Обобщающий урок по теме "Изменение агрегатных состояний вещества"

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (152 кБ)


Цели урока:

  • систематизирование и обобщение теоретических и практических знаний учащихся о тепловых явлениях;
  • стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету в целом, расширение кругозора;
  • воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива;
  • развитие навыков работы в группах на основе раскрытия индивидуальных способностей каждого ученика;
  • учить анализировать, делать выводы, использовать полученные знания в новой ситуации.

Задачи урока:

  • Воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах.
  • Учебная – обобщение, систематизация, углубление знаний.
  • Развивающие
    • развитие памяти, логического мышления, приёмов умственной деятельности;
    • развитие умения моделировать и творчески мыслить.

Техническое оснащение: компьютер, экран, мультимедийный проектор.
На экране высвечиваются высказывания: «Всё выучить невозможно, а научиться рассуждать – необходимо».  (Слайд 2)

ХОД УРОКА

1. В течение пяти минут весь класс в быстром темпе заканчивает фразу учителя (Приложение 1)

  • Какие явления называются тепловыми?
  • Какое движение называется тепловым?
  • Внутренняя энергия это …
  • Теплопроводность это …
  • Количество теплоты это …
  • Формула расчета количества теплоты при нагревании
  • Что показывает удельная теплоемкость вещества?
  • Плавление кристаллических тел – это …
  • Формула количества теплоты при плавлении …
  • Удельная теплота парообразования – это …
  • Формула расчета количества теплоты, выделившегося при сгорании топлива …
  • Что показывает удельная теплота сгорания топлива?
  • Единица измерения удельной теплоемкости вещества?
  • Кристаллизация – это процесс …
  • Формула расчета количества теплоты при парообразовании …
  • Что показывает удельная теплота парообразования?
  • Единица измерения удельной теплоты сгорания топлива?
  • Испарение зависит …
  • Что показывает удельная теплота плавления?
  • Единица измерения удельной теплоты плавления?

2. Учитель: Назовите процессы, рассматриваемые  при изучении темы «Тепловые явления» По мере повторения выстраивается система процессов, рассмотренных в данной теме (Слайд 3)

3. Учитель предлагает работу в парах. Установить соотношение между физическим процессом, величиной, характеризующей процесс и единицей измерения величины. (Проверка – слайд 4)

4. Попытаемся объяснить следующие явления (Приложение 2).

Вопросы: (слайд 5)

1. Что сильнее обжигает: пар, вырывающийся из носика кипящего чайника, или брызги самой кипящей воды?
Ответ: Пар обжигает значительно сильнее, т.к. коже еще отдается тепло, выделяющееся в процессе конденсации.

2. Почему на раскаленной сковороде капли воды долго “скачут” и медленно испаряются?
Ответ: Под каплями образуется неустойчивая прослойка пара, поэтому и “скачут”. Прослойка затрудняет передачу тепла от сковороды к воде.

3. Почему сырые дрова, даже разгоревшись, дают меньше тепла, чем сухие?
Ответ: Часть тепла идет на парообразование.

4. В сильный мороз катки заливают горячей водой. Почему?
Ответ: Чтобы вода успела растечься ровным слоем прежде, чем замерзнет.

5. Почему в сауне человек может выдержать температуру воздуха до 130 оС, а в русской бане – вдвое меньше?
Ответ: В сауне очень сухой воздух. Интенсивность испарения влаги с поверхности кожи охлаждает ее. В русской бане пар влажный и испарение слабее.

6. На дне сосуда намерз лед. Налили воду – лед растаял. Изменится ли уровень воды?
Ответ: Слегка понизится – плотность воды больше, чем плотность льда.

7. Почему вода гасит огонь костра?
Ответ: Интенсивность испарения воды охлаждает дерево, а  образующаяся оболочка водяного пара препятствует доступу кислорода в воздухе, и горение прекращается.

5. Рассмотрим график зависимости температуры от времени

Вопросы к графику: (слайд 6)

1. Какие процессы происходят с веществом?
2. Какое это вещество?
3. На каких участках энергия:
          а) поглощается             (АВ, ВС, СД, ДЕ)
          б) выделяется                (ЕМ, МN, NK)
4. В каком состоянии находится вещество в

  • Точке 1                         (твердом и жидком)
  • Точке 2                         (жидком)
  • Точке 3                         (твердом)
  • Точке 4                         (жидком и газообразном)

6. Проанализируем предложенные задачи (решение предлагается выполнить дома)

7. Задачи: (слайд 7)

1. Какое количество теплоты необходимо сообщить воде массой 10 г, взятой при 0 оС, для того, чтобы нагреть её до кипения и испарить? Температура кипения воды 100 оС, удельная теплоёмкость воды 4200 Дж/кг • оС, удельная теплота парообразования воды 2,3 106 Дж/кг. (Ответ: 27200 Дж).

2. Сколько спирта надо сжечь, чтобы нагреть воду массой 2 кг от 16 до 70 оС, если вся теплота, выделенная спиртом, пойдёт на нагревание  воды? Удельная теплоёмкость воды 4200 Дж/кг • оС, удельная теплота сгорания спирта 2,7•107 Дж/кг. (Ответ: 17 г).

Более подробно рассматривается задача: Сколько нужно сжечь сухих дров, чтобы расплавить 2 кг льда, взятого при температуре – 10оС и обратить в пар.

1. Пример решения задачи (слайд 8)
2. Анализ решения задачи (слайд 9)
3. Решение задачи (слайд 10)

8. Подведение итогов