Урок математики по теме "Порядок действий в выражениях". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • сформировать представление о порядке действий в выражениях, сформировать способность к использованию скобок для обозначения порядка действий;
  • закрепить навыки устных и письменных вычислений;
  • развивать мыслительные операции;
  • воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес.

Этапы урока и их задача

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение к деятельности. – Долгожданный дан звонок,
Начинается урок. Урок математики.
 
– Прочитайте пословицу: (Слайд 1)
“Знание не водица – в рот само не станет литься”
– Ребята, как вы понимаете эту пословицу?
Знания мы получаем только тогда, когда мы трудимся, отвечаем, активно работаем
– А много ли вы знаете? – Нет
– А нужно ли ещё что-либо узнавать? – Систематически учиться
– Поэтому я вам всегда на уроке говорю:
Внимательно слушайте – и все услышите!
Внимательно смотрите – и всё увидите!
Думайте и всё обязательно поймёте!
УДАЧИ!
Начнём наш урок.
 
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
– Какую программу действий подготовки к рисованию в №13 вы составили дома?
3 –> 5 –> 1 –> 2 –> 4
– Какие операции в этой программе можно поменять местами и результат операции от этого не изменится? (3 и 5)
– А какие нельзя? Почему?
– Т.е не всегда можно нарушать порядок действий.
(1 и 2, 4 и 5) Не получим ожидаемого результата
2. Актуализация знаний. – Решите следующие выражения. (Слайд 2)
12 + 5 – 3 = 14
14 – 4 + 8 =18
– Как выполняли вычисления?
По порядку слева направо.
3. Создание проблемной ситуации и открытие нового знания.

(Приём предъявления двух противоположных фактов).

– Вы молодцы, очень хорошо решаете, Я предлагаю вам выполнить индивидуальное задание на листочках.  
№1. Выполни вычисления по следующей программе:
1) Из числа 8 вычесть 3.
8-3
2) К полученной разности прибавить 4.
Итак, 8 – 3 + 4 = 9
8-3+4
№2.
1) К числу 3 прибавить число 4
3+4
2) Из числа 8 вычесть полученную сумму
Итак, 8 – 3 + 4 = 1
8-3+4
– Проверим ваши ответы.
(Учитель записывает выражения на доску)
Что вы замечаете?
Одинаковые выражения, а ответы разные.
– А почему так получилось? Разный порядок действий.
– Вы догадались, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
– Правильно тема нашего урока “Порядок действий” (Учитель записывает тему на доску)
О порядке действий
– А кто из вас уже понял, чему будем учиться на уроке? Какую цель урока мы поставим?
(Учитель записывает тему и цель урока на доску)
Научиться определять порядок действий в выражениях
– Составим с вами план нашего урока:
  1. Научимся определять порядок действий.
  2. Потренируемся в расстановке действий.
  3. Проверим свои знания.

– Вернемся к нашим выражениям. Как же нам показать, что в этом выражении сложение выполняется первым действием?

Дети выдвигают гипотезы.
(Может как-то выделить это действие?) (фиксирую гипотезы на доске) Выделить это действие: (подчеркнуть, обвести, скобки)
– Ребята, как мы с вами знаем, что математика – это точная наука и расхождений быть здесь не может. Поэтому математиками был принят общий знак, который понятен на любом языке, это …. ( )
– Если мы в выражении увидели скобки, что мы понимаем? Что это действие выполняется первым.
– Сколько действий в данном равенстве? 2
– Какое действие будем выполнять первым? 3 +4
– Как это показать? Взять его в скобки и поставить над ним 1
– Второе? Поставь над ним 2 действие. В скобках
– На основе этого примера попробуйте сформулировать правило.
Если в выражении есть ( ), то действие в скобках выполняется первым, а потом остальные по порядку слева направо.
“-”
– Где мы можем получить подтверждение или опровержение нашим выводам?
– Посмотрим, совпало ли наше правило с правилом в учебнике: с.22 темный жирный шрифт.
На это правило даже есть стих:

Скобки найдем,
Остальное потом.

(В учебнике)
– Хорошо, а как же быть вот с такими выражениями?

(12 – 4) + (5+6) =

– В таких примерах действия выполняются в скобках по порядку слева направо.
ФИЗМИНУТКА Подвижная физминутка
4. Первичное закрепление. – Ребята, мы только что вывели правило. А как же мы будем его применять. Нужно составить алгоритм действий.
– Что мы делаем вначале?
Прочитать выражение.
– Дальше на что надо обратить внимание? На скобки
– Если есть скобки? То первое действие в скобках.
– Если их нет? Выполняем действия слева направо по порядку.
– Итак, давайте вернемся к цели нашего урока. Какую цель мы уже достигли?
Переходим ко второй.
– Попробуем применить наше новое знание на практике.
– Расставьте в выражениях №3 порядок действий, пользуясь алгоритмом.
(Ученик у доски с комментированием, остальные в учебнике)
 
Что общего в выражениях первого столбика? Все выражения числовые
Какой тип выражений во втором столбике?
– А теперь я предлагаю вам потренировать свои новые знания на тренажере.
Буквенные выражения
5. Самостоятельная работа. – Вот мы с вами и потренировались, а теперь следующий этап нашей работы?

– Для этого самостоятельно выполните №6

Проверить свои знания.
– Вы выполняли самостоятельную работу, а теперь, что нужно сделать? Проверить
– А как ее проверить? Свериться с доской
– Кто выполнил работу правильно? Оцените свою работу.

– Кто допустил из вас ошибки? В чем у вас возникла трудность? Дайте оценку своей работе.

Самооценка.
– А теперь я предлагаю вам поработать в паре и выполнить №4. (сверка с доской) Самооценка работы пар.
6. Итог. Какова была цель урока? Мы ее достигли? Научиться определять порядок действий в выражениях
Расскажите о порядке действий в выражениях.
– Кому на уроке было интересно работать?
Покажите жестом, все ли на уроке вам было понятно.
Если в выражении есть ( ), то действие в скобках выполняется первым, а потом остальные по порядку слева направо.
– Легко ли вам было читать на математическом языке выражения №3? Нет.
– Какую же цель нам нужно поставить перед собой на следующий урок? Научиться правильно читать выражения со скобками.

– Закончен урок,
И выполнен план
Спасибо, ребята,
Огромное вам.

Мне приятно было с вами работать на уроке.

 
7. Домашнее задание. с.23 № 8
Дополнительно для желающих: составить на основе алгоритма опорный конспект, чтобы он был понятен всем.