Итоговая ООД по развитию фонематического строя речи и обучению грамоте. Тема: "Мы – грамотеи!"

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Цель: обобщить и закрепить с детьми полученные знания и умения, данные на ООД по развитию фонематического строя речи.

Задачи:

  1. Проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на ООД по обучению грамоте; учить применять их в практической деятельности – игре.
  2. Закреплять умение подбирать родственные слова; закреплять умение выполнять звуковой анализ слов, делить слова на слоги; выделять ударный звук и ударный слог; упражнять в составлении предложений с предлогами и без них, в выкладывании схем предложений; закреплять умение подбирать слова и предложения к заданным схемам; умение печатать предложения на слух; закреплять умение правильно произносить звуки, поставленные логопедом.
  3. Воспитывать интерес к речевым играм, интерес к собственной правильной речи, умение следить за своей речью и исправлять ошибки самостоятельно; умение быть доброжелательными, говорить спокойно, не повышая голоса; умение действовать в подгруппе слаженно, уважать и слушать товарищей и педагога; воспитывать желание прийти на помощь.

Оборудование: пособие «Родственное дерево», карточки с напечатанными родственными словами, предметные картинки, пособия «Звуковые пеналы», полоски для выкладывания схем из кружочков, готовая звуковая схема, мяч, готовая слоговая схема (пособие «Домики»), пособия «Схемы предложений», схемы «маленьких слов»– предлогов, готовая схема предложения, кассы букв, подарки (прописи для дошкольников); герой Незнайка.

Предварительная работа: постановка и автоматизация звуков; проведение ООД по соответствующим темам в течение года; знакомство со схемами предлогов, слов, предложений; проведение подобных дидактических игр.

Ход занятия

I. Организационный момент.

(Заходят дети).

Логопед:

– Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними. Давайте покажем нашим гостям, какие мы стали умные, грамотные. Настоящие грамотеи! Кто знает, кто такие грамотеи? (Ответы детей).

– Давайте подберем слова-родственники к слову «грамотеи».

(Дети подходят к пособию «Родственное дерево», подбирают родственные слова, уточняется смысл этих слов. Логопед по ходу вывешивает карточки с написанными словами на дерево).

Словарь: грамотеи – грамотейка, грамотей, грамотный, грамотная, грамота, грамотно, грамотность, грамотнейший, грамотнее.

II. Основная часть.

Логопед:

– А сейчас проходите за столы.

(В это время вбегает Незнайка, кричит: «Подождите, не начинайте без меня! Я тоже хочу с вами быть грамотным!»)

– Здравствуй, Незнайка! Зачем ты так спешишь? Ну что, ребята, возьмем, Незнайку с собой? Присаживайся к ребятам!

– Для начала немного разомнемся.

(Логопед задаёт вопросы. Незнайка участвует вместе с детьми).

– Орган, без которого невозможно говорить?
– Что такое звуки, что такое буквы?
– Какими бывают звуки?
– Где может стоять звук в слове?
– Какую преграду преодолевают согласные звуки при произнесении?
– Каким цветом обозначаются твёрдые согласные звуки?
– Каким цветом обозначаются мягкие согласные звуки?
– Из чего состоят слова?
– Что такое слог?
Как мы делим слова на слоги?
Что такое предложение?

Логопед:

– Ребята, скажите, пожалуйста, что нужно человеку, чтобы стать грамотным? (Ответы детей). Молодцы, выбирайте себе картинки с этими предметами. (Дети выбирают картинки с названными предметами, садятся за столы)

Словарь: ручка, книга, карандаш, бумага, тетрадь, линейка, альбом.

Игра «Разложи слово на звуки». (Дети самостоятельно выкладывают из кружочков схему своего слова, выделяют ударный звук)

Все упражнения Незнайка выполняет вместе с детьми, у него ничего не получается. Дети по очереди исправляют его.

Игра «Подбери слово к заданной звуковой схеме». (Дети подбирают слова к предложенной логопедом схеме. Вокруг схемы развешаны предметные картинки).

III. Физминутка.

Дети выходят на коврик.

Игра с мячом «Волшебная цепочка» (Дети придумывают слова на последний звук предыдущего слова).

Игра «Раздели слово на слоги». (Дети делят слова на слоги хлопками и с помощью правила. Выделяют ударный слог).

Игра «Подбери слово к заданной слоговой схеме». (Дети подбирают слова к предложенной логопедом схеме).

Дети садятся на места.

Игра «Составь предложение». (Дети составляют любые предложения по своим картинкам, выкладывают схему).

Игра «Подбери предложение к заданной схеме». (Дети подбирают новое предложение с «маленьким словом» к заданной логопедом схеме).

«Напечатай предложение». (Дети печатают из букв азбуки выбранное логопедом предложение).

Дети выходят на коврик.

Логопед:

– Молодцы, ребята! Вы показали нашим гостям, что стали настоящими грамотеями. Недаром говорят: «Грамоте учиться всегда пригодится!» Ребята, а какие еще вы знаете пословицы и поговорки о грамоте? (Ответы детей).

IV. Итог.

Логопед:

– Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались? Понравилось вам помогать Незнайке? Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).

Логопед дарит детям прописи для дошкольников.

– Ну что же, Незнайка, ты не расстраивайся! Ты обязательно станешь грамотным, и мы с ребятами тебе в этом поможем. Ребята, ведите Незнайку в наш кабинет, будем его грамоте учить!