Мастер-класс "Мандала − 1000 листьев"

Разделы: Работа с родителями


Проблема организации социального партнерства ДОУ с семьей остается актуальной уже на протяжении многих лет. Приобщение членов семьи к образовательному процессу в детском саду помогает им осознать свою роль в воспитании ребенка, адекватно оценить его психофизическое развитие.

Для решения данной проблемы в МБДОУ “ЦРР – ДС “Улыбка” была организована художественная гостиная “Дети цветы жизни”, где родители и дети, взаимодействуя друг с другом, создают необычные творческие работы. Дети и родители учатся быть не просто мамами и детьми, а партнерами. Такая совместная творческая деятельность способствует установлению гармоничных взаимоотношений взрослого и ребенка.

Данный мастер-класс “Мандала – 1000 листьев” был проведен с семьями группы-риска для установления доверительных взаимоотношений и снижения уровня внутренней тревожности.

Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Художественное творчество” (рисование), “Музыка”.

Цель: создание условий для совместного творчества детей и взрослых.

Задачи:

  • познакомить со значением и методикой рисования мандалы;
  • объединить взрослых и детей в процессе творческой деятельности;
  • вызвать желание создать собственный рисунок под звуки спокойных мелодий (японская, китайская, индийская, дудук);
  • снизить уровень внутреннего напряжения и тревожности;
  • воспитывать интерес и желание узнавать что-то новое и создавать необычные рисунки.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, ноутбук, видеофайл (“Путешествие к сердцу Мандалы”), спокойные этические мелодии в формате мп3 (китайская, японская, индийская, мелодия звучания инструмента – дудук), иллюстрации, квадратный лист бумаги с нарисованным кругом, простые и цветные карандаши, гелевые ручки, фломастеры.

Планируемые результаты:

  • снятие напряжения и внутренняя гармонизация;
  • получение удовольствия от совместного творчества взрослых и детей;
  • создание разных вариантов мандалы;
  • проведение выставки творческих работ.

Содержание образовательной и творческой деятельности.

Визуально “Мандала” – это некий рисунок в круге.

На протяжении всей человеческой истории Мандала проявлялась как универсальный и неизменный символ цельности, гармонии и преобразования.

Круг – это основополагающий знак, первичный символ и всего, и ничего, символ неба и солнечного ока, всеобъемлющая форма.

Само слово“мандала”в переводе с санскрита означает“круг, круглый, круговой, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория, область, общество, совокупность, собрание”.

В каждой культуре существуют своё понимание, своя терминология, своё назначение, своё воплощение и способы применения круговых изображений.

Чаще всего мы не замечаем присутствие мандалы в нашей жизни и то, что мы сами того не зная периодически ее создаем.

Какие круговые изображения или рисунок в круге напоминающих мандалу можно назвать? (Снежинка, солнце, калейдоскоп, узор вязанной салфетки, цветок, тарелка, зонт.)

В психологическом смысле мандала – это символическое выражение центра, сущности, источника энергии.

Она представляет собой уникальный инструмент самопознания и саморазвития.

Именно Самость создает тот рисунок души, который отображается в Мандале. Круг мандалы отражает стремление человека к самореализации и целостности.

Создавая мандалу, мы передаем индивидуальный символ, который отражает то, чем мы являемся в данный момент. Круг, изображаемый нами, как бы приглашает разные части нашего внутреннего мира проявиться и прийти во взаимодействие друг с другом, он инициирует их движение и слияние, приводя нас к целостности. Поэтому во время рисования мандалы происходит разрешение внутренних конфликтов и снятие напряжения.

  1. Просмотр фильма “Путь к сердцу мандалы” (релаксация).
  2. Рефлексивный круг “Я глазами других”. Родители вместе с детьми приглашаются в круг и располагаются на мягком ковре. Воспитатель знакомит их с волшебным камнем, который нужно передать по кругу со словами: “Я дарю тебе этот волшебный камень, потому что ты самый… ”.
  3. Практическая творческая деятельность. (Участники мастер класса приглашаются за столы, с подготовленными материалами для творческой работы.)

Нарисовать мандалу можно двумя способами. Первый графический с помощью циркуля – выстраивание рисунка с использованием окружностей. Второй свободный (чаще используется в психологии) – создание рисунка в круге на любую тему.

На данном мастер-классе “Мандала – 1000 листьев” создается простой рисунок, берущий свое начало в центре круга и состоящий из следующих этапов:

  1. определение центра круга;
  2. рисование веток простым карандашом или гелевой ручкой (волнистых линий от центра круга к краю);
  3. расположение листьев на ветки (форму листьев выбирается по желанию рисующего);
  4. добавление элементов(звезды, снежинки, сердца, круги, цветы – по желанию рисующего);
  5. раскрашивание цветными карандашами или фломастерами (по желанию рисующих).

Рисунок манадалы выполняется в процессе совместного творчества ребенка и взрослого. В течение всей практической деятельности звучит приятная тихая мелодия для создания спокойной и гармоничной обстановки.

Участники создают свою мандалу, общаются, сравнивают, советуются.

В результате получаются разнообразные и непохожие друг на друга мандалы и оформляется выставка творческих работ.