Работа с одаренными детьми

Разделы: Начальная школа


«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название ещё драгоценнее самой вещи»
Н.В. Гоголь

В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом.

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности находят широкое применение в рамках нестандартных уроков, в исследовательской деятельности. Традиционной остаётся подготовка к олимпиадам через систему индивидуально-групповых занятий по предметам. Я считаю, что начинать подготовку к олимпиаде по русскому языку (как и по другим предметам) надо со 2 класса, когда только начинаем изучать «азы» программы. В основу моей работы положен принцип спиралевидного развития: к одному и тому же виду деятельности я с учениками возвращаюсь несколько раз, и каждый раз на новом уровне сложности и глубины проработки того или иного вопроса. Мне представляется, что такой подход удобен для работы с учащимися младших классов. В работе с одарёнными и способными учениками я использую дифференцированный подход, который позволяет мне расширить и углубить знания младших школьников по предмету, учитывать индивидуальное продвижение ученика. Использование на уроках проблемных, поисковых, исследовательских и проектных методов помогает ребёнку получить практический опыт решения различных задач, в том числе и нестандартных. Они позволяют проявить детям не только интерес к знаниям, но и к процессу их открытия, способствуют развитию творческих способностей учеников.

Одной из форм организации внеурочной деятельности, направленной на раскрытие творческого потенциала детей, являются групповые занятия кружка "Риторика", которые проводятся на основе учебника - тетради "Детская риторика" Т. Ладыженской Занятия строю на разнообразном по содержанию и сложности внеучебном материале. В процессе занятий формируется такое важное качество, как глубина и обоснованность мышления, его критичность.

Выполнение олимпиадных заданий требует от участников немалых сил, терпения, упорства и фантазии. И пусть далеко не все смогут справиться со сложными заданиями полностью, зато каждый ощутит себя полноправным участником.

Для подготовки к олимпиадам, конкурсам и викторинам я собираю в специальную папку заданий прошлых лет, готовлю карточки- мини- викторины с нестандартными заданиями по русскому языку. В течение недели дети самостоятельно выполняют данные задания. Обязательна работа над ошибками. Лишь в очень редких случаях можно показать готовое решение и объяснить его, но важно, чтобы ребёнок понял, как оно получено.

Методическую деятельность направляю на создание индивидуального образовательного маршрута подготовки к олимпиадам. Предлагаю небольшую часть своих карточек для ребят 2 класса – Приложение.