Исследовательский проект на тему "Поэт родного края – Гимазетдинов Марсель Гильфанович". 3—7-й класс

Разделы: Начальная школа


Не секрет, что любовь к Родине начинается с любви к своему дому, семье, городу, родному краю. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, познания культуры и своего народа, изучения прошлого и настоящего малой родины для формирования истинного гражданина и патриота Отечества.

Цели проекта:
– формирование у учащихся сведений о родном крае, о знаменитых земляках, сделавших существенный вклад в развитие республики и её процветание;
– создать условия для формирования у учащихся чувства патриотизма;
– создать условия для формирования исследовательской компетенции;
– содействовать повышению интереса учащихся к краеведческой работе посредством применения информационно-коммуникационных технологий.
Основные задачи проекта:
– познакомить учащихся с научно-популярной литературой о родном крае и научить использовать её в собственной исследовательской деятельности;
– расширить представление о крае, приобщить к активной краеведческой работе;
– развивать коммуникативные умения;
– научить обрабатывать и обобщать полученную в ходе исследования информацию;
– способствовать формированию, развитию интеллектуальных, творческих возможностей и способностей, речевой культуры;
– создание альбома, который можно использовать на уроках литературного чтения.

Работа представляет собой лекционный материал для обучающихся 3–7 классов. Материал может быть использован как вариант внеурочной деятельности педагога и учащихся на уроках литературного чтения.

Введение.

Презентация. Слайд 2

Богата Менделеевская земля талантливыми людьми, особенно мастерами художественного слова – поэтами – песенниками. Выбранная нами тема называется «Марсель Гильфанович Гимазетдинов – наш поэт-земляк».

Слайд 3

Цель нашей работы:

1) познакомиться с жизнью и творчеством поэта;
2) привлечь интерес к его творчеству;
3) донести до читателя своеобразный мир поэта.

Слайд 4

Задачи исследования:

1) изучить творчество поэта в литературных источниках;
2) выявить стихотворения для детей;
3) оформить альбом с содержанием: фотографии с изображением поэта,его биографию, стихотворения на русском и татарском языках.

Объект исследования: творчество поэта родного края Гимазетдинова Марселя Гильфановича.

Предмет исследования: стихотворения для детского круга чтения.

Практическая значимость: создание альбома, который можно использовать на уроках литературного чтения.

Этапы исследования.

1. Посещение школьной, детской, татарской и взрослой районной библиотек, краеведческого музея.
2. Изучение сборников стихотворений:
3. Вырезки из местных газет

Слайд 5

Нам предстояло узнать и обобщить сведения о жизни и творчестве поэта. Мы посетили татарскую и центральную районную библиотеки, краеведческий музей, изучили сборники стихотворений, вырезки из местных газет о жизни поэта. Выявили, какие стихотворения подходят для детского чтения. Выбранные произведения были прочитаны в классах. После беседы с ребятами мы отобрали стихотворения для своего альбома.

Для решения этих задач были использованы следующие методы исследования:
– исследовательская деятельность;
– анализ, обобщение;
– анкетирование учащихся.

Жизненный путь поэта

(1943–1993)

Слайд 6 – родной дом поэта.

Марсель Гимазетдинов родился 11 декабря 1943 года в деревне Бизяки Менделеевского района. В четырехлетнем возрасте мальчик остался без отца. Будущий поэт вырос в деревне и там же окончил среднюю школу. С пятого класса начал печатать свои стихи в районной газете.Аттестат Марсель получил только с одними “пятерками” и “четверками”.

Слайд 7–10

После окончания школы поступил в Елабужский государственный педагогический институт. Свою педагогическую деятельность начал учителем в Тойгузинской деревенской школе, затем перешел в Камаевскую среднюю школу. Несколько лет был директором в Тихоновской школе.

Слайд 11 Спустя некоторое время его назначили председателем колхоза имени «Тукая» в деревне Псеево.

Слайд 12 – Поэт в рабочем кабинете.

Марселя Гимазетдинова избрали заместителем председателя райисполкома, но он не смог работать кабинетным работником, потому что он был человеком от земли, человеком деревни. Министр сельского хозяйства разрешает ему руководить отсталым совхозом в деревне «Мунайка» Менделеевского района. Всего за несколько лет совхоз преображается до неузнаваемости.

Слайд 13

Марсель Гимазетдинов находил всегда время для написания стихов и рассказов, иногда он это делал на ходу. В своем творческом наследии поэт оставил 3 сборника стихотворений на татарском языке: «Смысл жизни», 1990 г., «От весны глаз не оторвать», 1992 г., «Ты меня не знаешь», 199 4г.

Слайд 14

Главная тема его стихотворений – природа родного края, жизнь и судьба человека труда, человека от земли. Народ любит его творчество. Скромные творения поэта несут в себе живую силу воли, волшебство доброты и справедливости. Поэт очень любит природу родного края, точно подмечает рождение утра и наступление вечера, смен времен года.

Слайд 15

Это тема особенно выражена в его стихотворениях « Родная деревня моя – Бизяки», «Возвращаюсь в свои Бизяки», «Деревенский ключ», «Осень отчего края», “Родной край”, “Бондюг вальсы”.

Слайд 16

Самые трогательные и нежные стихи любовной лирики поэта посвящены жене Миннур Муллануровне. Тридцать лет жизни она отдала школе. Были у Гимазетдиновых горести и радости, но все они делили пополам все двадцать семь лет.

Слайд 17

Своей любимой жене поэт посвятил такие стихотворения: «Я сгораю от печалей», « Твои глаза»», « На заре ты стремишься куда-то…».

Слайд 18, 19

Марсель Гимазетдинов печатается в разных газетах и журналах. Его статьи и зарисовки являются содержательными, автор более 70 песен, музыку к которым написали популярные композиторы из Уфы, Казани, Елабуги, Челнов.

Слайд 20 У Марселя Гимазетдинова было много наград.

Слайд 21

М. Гимазетдинов хорошо играет в спектакле «Змея за пазухой». При его непосредственном участии был создан краеведческий музей г. Менделеевска.

Слайд 21

1993 год был объявлен среди писателей юбилейным годом Марселя Гимазетдинова. Как будто чувствуя, что он не успеет отметить свое день рождение, свой пятидесятилетний юбилей провел 8 марта в Казанском театре оперы и балета, где присутствовал и президент РТ М.Шаймиев, а 9 марта в Набережных Челнах. На обоих праздниках декламировали его стихи и исполнялись песни.

Слайд 22

Сердце поэта остановилось в его любимое время – в весенний светлый день 19 апреля 1993 года.

Поистине народную признательность и любовь завоевал Марсель Гимазетдинов, к сожалению очень рано ушедший от нас

Слайд 23

… Песня в сердце рождается снова
О полях, о лугах, о лесах.
Где шагаешь уверенно, твердо
В золотистых и спелых хлебах.

Но и там, с высоты обнимая
Взором землю родную свою,
Ты росой на листву голубую
Упадешь и вздохнешь:
«Я живу…»

«Я живу!» – этим словами заканчиваются его стихи. Он прав. Поэт живет в своих замечательных песнях и стихотворениях, воспоминаниях поэтов, писателей.

Слайд 24,25 Мемориальная доска.

Слайд №26

В честь памяти поэта проводят много мероприятий. В декабре 2013 года поэту исполнилось бы 70 лет. Поэты живут. И должны оставаться живыми.

Заключение.

Слайд 27

Выполнив эту исследовательскую работу, мы ещё раз убедились в том, что творчество поэта-земляка заслуживает нашего внимания. Нас привлек слог поэта: понравилась легкость и отрывистость, порывы души. Марсель Гимазетдинов стал одним из тех писателей, чье творчество мы полюбили, а изучение его жизненного пути явилось для нас удовольствием.

Слайд 28

Перспективы дальнейшей работы.

1) В дальнейшем альбом можно расширить.
2) Прослеживать публикацию о нем, быть на встречах, посвященные памяти поэта.
3) Практическая значимость данной работы заключается в создании альбома.

Приложение. Альбом стихотворений поэта Марселя Гимазетдинова.

Список литературы:

  1. Назип Фатыхов «Бондюжцы Татарстана”, г. Санкт-Петербург, «САБА» ТО «ОРИС» 1995.
  2. Ф.Х. Гареева «Без бит Бондюг яклары», Казань, «Школа», 2009.
  3. Назип Фатыхов «Бондюга Татарстана – Родина семи Героев Советского Союза», г.Набережные Челны, 2010.
  4. Вырезки из местных газет « Менделеевские новости», «Молодежь Татарстана», «Республика Татарстан», «Юлдаш».