Программа творческой студии "Сувенир"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Данная программа разработана в 2000 году и модифицирована в связи с изменениями требований к программам дополнительного образования детей в 2008 году.

Из всего многообразия видов творчества декоративно-прикладное является одним из самых популярных. Оно непосредственно связано с повседневным окружением взрослого человека и ребёнка, призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и их среду обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что окружающие нас предметы декоративно-прикладного искусства вносят в нашу жизнь красоту и разнообразие.

Прошли столетия, и нет уже острой необходимости в самодельных изделиях. Технический прогресс достиг высокого уровня, и, казалось бы, любую вещь можно купить. Однако взрослые знают, что ребёнок обязательно должен делать что-то своими руками. Во все времена дети любили творить. Занятие творчеством развивает индивидуальные способности, существенно расширяет знания, обеспечивает возможность успеха в избранной ребёнком деятельности. Ещё в древности люди говорили: «Труд избавит нас от трёх зол: скуки, порока и нужды». В любые времена различные техники декоративно - прикладного искусства были не только ремеслом, но и возможностью заняться творчеством, выразить свою индивидуальность и в то же время отдохнуть за любимым занятием.

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать учащимся представление о различных видах рукоделия и его значении в жизни каждого человека, привить чувство прекрасного. Художественная деятельность обучаемых на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий и в творческих проектах.

Студия художественно-эстетической направленности привлекает детей и подростков возможностью делать своими руками сувениры, украшать интерьер любого помещения необычными и неповторимыми предметами, используя дизайнерские идеи и привнося в работу свои оригинальные идеи и замыслы.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в возрождении интереса у молодого поколения к истории и самобытности русского народа, его традиций в воспитании эстетической культуры. Во время занятий учащиеся получают знания, умения и навыки, которые будут необходимы им в дальнейшей жизни. Занятия в студии дополняют и расширяют знания, полученные в рамках школьной программы, способствуют лучшему усвоению знаний по математике, черчению, истории и трудовому обучению.

Данная программа составлена так, что в её содержание входят занятия не только по традиционным видам рукоделия, но и используются новые приёмы и разработки дизайнеров в области декоративно – прикладного искусства. Поэтому учащиеся, успешно занимающиеся в творческой студии, предоставляют свои поделки и занимают призовые места на выставках – конкурсах районного, областного и международного уровня.

Программа способствует:

  • приобщению детей к национальным особенностям искусства;
  • развитию умения находить варианты решения в оформлении интерьера, используя специфику цветовой гаммы и дизайна в декоративно-прикладном искусстве;
  • созданию творческой атмосферы в группе учащихся на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективных и индивидуальных работ.

Цель данной программы состоит в формировании у учащихся представлений о художественной культуре как составной части материальной и духовной культуры на основе вовлечения их в продуктивную творческую деятельность в сфере декоративно-прикладного искусства.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

Образовательные:

  • научить правильно строить речь, излагать свои творческие замыслы в виде простых предложений;
  • привить детям навыки в представлении своих творческих замыслов в виде рисунков, схем, чертежей и в форме технологических карточек, отражающих последовательность действий по реализации замыслов;
  • дать базовые знания по истории возникновения различных видов рукоделия, их особенностям и методам работы;
  • привить навыки и умения работы с различными материалами и инструментами в процессе изготовления различных изделий и использовании технологий.

Развивающие:

  • раскрыть природные задатки и способности детей (восприятие, воображение, образное мышление, память, моторику мелких мышц кистей рук и др.);
  • активизировать мотивацию и творческое отношение к заинтересовавшему делу;
  • привить навыки самостоятельного творческого процесса, сформировать опыт творческой деятельности;
  • побуждать к познанию нового, сложного через процесс самообразования.

Воспитательные:

  • воспитать устойчивый интерес к истории народных художественных промыслов и ремёсел;
  • воспитать чувство уважения к мастеру и его профессиональному мастерству;
  • воспитать в детях чувство красоты, желание доставлять своим творчеством радость людям;
  • пробудить интерес к творчеству, сформировать стремление сделать изделие по правилам технологии, при этом внося свои творческие изменения в его характер;
  • воспитать стремление к здоровому образу жизни, готовность к профессиональному самоопределению.

В основе предлагаемой программы лежит принцип доверительного сотрудничества, который рассматривает становление подобных отношений как показатель успешности и завершённости дополнительной образовательной деятельности, развивающей личность подростка. Подростковый возраст отличается высокой внутренней включённостью взрослого (педагога) в картину развития подростка. Доверительное сотрудничество ориентировано на осмысление, систематизацию укоренённых в сознании идей, ценностных приоритетов, соединение усилий педагога и подростка – учащегося.

Характерные особенности программы.

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста и их интересов. Работа с обучаемыми строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребёнка – подростка. Важный аспект в обучениииндивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.

Работа над изделиями в студии проводится индивидуально, по звеньям и коллективно.

Коллективное исполнение работ – наиболее эффективная форма организации труда, так как при наименьших затратах сил и времени удаётся выполнить трудоёмкую работу. Такая форма организации трудовой деятельности сохраняет индивидуальность каждого, способствует сплочению коллектива, а возможность соревнования между отдельными группами позволяет ускорить работу и улучшить её качество. Коллективное выполнение работы содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе, чувства взаимопомощи. Возможности коллективной работы используются как для изготовления отдельного изделия несколькими учащимися, так и в форме работы творческого коллектива над комплексной работой, состоящей из целого набора отдельных фигур и предметов. Получая на занятиях знания, умения и навыки, подросток имеет возможность выбора вида творчества, самовыражается в определённом виде деятельности, проявляет личное творчество и участвует в коллективном. Формы и методы работы разнообразны, и при их применении учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся: рассказ, беседа, объяснение, практикумы. Особенно популярны комбинированные занятия, соединяющие в себе различные методы общения и виды деятельности.

Стимулируют интерес к обучению нетрадиционные занятия в виде игры, конкурсов – выставок и др. Обучаясь и воспитываясь в благоприятной среде, подросток получает всё необходимое для полноценного развития и воспитания.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка её. Часто используемая форма оценки – это организованный просмотр выполненных работ, где учащиеся сравнивают изделия, дают свою оценку и пожелания. Такие коллективные просмотры и анализ работ приучают детей справедливо и объективно оценивать свою работу и работы других учащихся, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Данная программа способствует через обучение и воспитание расширению кругозора, развитию творческих способностей обучаемых в декоративно-прикладном искусстве с учётом современных условий жизни, дизайна быта, семьи.

Этапы обучения. 

Курс обучения в творческой студии рассчитан на 4 года .

1 этап (1 год) – начальный , 2 этап (1 год) – творческий, 3 этап (2 года) – этап совершенствования творческого мастерства.

Начальный этап.

Продолжительность обучения составляет 1учебный год. Комплектование в группу происходит в начале учебного года. До начала набора учащихся проводится предварительная работа педагога по привлечению в студию детей и подростков в возрасте от 10 до 15 лет. Количество детей в группе – 12 человек. В группе выбирается староста, который является помощником педагога и выполняет ряд обязанностей. Занятия на этом этапе обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа. На начальный этап отводится 144 учебных часа.

Начальный этап обучения – самый сложный этап как для учащихся, так и для педагога. Ребёнок, приходя на первые занятия, должен почувствовать атмосферу заинтересованности педагога в его желании проявить себя в творчестве, раскрыться, как творческая индивидуальность. Кроме общения с педагогом, ребёнок должен привыкнуть к новому коллективу, правилам организации труда на занятиях, к особенностям занятий в объединении. Педагог, в свою очередь, должен приложить все усилия, чтобы не только увлечь обучаемого интересной работой, используя различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), но и помочь ребёнку адаптироваться. По выполнению контрольного образца педагог может составить определённое мнение о существующих умениях и знаниях у каждого. Особенность начального этапа творчества заключается и в том, что педагог постоянно делает акцент на удачно изготовленную работу или часть изделия. Это стимулирует детей на более активное творчество. Чтобы учащиеся не уставали от однообразной работы, (особенно на этом этапе) педагог заранее продумывает, как построить занятие, чем его разнообразить. В одно занятие, например, может быть включены графические зарисовки изделия, выполнение чертежа, заготовка выкроек-лекал, подбор материала по цветовой гамме, раскрой, пошив, оформление работы, интересная беседа, просмотр журналов по рукоделию и дизайну и др.

Педагог приучает детей к соблюдению порядка во время работы и после её окончания, Большое значение отводится на занятиях инструктажу по технике безопасности, который, начиная с первых занятий начального этапа, периодически повторяется.

На начальном этапе обучения учащиеся получают первоначальные знания по истории возникновения предметов рукоделия, традиций декоративно-прикладного искусства и дизайна; приобретают начальные умения и навыки по различным видам деятельности.

К концу начального этапа обучения учащиеся должны знать:

  • исторические причины и основные этапы возникновения и развития декоративно-прикладного искусства;
  • понятие «дизайн интерьера»;
  • основные термины видов деятельности;
  • характеристику видов швов, основ и ниток;
  • свойства тканей, кожи и других материалов;
  • правила цветового соединения материала;
  • основы построения лекал изделия;
  • правила безопасной работы с различными инструментами.

К концу начального этапа обучения учащиеся должны уметь:

  • работать с различными инструментами;
  • обрабатывать края изделия отделочным швом, тесьмой, тканью;
  • увеличивать и уменьшать лекала в несколько раз;
  • использовать и обрабатывать различные материалы;
  • свободно ориентироваться в основных понятиях различных видов декоративного искусства.

Творческий этап.

На этом этапе формируется группа детей в количестве 8-10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 учебных часа. На творческий этап отводится 216 учебных часов в течение одного года обучения.

В группу обучения входит большинство тех учащихся, которые успешно занимались на начальном этапе и прошли его полностью. Все знания, умения и навыки, полученные на первом этапе, учащиеся применяют для выполнения более сложных работ, не только используя пособия, предлагаемые педагогом, но и придумывая свои поделки по разным видам декоративно – прикладного искусства (в рамках программы). На втором, творческом этапе расширяются рамки самостоятельной деятельности учащихся. Большое место отводится индивидуальной работе с учащимися, так как выбор поделок разнообразен, и каждый стремиться внести в свою работу элементы фантазии, свои дизайнерские идеи, что требует от педагога особо внимательного отношения к задумкам каждого учащегося, детального обсуждения предстоящей работы и индивидуальной помощи. Задача педагога на этом этапе заключается и в том, чтобы учащиеся опирались при изготовлении индивидуальной поделки только на знания и опыт, полученные на начальном этапе и не брались за выполнение творческой работы, которая очень сложна для них и трудновыполнима. Уже в начале этого этапа можно увидеть развитие наставничества более опытных учащихся над теми, кто отстаёт в обучении. После прохождения каждого раздела программы организуются мини-выставки, на которых анализируются творческие работы, выявляются недочеты и отмечаются лучшие. На этом этапе продолжается раскрытие творческого потенциала каждого учащегося через выполнение индивидуальной поделки и сплочение коллектива учащихся студии при изготовлении коллективных творческих работ.

К концу творческого этапа учащиеся должны знать:

  • терминологию различных видов деятельности;
  • общие сведения о вышивке, пэчворке и килте, декупаже, валянии; пошаговое изготовление кукол и игрушек;
  • особенности работы с лекалами, чертежами и схемами;
  • технологию соединения деталей изделия;
  • особенности обработки краёв изделия из разных материалов;
  • правила подбора аксессуаров по форме и цветовой гамме;
  • технологии изготовления отдельных частей и деталей;
  • названия рабочих инструментов и правила техники безопасности при работе с ними.

К концу обучения на творческом этапе учащиеся должны уметь:

  • изготавливать поделки, состоящие из мелких и сложных деталей;
  • определять место и размер узора на изделии, отдельных его частей, пропорции элементов;
  • уметь вышивать тематические рисунки различными швами;
  • соединять в одной работе несколько видов вышивки;
  • находить способы соединения различных видов творчества в одной работе;
  • составлять композиции из отдельных деталей и поделок, объединяя их общим сюжетом;
  • комбинировать различные материалы;
  • делать поделки разных размеров;
  • различать русские костюмы по их назначению, изготавливать их в миниатюре;
  • эстетически правильно оформлять работу, используя аксессуары;
  • пользоваться пособиями и изданиями периодической печати по видам деятельности;
  • пошагово планировать деятельность, анализировать свою выполненную работу и работу учащихся творческого коллектива;
  • выполнять творческие работы и проекты.

Этап совершенствования творческого мастерства.

Продолжительность обучения на этом этапе составляет 2 учебных года. Формируется группа из 6-ти человек, успешно освоивших программу предыдущего этапа. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 учебных часа. Особенность этого этапа обучения состоит в том, что в основном используются индивидуальные методы работы с обучаемыми. План работы обсуждается вместе с учащимися. Содержание программы этого этапа обучения полностью учитывает способности и творческие пожелания обучаемых.

В процессе работы на этом этапе учащиеся:

  • совершенствуют своё мастерство, оттачивают творческий профессионализм, используя в работе все навыки, умения и знания, полученные на предыдущих этапах обучения;
  • учатся выражать свои творческие замыслы через рисунок, схему;
  • овладевают методами и различными технологиями, используя их в своём творчестве.
  • развивают в себе способность тщательно и долгосрочно работать над изделием;
  • планируют свою работу на несколько занятий вперёд;
  • проявляют интерес к творчеству известных мастеров родного края и России в целом;

К концу обучения на этапе творческого мастерства учащиеся должны знать:

  • основы деятельности в различных видах декоративно-прикладного искусства;
  • основы дизайнерского мастерства;
  • основные приёмы проектирования изделий;
  • названия, свойства, разновидности материалов;
  • технологии изготовления аксессуаров для домашнего интерьера;
  • методики работы известных мастеров рукоделия.

К концу обучения на этапе творческого мастерства учащиеся должны уметь:

  • свободно владеть терминологией и различными понятиями рукоделия;
  • самостоятельно проектировать изделия;
  • пользоваться различными инструментами;
  • использовать в своей работе методики мастеров декоративно-прикладного искусства;
  • работать с новейшими изданиями и активно применять новые дизайнерские идеи в своём творчестве;
  • участвовать в выставках – конкурсах различных уровней;
  • соблюдать правила техники безопасности на рабочем месте.

Итоги 4-х летнего обучения в студии художественно - эстетической направленности свидетельствуют о том, что все формы и методы, используемые педагогом на занятиях, способствуют активизации творческих способностей обучаемых , развитию их творческого мышления. Реализуются не только образовательные задачи, но и развивающие и воспитательные. Решение этого комплекса задач формирует подростка как творческую личность со своей индивидуальностью.

Полностью текст статьи приведен в Приложении.