие творческих задатков, каждый человек — творец, а помочь “раскрыться” нашим детям должны мы, взрослые, родители и воспитатели. Используя в своей работе проектный метод, мы развиваем познавательную активность и творческую деятельность детей с нарушениями в развитии через опытно- экспериментальную деятельность, соблюдая принципы коррекционной специальной педагогики:

- принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования (решает более широкий круг задач образовательные, воспитательные, и коррекционные);

- построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов;

- принцип социально-адаптирующей направленности (помощь дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья);

- принцип развития мышления, языка и коммуникации как средство специального образования;

- принцип педагогического оптимизма.

Такие задачи как:

  • воспитание привычки повседневной физической активности повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
  • улучшение эмоционально-психического состояния детей;
  • профилактика плоскостопия;
  • улучшение координации движения;
  • улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, состояния опорно-двигательного аппарата,
  • развитие познавательной активности в области здоровьесбережения - являются особенно актуальными для наших воспитанников, и их реализация требует творческого и инновационного подхода.

Перед началом летнего оздоровительного периода передо мною как педагогом появилась проблема: “Как организовать работу по здоровьесбережению воспитанников в летний период с максимальной эффективностью и модернизацией территории детского сада?”. На участке ранее была оборудована “Тропа здоровья”, но она была частично разрушена и находилась в неудобном для детей месте. “Тропа здоровья” была востребована родителями детского сада, но мотивация для ее строительства не была достаточно сформирована и не носила для них актуальный характер. Мною составлен совместный проект для детей и родителей под названием “Тропа здоровья для детей с нарушениями ОДА”, тема проекта “Здоровьесбережение в летний период”.

Проблемное поле

Как построить тропу здоровья? (Из каких материалов, схема “Тропы здоровья”)

Как ее использовать для здоровьесбережения?” (Какие упражнения выполнять?)

Какая будет польза для организма при выполнении упражнений на тропе здоровья?

Какое спортивное оборудование использовать?

Цель проекта: развитие поисково-исследовательской деятельности в области здоровьесбережения.

Задачи:

  • объединить усилия педагогического коллектива и родителей, воспитанников, направленные на строительство “Тропы здоровья”
  • активизировать совместную поисково- исследовательскую и творческую деятельность,
  • развивать физическую активность детей в области здоровьесбережения

Работа над проектом проходила в несколько этапов.

Основные шаги реализации проекта:

1 этап – подготовительный в работе с родителями и педагогами

  • Обозначение проблемы: “Как организовать работу по здоровьесбережению воспитанников в летний период с максимальной эффективностью и модернизацией территории детского сада?”.
  • Выбор темы проекта исходя из интересов детей и родителей.
  • Создать рабочую группу по реализации проекта.
  • Разработать проектную документацию по “Тропе здоровья”: план-схему тропы, перечень оборудования, смету.
  • Привлечь родителей и общественность для участия в проекте: материального обеспечения, организации работ по оборудованию тропы.
  • Организовать практическую деятельность по созданию Тропы: подготовить площадку, изготовить и установить оборудование.
  • Подготовить методические рекомендации по оздоровлению детей с помощью “Тропы здоровья”.
  • Подготовить инструкцию по охране жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на “Тропе здоровья”.

В работе с детьми:

  • НОД “Сам себе я помогу, и здоровье сберегу”, “Советы доктора Пилюлькина”, “В гостях у витаминок”, “Кладовая природы для здоровья”.
  • Определить опытно-экспериментальную деятельность с детьми в области здороьвесбережения.
  • Разработать дизайн тропы здоровья.

2 этап - организация исследования в рамках проекта в работе с родителями:

Сбор, анализ и систематизация информации:

  • изучение территории для “Тропы здоровья”: площадь участка, растительный покров, состояние почвы, внешний вид, безопасность;
  • выбор оборудования с учетом назначения каждого атрибута для “Тропы здоровья”;
  • подбор растений для цветника;
  • установление связей со сторонними организациями, привлечение родителей.

В работе с детьми:

  • конкурс детского рисунка “Тропа здоровья” (дизайн проекта строительства “Тропы здоровья”;
  • самостоятельные исследования родителей и детей по темам “Натуральные материалы для строительства тропы здоровья” (камень, песок, дерево, трава”, “Влияние на стопу ноги твердых и мягких материалов тропы здоровья”;
  • опытно-экспериментальная деятельность в детской лаборатории здоровья.

В работе с педагогами: изучений здоровьесберегающих технологий, используемых в летний оздоровительный период.

3 этап - практический

В работе с родителями:

  • подготовка площадки: выравнивание грунта, разметка;
  • изготовление, размещение оборудования в соответствии со схемой;
  • разбивка цветника.

В работе с детьми:

  • презентация результатов исследовательской и творческой деятельности: выставка рисунков “Наша тропа здоровья в детском саду”;
  • праздник для детей и родителей “Открытие тропы здоровья”;
  • научно-исследовательские доклады детей о свойствах натуральных материалах для тропы и влияние их на здоровье.

Продукт, полученный в результате проекта:

  • “Тропа здоровья” на территории детского сада.
  • Альбом “Кладовая природы для здоровья ”: иллюстрации по теме, работы детей.
  • Картотека упражнений и игр для профилактики плоскостопия и оздоровления детей с нарушениями ОДА.

Состав участников проекта:

воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, дети подготовительной группы “Теремок”, родители, администрация детского сада.

Планируемое время на реализацию проекта два месяца.

Организационные формы работы над проектом:

  • Непосредственно образовательная деятельность:

“Сам себе я помогу, и здоровье сберегу”, “Кладовая природы для здоровья”, “Советы доктора Пилюлькина”, НОД по физической культуре, зарядка, закаливающие процедуры.

  • Игры и упражнения на занятиях по физической культуре:

ходьба и бег по траве, песку, керамзиту; перекаты с пятки на носок; ходьба на внутреннем своде стопы; "Утиная ходьба" (ходьба в полуприсяде); "Журавль на болоте" (ходьба с высоким подниманием бедра); "Конькобежец" (ходьба со скользящим движением ног);

ходьба по гимнастической скамейке, ребристой поверхности, спилам, брёвнам, "следам", мостику; ходьба с мячом на голове; ходьба и бег по гальке, керамзиту, траве, плитке;

ходьба с препятствиями (бревна, пеньки, грибочки); лазание под дуги, захват предметов стопами ног;

подвижные игры: "Пятнашки", "Кошка прячется", "В поход по экологической тропинке", "Зоопарк".

  • Опыты, эксперименты, исследования: “Влагоудерживающие свойства камня, песка, дерева”, “Прочность камня, песка, дерева”, “Что говорит нам организм?”, “Что создала нам природа для здоровья”.
  • Самостоятельная деятельность детей: рисунки, игры с природыми материалами, сбор камней на участках, уход за растениями на “Тропе здоровья”.
  • Взаимодействие с родителями: семинар-практикум для родителей “Здоровьесберегающие технологии в ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья”, подготовка строительного материала, строительство, участие в открытии “Тропы здоровья”, ознакомление с планом работы и закаливающих мероприятий.

В результате проблема организации работы по здоровьесбережению и модернизации территории детского сада была решена в совместном проекте с родителями и детьми “Тропа здоровья для детей с нарушениями ОДА”.

Ежедневные занятия детей на "Тропе здоровья" позволили добиться следующих результатов:

  • снижение кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;
  • положительная динамика ростовесовых показателей;
  • улучшение состояния осанки, стоп;
  • желание ребят заниматься на свежем воздухе, босиком для собственного здоровьесбережения;
  • улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.

Творческое сотрудничество с родителями дали положительные отзывы о нашей работе и увеличение внимания и помощи к работе педагогов детского сада, укрепились отношения взаимосотрудничества семьи в воспитании и коррекции развития детей.

Исходя, из выше сказанного можно сделать вывод, что: семья и детский сад не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Данный проект является инструментом для сотрудничества во имя здоровья детей, посещающих наш детский сад.