Поговорим об эмоциях

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • познакомить учащихся с тем, что такое эмоции, раскрыть их значение в жизни человека;
  • познакомить школьников с различными видами эмоций;
  • дать представление о длительности и смене эмоций, о значении настроения в жизни человека и способах его изменения;
  • познакомить учащихся со способами выражения эмоций.

Основное понятие: эмоции, мимика, положительные эмоции, отрицательные эмоции

Место проведения: класс.

Оборудование: цветные карандаши, альбомные листы, разноцветные лепестки, магниты, ручки, презентация.

Педагог–психолог: Здравствуйте, дорогие ребята! Я предлагаю отправиться нам с вами в увлекательное путешествие. Мы будем знакомиться с миром эмоций. Вам понадобятся ваша смекалка, находчивость, умения находить общий язык с другими людьми. В ходе путешествия будем наполнять свой багаж новыми знаниями, впечатлениями, практическими работами. Будьте внимательны, старайтесь запомнить то, что увидите во время путешествия.

Я желаю вам, чтобы каждый нашел что-то интересное для себя! Итак, в добрый путь!

1. Упражнение "Приветствие”. (Слайд №2). Презентация

Поздоровайтесь друг с другом: грустно, радостно.

Обсуждение.

На любую ситуацию человек эмоционально реагирует: он то волнуется, то боится, то радуется, то печалится. И с помощью эмоций передает свое отношение к действительности.

Мы узнали, что эмоции выражаются словами и без слов, с помощью мимики, жестов, пантомимики. Эмоции возникают только в процессе взаимодействия, общения. Эмоции бывают положительные и отрицательные и отличаются по силе воздействия. Они, как краски, окрашивают нашу жизнь в различные цвета, делают ее многогранной и удивительной, без них всё вокруг было бы скучным и однообразным.

  • Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?
  • Слово "эмоции” происходит от латинского слова emoveo, и означает "потрясаю, волную”. (Слайд №3)
  • Как вы думаете, почему нужно обращать внимание на чувства людей, для чего их нужно изучать?

Вывод: изучать чувства необходимо, чтобы:

– уметь контролировать проявление чувств, то есть сдерживаться в случае необходимости;
– понимать себя;
– понимать окружающих;
– общаться без конфликтов.

2. Станция "Знатоки чувств”. (Слайд №4)

Поочередно называть эмоции или чувства, которые может переживать человек. Радость, печаль, грусть, страх, удивление – все это разнообразные эмоции.

3. Станция "Букет приятных событий”, "Ромашка”. (3 минуты) (Слайд №5)

А сейчас мы с вами будем составлять букет, но не простой, а букет приятных событий.

На лепестках вам нужно написать:

Я радуюсь, когда…

Я счастлив, когда…

Далее скрепляем и получаем букет цветов – приятных событий.

4. Станция “Сказочная”. (Слайд №6)

Сказка про Кляксу

Жила-была Клякса в темном дупле и очень не любила показываться на людях. Почему? Да потому, что при ее появлении каждый считал своим долгом воскликнуть: “Какой ужас! Какая жирная и некрасивая черная Клякса!” Кому такое понравится? Вот почему она предпочитала отсиживаться в дупле. Но разве хорошо сидеть в одиночестве? Скучно! И нашей Кляксе захотелось сходить погулять на праздник или в гости. Решила она принарядиться. Взяла желтой краски и покрасилась. В яркий солнечный цвет. Представляете! Конечно, себе в таком наряде она понравилась. Но только она появилась на улице, как каждый, кто ей встретился, в ужасе кричал: “Какая желтая Клякса!”.

Тогда она зашла в магазин, купила краски и покрасила ею свою шляпку. Но все, кто ее видел, снова махали руками и кричали: “Какая ужасная Клякса в оранжевой шляпке!”.

Тогда Клякса купила синей краски и выкрасила свою юбку. Но и это никто не оценил. Она снова услышала: “Какая огромная Клякса в зеленой юбке!”. (Желтый и синий цвет, смешиваясь, дают зеленый.)

Очень обиделась Клякса. Взяла она остатки синей краски, вернулась в свое дупло и выкрасила его в синий цвет. Она очень старалась, размазала краску вокруг себя, и вдруг дупло стало очень уютным и Красивым.

В это время пролетала Сова-мудрая голова (а Совы, как правило, близоруки и живут своим умом!). Она не узнала Кляксу в ее новом наряде и новом жилище. Сове показалось, что это совсем и не Клякса. “Здравствуйте, дорогая и красивая Незнакомка! – сказала вежливо Сова, – Вы, случайно не родственница Луны?” Клякса впервые в жизни услышала добрые слова и улыбнулась. Ей было очень приятно, что ее приняли за Луну.

Обсуждение.

- Как вы поняли смысл сказки?

- Чему учит нас эта сказка.

(Чтобы добиться чего-то, нужно обязательно стараться, и тогда все получится).

5. Станция “ Краски”. (Слайд №7)

Сценка “Разговор красок”.

Ведущий: Часто во время сильного снегопада ты сидишь у окна, смотришь и прислушиваешься, и тебе кажется, что у всех вещей есть голоса, что все они разговаривают. И твои краски тоже. Слышите, говорит красный цвет?

1. Красный:

Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры - красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят.
Ярким, алым цветом те цветы горят.

Ведущий: Вслед за ним откликается оранжевый.

2. Оранжевый:

Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится -
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.

Ведущий: Желтый тоже не молчит!

3. Желтый:

Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит,
Желтые груши на ветках висят,
Желтые листья с деревьев летят.

Ведущий: Тут и зеленый заговорил.

4. Зеленый:

У нас растет зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за окном зеленый луг
И домики беленые,
С зеленой крышей каждый дом,
И в нем живет веселый гном
В зеленых брючках новых
Из листиков кленовых.

Ведущий: А голубой восклицает.

5. Голубой:

Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз,
Мы смотрим на небо, а небо - на нас.

Ведущий: И синий не отстает.

6. Синий:

В синем море островок,
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок -
Синий-синий василек.

Ведущий:

Вот перед вами различные краски,
С ними, друзья отправляемся в сказку,
Ты полюбуйся - какие цвета!
Разноцветная викторина! Игра! Красота!

Педагог-психолог: Ну что ж, друзья начинаем нашу разноцветную викторину. Каждый желающий может принять в ней участие.

6. Станция разноцветная викторина “Отгадай”. (Слайд №8)

1. Как звали девочку, которая пела “Если долго-долго-долго”? (Красная шапочка)

2. Какого цвета шляпа у Незнайки? (Синяя)

3. Я чёрный, красный, жёлтый, синий,
С начинкой твёрдой в древесине.
Я с острым ножиком дружу
И, что хочу, изображу. (Карандаш)

4. Белая морковка зимой растёт (Сосулька)

5. Золотой он, словно мёд, но нещадно ранку жжёт. (Йод)

6. Какой цвет получится, если смешать синий и жёлтый?(Зеленый)

7. Какого цвета доллары? (Зеленый)

8. Назовите цветок синего цвета.(Василек)

9. Какого цвета гуси жили у бабуси из песенки? (Белый, серый)

10. Какого цвета волосы у Мальвины из “Золотого ключика”? (Голубой)

11. Назовите все цвета радуги по порядку.(Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, феолетовый)

12. Как называется сказка В. Катаева про волшебный цветок? (“Цветик – семицветик)

13. Какого цвета карточку показывает судья провинившемуся игроку в ходе футбольного матча? (Желтый)

14. Какого цвета шахматные фигуры у игрока, начинающего партию первым? (Белый)

15. Как называют первую строку абзаца? (Красный)

16. Что у белого медведя чёрное? (Нос)

7. Станция “Художественная”. (Слайд№9)

Упражнение "Мое настроение”

Учащимся предлагается оценить цветом свое настроение."Опишите, оцените свое настроение с помощью цвета и, по возможности, объясните, почему у вас такое настроение на данный момент”.

В мире нет одинаковых людей, они могут быть похожи чем-то. Мир людей – это зеркало, в которое мы смотримся и узнаем себя, сравнивая и оценивая других. Таким образом, мы узнаем, какое у кого настроение. Через проявление эмоций мы узнаем настроение других людей, показывая свое настроение окружающим.

Каждый цвет – определенное эмоциональное состояние:

Мое настроение

Цвет Эмоциональное состояние
Красный Восторг
Оранжевый Радость, веселье
Желтый Светлое, приятное настроение
Зеленый Спокойное, уравновешенное состояние
Синий Грустное настроение
Фиолетовый Тревожное, напряженное состояние
Черный Упадок сил, уныние
Белый Равнодушие (трудно сказать)

Включается мелодия флеш-тренинга “Радуга”. (Слайд №9)

  • Что особенно понравилось?
  • А что для вас было самым интересным?
  • Улыбнемся друг другу и нашим гостям, пожелаем всего хорошего! Пусть у вас всегда будут хорошее настроение, и только положительные эмоции!

Педагог-психолог: Спасибо всем за работу! До свидания!

Приложение 2