Географический турнир "Мой край – Марий Эл"

Разделы: География


Цель урока:  повысить интерес обучающихся к предмету.

Задачи урока:

Образовательные: углубить и расширить знания об истории и природе республики Марий Эл.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к малой родине, гордость за природное наследие, чувство ответственности за нее, стремление к ее возрождению и охране; формировать экологическую культуру учащихся; продолжать формировать познавательный интерес учащихся, желание самостоятельного поиска знаний; развивать творческое мышление и навыки.

Развивающие: развивать географическое мышление; формировать правильную и выразительную устную речь, внимание учащихся; продолжать формировать умение работать с картой: показывать и находить реки и озера на физической карте и наносить их на контурную карту, умение выступать перед аудиторией.

Оборудование: на доске физическая и административная карты Республики Марий Эл, на партах контурные карты республики, карточки с заданиями для каждой команды, чистые листы бумаги.

Условия игры.

  1. За неделю до урока обучающиеся получают задание: 1) сформировать команды по 4-5 человек. 2) подготовить красочные таблички с названием команд, эмблемы. 3) выбрать капитана в каждой команде.
  2. 1 тур — команда устно отвечает на вопрос, а один из участников команды показывает ответ на карте.
    2 тур — команды получают одинаковые задания на карточках, затем свои ответы отмечают на контурных картах .
    3 тур — команды получают одинаковые карточки. На первое задание отвечают на листах и отправляют ответ жюри. Ответ на второй вопрос отмечают на контурных картах.
    4 тур — задания для всех команд. Команда, которая быстрее поднимет табличку с названием команды и даст правильный ответ, получает один балл за каждый правильный ответ.
    5-6 туры – все команды получают карточки с заданиями. На первый и второй вопросы ответ отмечают на контурных картах, на третий и четвертый отвечают устно.
    7 тур – отвечают только капитаны команд.
    8 тур — каждой команде нужно разгадать ребусы (одинаковые для всех команд). Команда, которая быстрее поднимет табличку с названием команд и даст правильный ответ, получает один балл за каждый правильный ответ.

Подведение итогов: жюри проверяют задания, выполненные на контурных картах и карточках, каждое задание оценивается до 5 баллов, учитывается полнота и правильность ответа, команда победитель получает в качестве приза сувениры с национальной символикой и оценки “5” . Остальные команды положительные оценки за предмет.

Ход урока

Организационный момент.

Географический турнир. “Мой край – Марий Эл”

Ведущий (старшеклассник). Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас на географическом турнире. Наша республика не велика ни по территории, ни по населению. Наша республика называется Марий Эл. Испокон веков славится он зелёным простором лесов и полей, живописными реками и озёрами, И не только этим. Здесь каждая часть земли это история, хранящая легенды и придания. Наша встреча не случайна. Мы собрались здесь для того, чтобы лучше узнать историю и природу нашего края Марий Эл.  

Свои знания вы должны продемонстрировать в ходе турнира “Мой край – Марий Эл”

(Звучит песня “Край Мари” слова и музыка М. Мосунова)

Как же словами
О любви сказать своей
Этой земле и небу
Над головой?
Трудно признаться
В чувствах светлых
В первый раз
Нужную песню
От души исполнить.
Река поет: “Мари”!
Ей вторит лес: “Мари”!
Ветра, снега, дожди –
Мари, Мари, Мари!
Заря блеснёт: “Мари”!
Для счастья и любви
Живи, мой край Мари!

Начинаем наш географический турнир.

I тур. Исторический

Задание для первой команды.

Один из древнейших городов среднего Поволжья. Город расположен в центре марийского края на берегу реки Малая Кокшага, притока реки Волга. О дате основания города существует две версии. В некоторых письменных источниках и краеведческих очерках пишется, что город основан в 1578 году, но в последнее время считается научно доказанной датой — осень 1584 года. Он построен во время царствования сына Ивана Грозного — Фёдора Иоанновича. Этот город имел несколько названий. Ваша задача — перечислить названия. (Ответ: Царёв город на Кокшаге, Кокшага, Кокшанск, с 1918 года Краснококшайск, с 1928 года Йошкар-Ола, т.е. Красный город, перевод с марийского языка “йошкар”– красный, “ола” – город)

Задание для второй команды.

В 1869 году пароходное акционерное общество “Дружина” на арендованной земле у крестьян села Красный Яр, построило мастерские по ремонту волжских судов. Были сооружены так же бараки для рабочих и жилые дома для проживания семей капитанов и служащих пароходов. Так, на левом берегу речки Звениги и Волги возник судоремонтный завод и при нём не большой посёлок, названный Звениговским Затоном. В 1974 году рабочий посёлок получил статус города. Как называется в настоящее время этот населённый пункт? (Ответ: Звенигово)

Задание для третьей команды.

Второй по значению промышленный центр республики. Удобные транспортные пути, достаточное энергоснабжение превратило этот город в крупнейший узел комплексной переработки древесины и машиностроения. До 6 июля 1940 этот город был рабочим посёлком Лопатино. О каком городе идёт речь? (Ответ: Волжск)

Задание для четвёртой команды.

В 1582 началась III черемисская война. Именно с этим событием непосредственно связано строительство города – крепости. Город был построен на правом берегу Волги и примерно в середине пути Нижний Новгород — Казань, недалеко от впадения в Волгу реки Ветлуги и реки Сура, на равном удалении от построенных ранее Васильсурска и Чебоксар. Он контролировал по существу всю горномарийскую сторону и значительную часть левобережья Волги. Город основан в 1583 году. Назовите этот город. (Ответ: Козьмодемьянск)

II тур. “Наши соседи”

Установите соответствие.

Республика Татарстан А) север, восток
Республика Чувашия Б) юго-восток
Кировская область В) запад
Нижегородская область Г) юго-запад

(Ответ: 1-Б, 2-Г, 3-А, 4-В)

III тур. “Геологический”

Найдите ошибки в сопоставлении названий природных районов республики и их высот .

I – Вятский Увал А) 45 м.
II – Марийская низменность Б) 190 м.
III – Правобережье В) 275 м.

(Ответ: I – В, II – А, III – Б)

Установите соответствие: месторождение — полезные ископаемые.

Ронгинское (Советский район).
Шоринское (Мари – Турекский район).
Кузнецовское (Медведевский район).
Ошургинское (Медведевский район).
Арбанское (Медведевский район).
Район Кленовой горы (волжский район).

А) минеральные воды, Б) торф, В) глина, Г) кварцевые пески, Д) известняк, Е) гравий.

(Ответ: 1 – Д, 2 – Г, 3 – Е, 4 – В, 5 – Б, 6 – А.)

IV тур. “Климатический”

  1. Какие, воздушные массы влияют на климат нашей республики? (Воздушные массы умеренных широт).
  2. Какой океан оказывает наибольшее влияние на выпадение осадков и в целом на климат нашей республики? (Атлантический океан, затем Северный Ледовитый океан).
  3. В каком районе республики зарегистрирован абсолютный минимум температуры воздуха – 52,0°С  (В Моркинском районе).
  4. Назовите, ветреный и без ветреный месяцы на территории нашего края. (Ветреный – ноябрь, безветреный – август).
  5. Где в Марий Эл выпадает, самое максимальное количество осадков? (В Козьмодемьянске -518 мм, т.к. находится западнее, оказывает влияние Атлантический океан и близость Волги).
  6. Где в республике, самое продолжительное лето? (В Горномарийском районе).
  7. Где в Марий Эл наблюдается самая высокая средняя температура июля? (Козьмодемьянск t + 18,9 ?С).
  8. Какое количество тепла получает территория Марий Эл за год (За год 91 ккал/см тепла от солнца).

V тур. “Гидрологический”

Марий Эл край рек и озёр.

В республике насчитывается 476 рек и речек общей протяжённостью 7000 км, около 600 озёр. Вопросы относятся к главным рекам республики.

Задание для первой команды.

  1. Какие реки протекаю только в нашей республике? Отметьте их на карте. (Ировка, Илеть, Юшут).
  2. Отметить на контурной карте судоходные реки. (Волга, Ветлуга, Сура).
  3. Какие по происхождению котловин встречаются озёра в Марий Эл? (Карстовые, междюнные, пойменные).
  4. Самое глубокое озеро в крае? (Зрыв – Табашинское).

Задание для второй команды.

  1. Отметить на контурной карте самые холодные реки республики. (Малый Кундыш, Илеть, Юшут).
  2. Отметить на карте реки, которые имеют самую длинную и самую короткую длину течения по территории края. (Малая Кокшага – 219км, Уржумка – 42 км).
  3. Назвать озёра провального происхождения, (Яльчик, Глухое, Таир, Зрыв).
  4. Какое самое большое по площади озеро в республике? (Яльчик – 149, 6 га)

Задание для третьей команды.

  1. На контурной карте отметить реки, впадающие в Волгу. (Сура, Ветлуга, Большая Кокшага, Малая Кокшага, Рутка, Илеть).
  2. На контурной карте отметить притоки реки Вятка. (Немда, Лаж, Уржумка).
  3. Назовите несколько междюнных озёр. (Сорочье, Большой Мартын, Шорское, Лужъяр).
  4. Назовите максимальную глубину Мазарского озера. (3м.).

Задание для четвёртой команды.

  1. На контурной карте отметить реки, в долинах которых на поверхность выходят минерализованные воды в виде родников и источников. (Илеть, Юшут, Малая Кокшага).
  2. На контурной карте отметить реку, которая берёт начало в Нижегородской области и протекает по марийскому краю. (Рутка).
  3. Назвать несколько пойменных озёр. (Мазарское, Кундыштурское)
  4. Назвать самое прозрачное озеро в республике. (Нужъяр находиться в междуречье Ветлуги и реки Рутка).

VI тур. “Флора и фауна”

  1. Где расположены на территории республики: А) хвойные и смешанные леса; Б) широколиственные леса. (А – левобережье, Б – правобережье).
  2. Какие почвы наиболее распространены в республике? (дерново-подзолистые)
  3. На какие три группы делятся сосновые боры? (Лишайниковые, сфагновые, зелёномошники).
  4. Где распространены в нашем крае нагорные дубравы? (Правобережье)
  5. Какие животные были завезены в нашу республику? (бобр -1947 г., ондатра – 1948 г., американская норка 1948-1949 гг., в леса Медведевского района завезены уссурийские енотовидные собаки).
  6. Перечислите, какие растения в Марий Эл занесены в Красную книгу России? (Венерин башмачок, лунник оживающий, надбородник безлистный, пыльцеголовник красный, чилим).
  7. Какое растение занесено не только в Красную книгу России, но и Международную Красную книгу? (Венерин башмачок).
  8. Какие птицы, обитающие на территории Марий Эл, включены в Красную книгу России? (Беркут, змееяд, орлан – белохвост, скопа).
  9. Сбор, каких растений запрещен в целях сохранения и воспроизводства декоративных и лекарственных растений? (Сон-трава, хохлатка плотная, медуница неясная, ландыш майский, раковые шейки).
  10. Где в республике находятся рыборазводные предприятия? (река Толмань – Ново-Торьяльский район, река Нолька – Медведевский район).

VII тур. “Капитаны”

Капитанам команд назвать по два государственных заказника на территории Марий Эл (название, площадь, дата образования, объекты охраны)

VIII тур. “Ребусы”

Ответы: 1 – Оршанка, 2 – Морки, 3 – Кузнецово , 4 – Юшут, 5 - Сорочье, 6 – Люльпаны, 7 – Руэм, 8 – Сернур.

Подведение итогов. Награждение команд.

Интернет ресурсы