Урок русского языка по теме "Словосочетание". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели:

  1. повторить и закрепить понятие “словосочетание”. Совершенствовать умения уч-ся выделять словосочетания из предложения; находить главную и зависимую части словосочетания; правильно ставить вопрос; повторять знания учащихся за курс начальной школы.
  2. Развивать мышление, речь, творческие способности учащихся.
  3. Прививать любовь к родному языку к родной природе; воспитывать аккуратность при письме.

Оборудование: кабинет украшен веточками деревьев, листьями, на партах раздаточный материал; проектор и экран для показа слайдов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке. Посмотрите на свои парты: есть ли рабочая тетрадь, учебник, ручка, карандаш. Очень хорошо, садитесь. Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

II. Слово учителя.

СЛАЙД 1

Наш сегодняшний урок мне хочется начать с «Осенней песни» П.И. Чайковского.

Прослушайте фрагмент песни и ответьте на вопрос:

– Какие мысли и чувства вызвала у вас музыка?

– Ребята, а как вы думаете, почему чувства грусти и печали?

III. Сообщение темы и целей урока.

Предлагаю вам совершить прогулку по осеннему парку, полюбоваться красотой родной природы, ее богатством и щедростью, а также повторим те сведения о русском языке, с которыми вы познакомились в начальной школе, повторим и закрепим знания по теме, а какой, отгадаем загадку:

В нем ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто есть кто – нам без труда
Вопрос определяет.

– Правильно. Словосочетание. Запишем на доске и в тетради.

Начнем нашу прогулку с орфографической разминки, которая называется « Урожайная полянка»

IV. Орфографическая разминка.

Слайд 2

– Я загадываю загадку, а вы записываете отгадку и выделяете орфограммы.

  1. Сто одежек и все без застежек. (КАПУСТА)
  2. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (КАРТОФЕЛЬ)
  3. Маленький, горький, луку брат. (ЧЕСНОК)
  4. Ни окошек, ни дверей, а полна горница людей. (ОГУРЕЦ)
  5. Сам алый, сахарный, кафтан зеленый бархатный. (АРБУЗ)
  6. Сама в земле, а коса на улице. (МОРКОВЬ)
  7. В поле тычинка – золотая вершинка. (РОЖЬ)
  8. Красна – в землю вросла. (СВЕКЛА)

– Какие орфограммы мы повторили? Что нужно сделать, чтобы правильно писать эти слова?

– Обратите внимание на слово свекла. Как мы произносим это слово?

– А вы любите кушать свеклу?

Свеклу нужно употреблять в пищу. Она содержит много витаминов, углеводов, кальций. Употребление свеклы плодотворно влияет на наши кости и зубы, а также очищает организм.

V. Фронтальный опрос.

Слайд 3

Что такое словосочетание?

Из каких частей состоит словосочетание?

Назовите эти части.

– Как устанавливается смысловая связь между главным словом и зависимым?

Главное слово помечаем значком х. Стрелка указывает на зависимое слово.

– Словосочетание строится из слов которые относятся к самостоятельным частям речи. (существительное, прилагательное, глагол, наречие)

а) Предлог + существительное. (на земле)- не является словосочетанием, т.к. предлог служебная часть речи.

– А что еще не является словосочетанием?

б) Грамматическая основа предложения.

Например: пошел снег, дети учатся - это уже не что иное, как маленькие, нераспространенные предложения.

в) Однородные члены предложения.

Например: читали и смеялись, белое и черное.

Они однородны, равноправны, не подчинены один другому.

VI. Работа по распознаванию словосочетаний.

Слайд 4

– На партах лежат листочки с отрывком из стихотворения С. Есенина. «Отговорила роща золотая»

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше не о ком.

– Прочитайте про себя, теперь вслух, выразительно.

– Какую картину вы представляете?

– Почему поздняя осень?

– Что использует поэт, чтобы передать красоту осени?

– Как понимаете, роща золотая?

– Что значит березовым, веселым языком?

– А почему журавли не жалеют ни о ком?

– Найдем и объясним орфограммы в остальных словах.

2. Работа в тетрадях и на доске.

– Назвать и записать словосочетания.

VII. Физразминка.

– Теперь тихо встали. Поднимите руки вверх. Представьте кисти рук – это наши листочки. Помашите ими, пожалуйста. Ну, настоящий листопад. А теперь кленовые листочки ложатся на землю. Опускаем плавно руки молодцы. Тихо садитесь.

VIII. Самостоятельная работа.

Слайд 5

Задание: Составить словосочетания. Обозначить главное и зависимое слово в каждом из них. Объяснить правописание.

IX. Поэтическая полянка.

Слайд 6

– Из предложенных словосочетаний Дома нужно было написать мини – сочинение, нарисовать рисунок на тему осень.

– Проверка и оценивание работ учащихся.

X. Итог урока.

– Что называется словосочетанием?

– Из каких частей состоит?

– Что не является словосочетанием?

XI. Дом. задание.

Отметки за урок.

Презентация