Коррекция монологической речи и эмоционально-волевой сферы у младших школьников с ОНР

Разделы: Логопедия


С каждым годом количество учащихся с ОНР возрастает. Для данной категории учащихся характерно не только нарушение всех структур речи (звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи), познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и т.д.), но и несформированность эмоционально-волевой сферы.

Дети отличаются расторможенностью, грубостью, неуравновешенностью, эмоциональной холодностью, многие испытывают страх перед письмом или работай у доски, быстро истощаются на уроке.

Мимика наших детей вялая, бедная, маловыразительная, напряжённая. А ведь выражение лица играет важную роль в общении людей: эмоции “слышны” лучше, чем речь.

Каждому человеку хорошо знакомы эмоции радости, интереса, удивления, отвращения, страха, стыда, стресса, гнева, презрения, чувства вины.

Психологи утверждают, что хорошее настроение улучшает запоминание, т. е. чувство радости имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье, тревога, страх – тормозит её выполнение. Радость усиливает восприимчивость, мотивацию, а сильный и устойчивый интерес побуждает учащегося к активности, к преодолению препятствий, связанных с учёбой или работой, делает эту деятельность приятной. К сожалению, рекомендации, как целенаправленно формировать интересы, как их использовать для развития интеллекта, как воздействовать на эмоциональную сферу, ещё мало разработаны в педагогической психологии.

Радость невозможно вызвать волевыми усилиями, но, ставя учащегося в определенные ситуации, можно его легко зарядить чувством радости. Поэтому, говоря о коррекции речевых расстройств, нельзя оставлять без внимания аспект коррекции эмоционально-волевой сферы.

Среди учащихся с речевой патологией встречаются дети с обученной беспомощностью. Решающая роль в формировании обученной беспомощности принадлежит родителям или учителям. К сожалению, часто при низкой успеваемости или отрицательных оценках, дети слышат от взрослых, что они ни на что не способны, бездарны, что окончательно подрывают у школьников веру в себя, в свои возможности. Если даже такое отношение не декларируется, оно обычно ярко проявляется в самом стиле общения с учеником: в мимике, интонации голоса, в жестах – и безошибочно определяется как самим учеником, так и его товарищами. Ребенок становится малоинициативным, старается избежать ответов у доски, отказывается от выполнения сложных заданий, т.е. у него формируется обученная беспомощность. Учитель-логопед должен помнить: ученик должен сравниваться только с самим собой. Словесное поощрение (даже за незначительные, малозаметные успехи) носит стимулирующий характер. Еще более стимулирующий характер обычно носит поощрение сегодняшнего ответа по сравнению со вчерашним, менее успешным. Обученная беспомощность, отказ от поиска – это болезнь личности и регресс в её развитии, что отрицательно повлиять на всю дальнейшую жизнь человека. Поэтому любые средства хороши для преодоления этого состояния. Любые внешкольные интересы, увлечения (не имеющие антисоциальной направленности) должны поощряться. Неожиданное одобрение очень важно ученикам, привыкшим к неудачам, так как оно способно разорвать порочный круг, вызывающий обученную беспомощность, породить надежду и веру в себя и подтолкнуть к новым усилиям. В определенном смысле учитель-логопед должен выполнить функцию психотерапевта.

Учитель-логопед должен научить ребёнка справляться с жизненными и учебными трудностями (через создание ситуации успеха), управлять своими эмоциями, волей, помочь учащимся преодолеть барьер в общении, развить лучшее понимание как себя, так и других, снять психическое напряжение, создать возможности для самовыражения. И слову в этом принадлежит ведущая роль.

Учитывая, что на логопедические занятия зачисляются дети младшего школьного возраста, правомерно в коррекционных целях использовать сказки, цель которой в данном случае заключается не только в коррекции речевых нарушений, но и в том, чтобы воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, переживать чужую судьбу, как свою. Сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребёнок чувствует себя её активным участником и всегда отождествляет себя с теми из её персонажей, кто борется за справедливость, добро, свободу. Кроме того, сказки являются прекрасным средством коррекции речевых нарушений.

“На лесной полянке среди ярких, пёстрых цветов росла одинокая колючка. С ней никто не разговаривал, не дружил. Все полевые цветы сторонились её, и у них была на это причина.

Колючка всегда была чем-то не довольна: то слишком ярко светит солнышко, то ветер-шалун слишком резок, то громко поют птицы и что все цветы на поляне искоса поглядывают на неё. За это колючку все считали вредной ворчуньей и старались с ней не общаться. Но однажды…”

Далее предлагается учащимся придумать счастливый конец сказки таким образом, чтобы изменился характер колючки и все сказочные персонажи относились друг к другу с любовью и пониманием.

Огромное положительное влияние на коррекцию речевых нарушений и эмоционально-волевые процессы оказывает игра. Исследования психологов показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный, закомплексованный ребенок, преодолевает свои страхи и способен выполнить такой объём умственной работы, какой ему совершенно не доступен в обычной учебной ситуации. Развитие интереса в процессе игры имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. Поэтому правомерно на логопедических занятиях активно использовать речемыслительные игры, направленные на преодоление речевого дефекта, формирование положительного мотива к познавательной деятельности, коррекцию эмоционально-волевой сферы ребенка.

Ряд учителей-логопедов включает в структуру коррекционного занятия аутотренинг.

– Я пришёл на логопедическое занятие.
– Я внимательно слушаю логопеда.
– Я пишу медленно, красиво, аккуратно.
– Я тщательно проверяю каждое слово, каждый слог, каждую букву.
– Я говорю неторопливо, чётко, внятно.
– Мне приятно общаться с ребятами.

Полезно для детей с моторной расторможенностью включать упражнения на релаксацию.

Учащиеся принимают “позу кучера”, закрывают глаза, слушают и представляют:

– Лето. Вы лежите на тёплом песке. Вы слышите весёлое пение птиц. Нежные лучи солнышка согревают ваши ноги, руки, живот…(Можно включить аудиозапись с пением птиц.)

Затем просим рассказать учащихся о своих ощущениях.

Огромную роль в коррекции связной речи и эмоционально-волевой сферы играет эмпатийное рассказывание. Понятие “эмпатия” подразумевает способность человека к постижению эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека и соответствующее реагирование на них.

Эмпатия очень тесно связана с рефлексией (осмыслением собственных действий и состояний, самопознание своего внутреннего мира). Эти способности необходимы каждому человеку, иначе его общение с окружающими не сможет стать полноценным – познавательным, развивающим. Погружения в разные состояния помогает ребёнку понять зависимость точки зрения и эмоций от самых разнообразных обстоятельств.

Эмпатийное рассказывание необходимо начинать с картинок с изображением различных эмоциональных состояний. Развёртывание сюжетной линии рассказа осуществляется как ответ на вопрос “Что случилось?”

Затем переходим к игре “Угадай настроение”.

Сначала детей знакомят с различными эмоциональными состояниями (грусть, страх, испуг, радость и т.д.), анализируют средства выражения, позволяющие окружающим правильно понять их. Например, ситуация “заблудились в лесу”. Дети должны описать своё настроение, чувство (испуг, страх, растерянность), назвать качество человека, которое больше всего пригодится в данной ситуации (решительность, находчивость, смелость). В этой игре можно задействовать любые средства выразительности (мимика, жест, пантомимика). Показать частями тела (плечами, руками, головой и т.д.) определённые состояния: “Я самый сильный”, “Я горжусь”.

Речевая игра “Давай поговорим” не требует специальной подготовки. Дети любят беседовать с взрослыми “по душам” – ведь можно так много узнать и друг о друге, и об окружающем. Играть можно парами или группами. Начиная игру, логопед говорит, например: “Я бы хотел быть вороном”. И, обращаясь к ребёнку, спрашивает его “Как ты думаешь, почему?”

– Чтобы жить сто лет.
– Какая от этого польза? и т.д.

Игра “Хочу быть…” позволяет учащимся осмыслить присущие человеку качества, свойства, черты характера. Ребёнок выбирает любое, понравившееся ему, качество и объясняет, почему он хотел бы стать таким и где это свойство может пригодиться. Например, “Я хочу быть невидимым, чтобы дикие звери в лесу не увидели меня, а я мог спокойно наблюдать за ними”; “Я хочу быть кактусом, чтобы дети не прикасались ко мне…” и т.д.Эта игра является и диагностической, поскольку помогает понять внутреннее состояние школьников, помогает логопеду определить правильную стратегию взаимоотношений с ребенком.

Игра “Я люблю себя за то, что…” помогает ребенку осмыслить свои положительные и отрицательные качества. Учащийся повторяет за логопедом начатую фразу, а затем называет те качества, которые ему нравятся.

Игра “Мир без тебя”. Учащийся продолжает начатую логопедом фразу: “Мир без тебя был бы неинтересен, потому что…” (ты знаешь много интересных игр, с тобой всегда весело, у тебя красивая улыбка…) Эти игры не только положительно влияют на эмоциональное состояние учащегося, но и способствуют развитию у него критического мышления.

Воспитание положительных эмоций протекает через развитие речи и воображения. Темы:

“Я – последний цветок”.
“Я – волшебник”.
“Я – снежинка на ладошке малыша”.
“Я – последний осенний листок ”.
“Я – адвокат”,
“За что я люблю этот мир”,
“Хорошо быть облаком летучим”,
“Я – капелька дождя”,
“Вы – солнечный лучик”,
“Я – ромашка на лесной полянке”,
“Я – последний осенний лист”,
“Если бы я была бабочкой”,
“Три желания”. (Если бы у меня была золотая рыбка…)

Ценность этих лингвистических игр заключается в том, что на их основе идёт коррекция всех компонентов речи: уточнение, обогащение, активизация словаря; совершенствование синтаксического строя и развитие связной (монологической) речи.

Положительные эмоции, желание работать, интерес вызывают:

– игровые формы работы;
– яркая наглядность;
– содержательная сторона текстов;
– яркая, эмоциональная речь логопеда;
– создание ситуации для каждого учащегося “Я – участник”, ребёнок должен не со стороны наблюдать, а активно сам участвовать в процессе.

В заключение хочется привести обращение к учителю (в том числе к логопеду) от лица учащихся (по С. Л. Соловейчику).

Учителя! Прошу считать меня человеком и

  • верить в меня,
  • надеяться на меня,
  • понимать меня,
  • любить меня,
  • быть великодушным со мной,
  • не пользоваться мною в своих целях,
  • не бояться за меня, как за маленького,
  • терпеть меня.

Рекомендации родителям.

Роль родителей в сохранении психофизического здоровья детей велика. Ребёнок должен чувствовать себя любимым и защищённым.

Родители должны:

– обеспечить полноценный сон, питание, витаминизацию (т.к. в основе психических процессов лежат биохимические реакции;
– ограничить нагрузки, особенно монотонные переписывания;
– ограничить просмотр телевизионных программ, игры в компьютер с целью предупреждения перегрузок на ЦНС;
– обеспечить полноценный физический контакт: обнять, погладить по голове, спинке – богатой рефлекторными зонами, чтобы ребёнок чувствовал себя защищённым;
– полезно рассказывание сказок, историй, где герой-ребёнок справляется со всеми злыми духами, врагами, но очень добр к слабым. Это создаёт заряд уверенности, повышает самооценку, а на уровне подсознания идёт коррекция эмоционально-волевой сферы.

Родители и педагоги должны больше говорить ребёнку добрых, ласковых слов, тогда ученик будет не пассивным, а активным участником учебного процесса.

Список литературы

  1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: “Академия развития”, “Академия Ко”, 1998. – 240 с.
  2. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В. Дубровиной – Спб.: Питер, 2007. – 592 с.
  3. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.