Образ кота в литературе (по рассказу К.Г. Паустовского "Кот-ворюга"). 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


5 класс (по учебнику А.Г. Кутузова)

Урок «открытия» новых знаний.

Цели:

  1. обучающая – дать характеристику персонажу по плану, определить причины противоречивости характера героя, сформулировать идею произведения;
  2. развивающая – продолжить формировать навыки анализа текста, совершенствовать умение устного и письменного высказывания;
  3. воспитательная – формировать гуманное отношение к миру в контексте общечеловеческих ценностей, воспитывать любознательность, интерес к урокам литературы. 

Ход урока

1. Эмоциональный настрой (приветствие)

Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Садитесь.

К нашему уроку я приготовила вот такой эпиграф:

Выписать «В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного»

Такие хорошие слова мы запишем в тетрадь, а как они связаны с нашим уроком, выясним чуть позже.

2. Актуализация знаний

Ребята, на протяжении нескольких уроков мы изучали разные виды рассказов. Назовите их

(Ответы учащихся: быль, святочный, юмористический).

Приведите примеры изученных нами юмористических рассказов

(Ответы учащихся: Чехов. Лошадиная фамилия. Пересолил. О.Генри Вождь краснокожих).

Какие приемы создания юмористических ситуаций вы знаете?

(Ответы учащихся: прием преувеличения, несоответствия, говорящие фамилии и т.д.)

Дома вы познакомились с рассказом К.Г. Паустовского «Кот-ворюга».

– Определите вид рассказа?

– А почему этот рассказ не сказка?

Но прежде чем говорить о рассказе, надо обязательно вспомнить и сказать «спасибо» автору произведения Константину Георгиевичу Паустовскому.

– Посмотрите на фотографию писателя, как вы думаете, какой он был человек?

СЛАЙД 1 (приложение 1)

Несколько слов я расскажу об этом необычном писателе.

К.Г. Паустовского много путешествовал. Он был в Средней Азии, в Крыму, на Кавказе, в Прионежье, на Балтике. Паустовский переменил много профессий: был кондуктором трамвая, матросом, рабочим, санитаром во время первой мировой войны, служащим, преподавателем литературы, журналистом, участвовал в гражданской и Великой Отечественной войнах. Книги писателя яркие, романтичные, читаются охотно, с увлечением. Но герои его обычны. Обычна русская природа. Рассказы писателя лишены стремительного действия. В них нет необычных приключений, невероятных поворотов, острого конфликта, неожиданных концовок.. Его талант – находить видеть прекрасное в окружающей нас повседневности, в картинах родной природы, в человеке, и даже в коте. Наш рассказ входит в книгу «Летние дни».

Итак, «Кот-ворюга».

Поделитесь впечатлениями о рассказе.

Каково было ваше ожидание от рассказа по названию. Удивил ли вас финал?

– Обратите внимание на слово «ворюга». Если подберем синонимы – «хулиган, вор, бандит». Меняется ли первоначальное отношение? Какую оценку вносит суффикс –юр– (Ответы учащихся: закоренелый, умелый, ловкий, независимый)

Давайте сравним клички кота в начале рассказа и в конце?

Запись на доске. Ворюга и милиционер (слово понятно?). Это слова, похожие по смыслу или противоположны? (Ответы учащихся: антонимы). Но речь идет об одном животном? Что важно понять на уроке? Какова проблема?

Попробуйте сформулировать тему урока. (Ответы учащихся: Образ кота в рассказе «кот – ворюга»)

Какие цели урока поставим? (Ответы учащихся: характер, план характеристики героя, идея, секреты юмора)

Но нельзя достигнуть цели, если не знаем текста рассказа. Проверим себя, выполнив тест.

Слайд 2-5

Обменяемся тетрадками. Проверим работу.

Слайд 6

Поставим отметки и распишемся.

Поднимите руки, кто получил 4, 5. Мы готовы к работе с рассказом.

Слайд 7-9

Историческая справка, подготовленная учеником.

Коты, кошки – удивительные животные. Люди всегда наделяли их человеческой душой, особым характером. Так в Древнем Египте кошки считались воплощением богини плодородия, веселья, богини Баст (Бастет), женщина с кошачьей головой. Кошка была священным животным. И смертная казнь ждала того, кто погубит кота. А красный кот считался воплощением самого главного бога Солнца Ра, который каждую ночь сражается с силами зла и тьмы, его иногда называли Великим котом.

В средние века коты считались слугами нечистой силы. Их боялись и убивали.

Как выдумаете, почему отношение к котам менялось? Да, это загадочные и таинственные создания. Как и наш кот – ворюга, характер которого нам надо понять.

– Кто рассказывает нам о событиях? Рассказчик

Какова система персонажей в рассказе? Вот с главным героем и будем работать.

Физическая минутка.

Давайте, попробуем изобразить нашего главного героя.

А сейчас попробуем представить себя в роли кота: выгиб спины, зажмурили и открыли глаза, шипим и мяукаем.

Повторим.

Для характеристики нам понадобится план анализа персонажа. Какие пункты плана мы должны записать в тетрадь?

Запись в конце тетради. Запись под диктовку ребят

– Внешность персонажа.

– Поведение.

– Поступки.

– Характер

– Отношение к хозяевам.

– Очень важен портрет героя. Я подобрала иллюстрацию. Докажите текстуально, права или нет?

Слайд 10

Слайд 11

Поработаем по группам. Как вы думаете, какое задание я вам дам? Почему? Вспомним нашу цель. Вспомним правила работы по группам. Какую форму представления материала вам лучше использовать? Кластер (приложение 2)

Задание на карточках. Создайте кластер, используя план характеристики персонажа и текст рассказа. Не забудьте определить изобразительно – художественные средства.

Одна группа выступает, другие группы проверяют свою работу: ставят +, если есть такой пример, – если нет, если не назвали.

Проверим себя! Внимание на слайд 12 (приложение 1)

Беседа

Почему кот изменил свое поведение.

Отчего он раньше был ворюгой.

В чем неожиданность, несоответствие для нас, да, и для кота?

Как решение накормить кота характеризует рассказчика и его друзей.

Как наказали кота? Добротой? Наказание добротой. Давайте вспомним, как называется такой прием. (Оксюморон).

Посмотрите на эпиграф, как он соотносится с финалом рассказа.

Подумайте, какую главную мысль хотел донести до нас, читателей, Паустовский?

Вы обратили внимание, что писатель очеловечивает кота. А если перенести ситуацию на человека. Человеку надо давать шанс исправиться, попробовать понять его мотивацию.

Какие приемы создания юмористической ситуации вы увидели?

Достигли ли мы целей.

Создадим синквейны о нашем герое – коте.

Подведение итогов урока.

– Оправдались ли ваши ожидания от урока? Достигнуты ли цели?

– Какой этап урока вы считаете самым удачным?

Следующий урок мы будем обсуждать ваши работы

Как обычно, заполняем листы самооценки.

Дополнительное задание.

Подумайте, какие из предложенных характеристик, подходят к описанию кота-ворюги в начале рассказа, а какие в конце рассказа. Распределите определения по двум столбикам:

  • дикий
  • добрый
  • ласковый
  • нахальный
  • бессовестный
  • бродячий
  • порядочный
  • тихий
  • спокойный
  • хозяйственный
  • дерзкий
  • наглый
  • дружелюбный
  • благодарный

Домашнее задание (на выбор):

  1. Придумайте по 5 «тонких» и «толстых» вопроса.
  2. Напишите о своем любимце (нарисуйте его или приложите фотографию).
  3. Опишите день от имени кошки или кота.
  4. Если у вас нет любимца, опишите фантастическое животное.
  5. Запишите как можно больше произведений о котах и кошках.

Список рекомендуемых книг о котах и кошках:

  1. Р. Киплинг. Как кот гулял сам по себе.
  2. А. Куприн. Ю-ю.
  3. К. Паустовский. Кот-ворюга.
  4. Ш. Перро. Кот в сапогах.
  5. М. Пришвин. Кот.
  6. Дж. Родари. Джельсомино в Стране Лжецов.
  7. Э. Сетон-Томпсон. Королевская Аналостанка.
  8. Э. Успенский. Дядя Фёдор, кот и пёс.
  9. К. Чапек. Собака и кошка. С точки зрения кошки. Паштет. Большая кошачья сказка.
  10. Кэрролл Льюис. Алиса в стране чудес.
  11. Н.В. Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала»

Приложения.