Смысловая компрессия текста как способ обучения аналитическому чтению

Разделы: Иностранные языки


Курс “Теории и практики перевода с английского языка” является профильным предметом трудового и профессионального обучения учащихся 8–11 классов в Вятской гуманитарной гимназии и отвечает целям модернизации содержания образования. Одной из целей курса является обеспечение для учащихся возможности применять на практике умения и навыки, сформированные на уроках английского языка. Другой важной целью курса является формирование у учащихся умений и навыком самостоятельной работы с информацией, заложенной в тексте, и осуществлять смысловую компрессию этой информации в виде реферата (Summary Paragraph).

В данной статье рассматривается опыт работы по обучению аналитическому чтению и основам академического письма, который был представлен мною в форме мастер-класса в рамках экспертно-аналитического семинара “Стратегия работы с информацией в современном языковом образовании”.

На своем мастер-классе я преследовал следующие цели и задачи:

  • ознакомить участников семинара со своей системой упражнений по формированию умения читать аналитически;
  • показать на практических заданиях, что аналитическое чтение должно носить целенаправленный характер;
  • провести тренинг с участниками мастер-класса по использованию технологии смысловой компрессии информации нехудожественного текста и создания собственного текста;
  • показать, что, занимаясь аналитическим чтением на уроках английского языка, мы также формируем у учащихся навыки письменной речи и обучаем лексике.

Актуализация.

Чем аналитическое чтение отличается от простого чтения? Как сделать так, чтобы учащиеся читали аналитически?

Участникам мастер-класса была представлено следующее определение аналитического чтения:

Analytical reading involves breaking a text into its component parts [analysis] in order to understand its meaning and relate it to other texts [synthesis].

Аналитическое чтение заключается в том, что мы разделяем текст на составные компоненты, исследуя их, с целью создания в дальнейшем собственного текста. Следовательно, аналитическое чтение должно быть целенаправленным, т.е. мы анализируем информацию в тексте с целью выполнения какой-нибудь коммуникативной задачи. На данном мастер-классе целью чтения является написание сокращенного варианта исходного текста, т.е. осуществление смысловой компрессии в форме Summary Paragraph. Учащиеся должны не только продемонстрировать, что они хорошо поняли содержание текста, а извлечь из него нужную информацию и на основе извлеченной информации создать свой текст. Этот новый текст должен соответствовать заданным параметрам. Он должен включать в себя все основные идеи автора оригинала, отражать проблему оригинала, быть связным и примерно в три раза короче оригинала.

Система упражнений по аналитическому чтению.

Как уже было сказано выше, наша цель заключается не только в том, чтобы учащиеся поняли содержание прочитанного текста, но и анализировали информацию в тексте, чтобы выполнить поставленную учителем коммуникативную задачу. Для достижения этой сложной цели необходима целенаправленная работа по отработке технических приемов работы с текстом, т.е. система упражнений.

Как известно тексты состоят из абзацев, и каждый абзац содержит в себе одну главную мысль. На данном мастер-классе была представлена система упражнений, которые, как мне кажется, учат находить главную мысль абзаца. Эти упражнения позволяют отрабатывать некоторые технические приемы работы с текстом. В данной статье перечислю лишь типы этих упражнений, а более подробно они представлены в “Приложении” к мастер-классу в разделе “Developing reading skills”. Принимая во внимание тот факт, что текст иноязычный, и учащимся сложно правильно сформулировать ответ на английском языке, упражнения составлены по типу “multiple-choice questions”. Формат заданий можно легко изменить по усмотрению учителя, т.е. сделать его более сложным.

  • Discovering the main idea (определение главной идеи абзаца).
  • Developing the main idea (развитие главной идеи абзаца, добавь предложение или удали лишнее предложение из абзаца).
  • Drawing conclusions (вывод из прочитанного).
  • Inference or reading between the lines (чтение между строк).
  • Paragraphing (составление абзаца или улучшение структуры абзаца).
  • Concise writing (сокращение исходного предложения).
  • Sentence combining (составление сложного предложения из нескольких простых).
  • Sentence transformation (трансформация исходного предложения).

Технология смысловой компрессии.

Для анализа компонентов нехудожественного текста нам необходима технология работы с информацией. Эта технология должна учить умению отделять “главное” от “второстепенного”, “общее” от “частного”, “гипотезы” от “выводов” и т.д. Другими словами, эта технология должна учить видеть логику рассуждения автора исходного текста.

Что такое Summary Paragraph? Как его написать и за что нам поставят “пятерку”?

A summary is a concise statement of the most important information in a text. It should describe most of the main ideas. Details and repeated information should be omitted.

Смысловая компрессия текста лежит в основе всех видов академического письма: summary composition (изложение с элементами рассуждения), abstracts (тезисы или автореферат) и т.д.

Подробно суть технологии (Guidelines) и этапы работы на примере анализа английских текстов “Pets” и “Stress” изложены в “Приложении” в разделе “Guidelines for summary writing”. Здесь же я сообщаю по-русски лишь основные положения технологии:

  • Как правило, в каждом абзаце нехудожественного текста есть одно главное предложение. Это предложение может быть в начале абзаца (гипотеза) или в конце абзаца (вывод).
  • Иногда главная идея как бы “рассеяна” по всему абзацу. В этом случае, находите ключевые слова, а затем из них составляйте главное предложение.
  • Иногда главная идея абзаца “расписана” в нескольких предложениях. В этом случае надо постараться объединить эти предложения в одно.
  • Исключайте тривиальную информацию, которая никак не развивает основную идею абзаца.
  • Не включайте в свой текст пояснения автора и его примеры или статистику. Как известно, есть два способа объяснять свою мысль: сказать то же самое другими словами или приводить примеры.
  • Обращайте внимание на дискурсивные слова (“например”, “следовательно”, “однако” и т.д.) Эти слова позволяют предугадать логику рассуждения автора, а также отличить главное от второстепенного. Также эти слова позволяют понять, как абзацы в тексте логически связаны между собой.
  • В своем сокращенном варианте текста очень важно четко сформулировать первое предложение (thesis statement), поскольку в нем выражается проблема всего текста. Как говориться, нет проблемы – нет текста.
  • Ваш сокращенный вариант теста должен точно доносить идею автора людям, которые не читали оригинал. Используйте дискурсивные слова, чтобы ваш текст был связным.
  • Будьте объективны. Вы излагаете чужие идеи, поэтому не высказывайте своих субъективных замечаний и не делайте своих выводов, даже если вы не согласны с автором оригинала. В противном случае у вас получится сочинение-рассуждение.
  • Редактируя свой вариант, убедитесь, что все главные мысли автора вошли в ваш текст.

Практическая часть.

Тексты для написания Summary Paragraph должны отбираться по принципу доступности. Нельзя брать очень научный текст, т.к. дети его могут просто не понять. Не стоит брать художественный текст, т.к. для анализа таких текстов используются совершенно другие технологии и преследуются другие цели. Лучше всего подходят проблемные или дискурсивные тексты. Кроме того, проблематика текста должна быть интересна учащимся, а содержание – политкорректные.

Для практической части мною был отобран текст “Why Do Students Drop Out of School?”. Хотя структуры подобных текстов, как правило, очень похожи, тем не менее, у каждого текста есть своя особенность. Особенностью данного текста является то, что, сокращая объем текста, одновременно сокращается и контекст. Это приводит к тому, что некоторые значимые слова в тексте утрачивают свою контекстуальную реализацию.

1. Участникам мастер-класса было предложено коммуникативное задание: “Прочитайте текст и напишите Summary Paragraph объёмом не более 80 слов”.

2. Вначале участникам мастер-класса было предложено бегло ознакомиться с содержанием текста и ответить для себя на вопросы типа:

  • Каков жанр этого текста?
  • На какого читателя рассчитан данный текст?
  • Каков уровень сложности этого текста? На какой класс текст рассчитан?
  • Какого отношение автора к излагаемой проблеме?

3. Далее участникам мастер-класса было предложено прочитать текст еще раз и сформулировать своими словами проблему, заложенную автором в тексте. С какой целью автор написал эту статью?

4. Затем участники мастер-класса читали текст абзац за абзацем и подчеркивали ключевые слова и предложения. Это самый важный этап работы, поскольку на нем необходимо анализировать информацию и отбирать информацию, нужную для выполнения коммуникативной задачи. Если участники мастер-класса затруднялись находить правильные ключевые слова, то они отвечали на вопросы “учителя” по содержанию абзаца. Вся “дискуссия” по содержанию текста и отбору информации содержится в “Приложении” в разделе “Practice”.

5. Следующим этапом работы было составление собственного текста из отобранной в ходе анализа информации. Они должны были сформулировать Thesis Statement и несколько предложений, развивающих главную мысль текста (Supporting Sentences). Для составления своего текста участники должны были использовать свои дискурсивные маркеры или слова, предложенные “учителем”.

6. В итоге получился такой вариант текста:

Summary Paragraph

There are many reasons for students leaving high school in the USA. For two thirds of the dropouts motivation is the problem. For a third of them getting a job was more important than finishing school. According to the USA Census bureau, high school dropouts are more likely to be unemployed or live in poverty. However, many pupils do not understand the implications of dropping out of school. That’s why, some schools offer evening classes at a later age.

Редактирование созданного текста.

Учащиеся с самого начала должны точно знать, за что им поставят “пятерку”. Хорошее Summary Paragraph должно быть:

  • Comprehensive (полным): все основные идеи автора оригинала включены.
  • Accurate (точным): информация оригинала не искажена.
  • Neutral (объективным): отсутствуют субъективные суждения и комментарии.
  • Independent (самостоятельным): проблема, изложенная в оригинале, понятна читателям сокращенного варианта.
  • Concise (кратким): отсутствие повторов, тривиальной информации, лишних деталей.

Также надо иметь в виду, что учащиеся, увлекшись содержанием, забудут про английскую грамматику! Исходя из своего опыта работа, советую дать еще один алгоритм проверки текста, составленный по наиболее распространенным ошибкам учащихся:

  • порядок слов в английском предложении;
  • видовременные формы глаголов-сказуемых, особенно в сложных предложениях (Conditionals, Clauses of Time, etc);
  • употребление артиклей;
  • логические замены личных местоимений существительными и т.д.; (they → dropouts, they → high schools, etc)

Участникам мастер-класса было предложено оценить некоторые работы, выполненные учащимися 8-х и 9-х классов, и высказать свои замечания. Образцы работ и замечания к ним содержатся в “Приложении” в разделе “Revising Students’ Summaries”.

Выводы.

В ходе заключительного обсуждения совместной работы участники мастер-класса сделали следующие выводы:

  1. Чтобы чтение было аналитическим, недостаточно простой проверки понимания прочитанного. Целью чтения должно быть выполнение какого-нибудь практического задания, создание своего текста. Этим заданием необязательно должно быть Summary. Это может быть и изложение с элементами рассуждения, где учащиеся высказывают свои мнения по поводу точки зрения автора и делают собственные выводы.
  2. Этот вид языковой деятельности можно использовать не только на уроках ТПП, но и на уроках домашнего чтения на английском языке.
  3. Самообразование невозможно без умения анализировать полученную информацию. Навыки академического письма необходимы также для дальнейшей учебы в высшей школе.

Resources