Занятие по теме "Птицы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

1. Воспитывать любовь к природе родного края.
2. Обратить внимание детей на птиц – удивительных созданий, живущих рядом с нами; показать разнообразие и многообразие птиц, их разноцветность; дать детям возможность почувствовать себя птицей.
3. Оратить внимание детей на трудности зимующих птиц; включить в элементарную природоохранную деятельность.

Материал: парад картинок на тему: “Птицы” .

Ход занятия

Воспитатель: – Дорогие, ребята! К нам в гости прилетело много птиц! (Обращает внимание детей на картинки). Вы узнаёте их? (Ответы детей.) Назовите их.

– Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.
– Птицы – дети радуги. Перо их переливается всеми мыслимыми цветами.
– Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.
– Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных насекомых-короедов , листогрызунов и плодожорок.
– Птицы – это тайна и красота.
– Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки.

Дети читают стихи о птицах.

– Птицы – это песня и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат над землёй круглый год, голоса их слышны днём и ночью.

Звучание голосов птиц.

– Ребята, а что делает птицу птицей? (Ответы детей.)
– Птицы передвигаются на двух ногах.
– Для чего нужны крылья? (Ответы детей.)
– А ещё птицам помогает летать ещё и то, что кости у них внутри пустые, чтобы они были лёгкими.
– А все ли птицы летают? (Ответы детей.)
– Ребята, помашите руками, как птицы крыльями. Устали? А птицы могут летать долго, много и почти не устают. Не все птицы летают одинаково. Есть птицы, которые паря в потоках воздуха, а другие летают и делают очень много взмахов крыльями. Есть птицы большие, тяжёлые, быстрые.
– Ребята, какая птичка самая маленькая? (Колибри, вес 3 грамма, рост 5 сантиметров.)
– У какой птицы самые большие крылья? (Ааист.)
– А какая птица самая быстрая? (Сокол, летает со скоростью 320 км/ч.)
– Какая птица лучший пловец? (Пингвин.)
– А лучший певец? (Соловей.)
– Какая птица самая высокая? (Страус.)
– У какой птицы самые большие глаза? (У страуса глаза 5 см. в диаметре.)
– А самые большие яйца? (У страуса – 15 см.)
– Какая птица не вьёт гнезда? (Кукушка.)
– У какой птицы самый большой клюв? (У тукана.)
– Ребята, давайте изобразим птиц.

Игра “Пантомима”.

– Ребята, у всех ли птиц одинаковая окраска перьев?
– Какие птицы? (Разноцветные.)
– А где живут птицы? (Ответы детей.)
– Строят ли они себе жилище? (Ответы детей.)
– Как называются домики птиц? (Ответы детей.)
– А из чего они их строят? (Ответы детей.)
– Скворец живёт в скворечнике, сорока строит гнездо из веток и глины, иволга делает корзиночку из травы, ласточка из глины и травы, филин живёт в дупле.
– А кто появляется у птиц после того, как они построят гнездо? (Ответы детей.)
– Как птицы заботятся о своих птенчиках? (Ответы детей.)

Солнце, солнце,
Поскорей
Моего птенца согрей!
Я прошу тебя, дружок,
Обогрей его пушок!
Ветер, ветер,
Ветерок!
Ты бы тоже мне помог:
Покачай моё дитя!
Листья, листья, не ленитесь
Вы пониже наклонитесь:
Потихонечку шурша,
Укрывайте малыша!
Всюду солнце, всюду тишь
Подрастает мой малыш.
А как только подрастёт,
Он вам песенку споёт.

– А чем питаются птицы? (Зерном, семенами, насекомыми.)

– Какую пользу приносят птицы? (Съедая вредных насекомых они оберегают растения садов, огородов, парков – поэтому птиц надо беречь, не пугать их, не разорять гнёзда.)

– Ребята, а все ли птицы живут у нас в России? Есть птицы, которые живут в других странах. В Африке – попугаи, страусы. В Антарктиде – пингвины. А какие птицы живут у нас? Знаете? Я сейчас проверю.

Отгадывание кроссворда.

1. Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт “ку – ку, ку – ку”. (Кукушка.)

2. Чёрный, проворный,
Кричит “крак”
Червякам враг. (Грач.)

3. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири).

4. Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей.)

5. На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его… (скворец).

– Ребята, а какие изменения происходят в жизни птиц с приходом зимы? (Ответы детей.)
– А все ли птицы улетают в тёплые края? (Ответы детей.)
– А какие остаются зимовать? (Ответы детей.)
– Как готовятся к зиме птицы? (Под перьями вырастает тёплый пушёк.)
– Ребята, а как живётся птицам зимой? Что страшнее птицам – холод или голод? А как можно помочь птицам? (Делать кормушки.)

Ребёнок:

– Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Воспитатель: – Очень важно, что бы в кормушках, которые мы с вами сделали, всегда был корм. А птицы уже сейчас зимой, благодарят нас. Ведь прилетая к кормушке, они осматривают соседние деревья, кустарники и отыскивают на них вредных насекомых. Ребята, мы многое узнали сегодня. Узнали, какие бывают птицы, где живут, какие песни поют, какую приносят пользу. Обратили внимание на их красоту, разноцветность оперения, и ещё узнали, как нужно помогать птицам холодной зимой.

Ребёнок:

– Давайте будем
Дружить с друг другом,
Как птица – с небом,
Как поле – с лугом,
Как ветер – с морем,
Трава – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!

Воспитатель: – Ребята, давайте нарисуем птиц, которые встречаются в нашей местности.

Рисование цветными мелками на цветной бумаге.