Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему "Марью-царевну идем выручать"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

– Уточнить и обобщить представления детей о весне.
– Познакомить с приметами весны.
– Вспомнить с детьми знакомые пословицы и поговорки.
– Воспитывать храбрость и мужество, желание прийти на помощь.
– Воспитывать умение детей узнавать произведение по отрывку из содержания.
– Учить детей составлять рассказы о диких животных.
– Расширять словарь детей словами-антонимами.
– Учить употреблять существительные в родительном падеже множественного числа, составлять сложные слова из двух слов.
– Учить детей называть предметы в уменьшительно-ласкательной форме.
– Обогащать активный словарь детей, отрабатывать интонационную выразительность речи.
– Учить детей передавать образ героев в интонации, менять голос, соответствовать персонажу.

Предварительная работа: Беседа о весне, как времени года. Разучивание стихов, пословиц, поговорок о весне. Чтение рассказов о диких животных. Инсценирование русских народных сказок.

Материал к занятию: Посылка, письмо, клубочек, аудиозапись с пением птиц, книга с оторванными страницами. Костюм Яблони, волшебные яблочки, корзина с яблоками. Домик, костюм зайца, лисы, медведя, собаки, петуха, волка, Бабы-Яги, Марьи-царевны. Книга русских народных сказок.

Ход занятия

Дети становятся возле воспитателя.

Воспитатель загадывает загадку о весне:

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи
В дом свой, улей, пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет,
Кто знает,
Когда это бывает?

Дети. Весной.

Воспитатель. Правильно. Дети, назовите три месяца весны.

Дети. Март, апрель, май.

Воспитатель. Давайте вспомним весенние приметы.

Дети называют:

– Март холодный – год хлеборобный.
– Когда весной летит много паутины – лето будет жарким.
– Длинные сосульки – к длинной весне.
– Поют синицы – жди тепла.
– Ласточки низко летают – дождь обещают.
– Если весной много мышей, год будет неурожайным.
– Ласточки высоко летают – теплый день обещают.
– Высоко плывут облака – к хорошей погоде.
– Увидел скворца – знай весна у порога.

Воспитатель. Молодцы ребята, много весенних примет знаете. А сейчас предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о весне.

Дети называют:

– Апрель с водой, май с травой.
– Май, май, да шубу не снимай.
– Весна днем красна.
– Марток надевай двое порток.
– Готовь сани с весны, а колеса с осени.
– Вешний день целый год кормит.
– Кто спит весною – плачет зимою.
– Весной пролежишь, так зимой с сумой побежишь.
– Потрудись весной – сытым будешь зимой.
– Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.

Воспитатель. Молодцы, много пословиц и поговорок знаете. А стихи о весне помните?

Дети рассказывают.

“Весна”. Алексей Плещеев.

Песни жаворонков снова
Зазвенели в вышине.
“Гостья милая, здорово!”
– Говорят они весне.
Уже теплее солнце греет,
Стали краше небеса...
Скоро все зазеленеет –
Степи, рощи и леса.
Позабудет бедный горе,
Расцветет душой старик...
В каждом сердце, в каждом взоре
Радость вспыхнет хоть на миг.

Воспитатель. Молодцы ребята.

(Слышится стук в дверь.)

Воспитатель. Ребята, я открою посмотрю кто к нам стучится.

(Вручают посылку.)

Воспитатель. Пришла посылка, адресованная нашей группе. Давайте посмотрим, что внутри (смотрит). Здесь лежит письмо, предлагаю его прочитать.

– Здравствуйте дети. Пишет вам Марья Царевна. У меня случилась беда. Злая Баба Яга похитила меня и заперла в своей избушке. Помогите мне ребята Бабу Ягу победить, а меня освободить. Укажет путь дорогу вам, волшебный клубочек. Буду вас ждать. Марья Царевна.

Воспитатель. Ну что ребята, поможем Марьюшке?

Дети. Да

Воспитатель. А если на пути встретятся трудности, преодолеем?

Дети. Да.

Воспитатель. Тогда давайте встанем в круг, возьмемся за руки и произнесем волшебные слова.

Дети становятся и произносят:

В круг скорее становитесь
Крепко за руки держитесь
Раз, два, три, четыре, пять,
Сказку будем начинать.

(Звучит аудиозапись с пением птиц.)

Воспитатель. Вот мы и в волшебном лесу. А ну-ка волшебный клубочек не лежи, путь дорожку нам быстрее укажи.

(Дети идут, на пути им встречается Зайчик. Он сидит на пеньке и плачет.)

Воспитатель. Зайчик, ты что плачешь?

Зайчик. Как же мне не плакать. Была у меня книжка интересная. Налетел ураган, все странички вырвал и разбросал. И я теперь не знаю, как мне быть, кто поможет книжку мне собрать, название и автора назвать.

Воспитатель. Ребята, поможем зайчику?

Дети. Поможем.

Воспитатель. Садитесь на полянке поудобнее, внимательно слушайте и правильно отвечайте.

...Мышей у меня было много. Я слышал – ежик их ловит, и решил: пусть он живет у меня и ловит мышей...

Дети. Произведение называется “Еж”, написал М. Пришвин.

Воспитатель.

...Вот пошел он к синему морю.
Видит – море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила...

Дети. Произведение называется “Сказка о рыбаке и рыбке”, написал А. С. Пушкин.

Воспитатель.

… Вместо шапки на ходу он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки натянул себе на пятки...

Дети. Произведение называется “Вот какой рассеянный”, написал С. Я. Маршак.

Воспитатель.

… Муха криком кричит надрывается,
А злодей молчит ухмыляется...

Дети. Произведение называется “Муха – Цокотуха”, написал К. И. Чуковский.

Воспитатель.

...Лихо мерили шаги две огромные ноги:
Сорок пятого размера покупал он сапоги...

Дети. Произведение называется “Дядя Степа”, написал С. Михалков.

Воспитатель. Ну вот, зайчик, помогли тебе ребята книжку собрать, название произведения и автора назвать.

Зайчик. Спасибо вам ребята. Помогли. До свидания.

Воспитатель. А мы продолжим свой путь. Волшебный клубочек не лежи, путь дорожку нам скорее укажи. Дети посмотрите, волшебная яблонька с волшебными яблочками стоит.

Яблоня. Дети, помогите мне яблочки собрать, а то ветки под их тяжестью ломаются. На каждом яблочке интересное задание. Выполните, угощу вас яблоками – лесными наливными.

Воспитатель. Поможем Яблоньке?

Дети. Да.

Воспитатель. Становитесь вокруг деревца, будем поочередно срывать яблочки и выполнять задания.

1. Назовите сложные слова.

Дети называют: снегопад, водопад, звездочет, пароход, листопад, снегоход и др., и называют слова от которых образовались сложные слова.

2. Игра “Наоборот”. Дети называют слова антонимы: длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, толстый – худой, острый – тупой и др.

3. Игра “ Не ошибись”. Воспитатель называет предмет большой, а дети называют предмет поменьше. (Дерево – деревце, нос – носик, стол –столик, тетрадь – тетрадка и др.)

4. Ласточки высоко летают и очень внимательно наблюдают за людьми. Удивляются, как мы не похожи на них. Воспитатель называет то, что у ласточек есть, а дети называют то, что нет у людей и наоборот. (У ласточек есть крылья, у людей нет...крыльев; у людей есть волосы, у ласточек нет...волос и т.д.)

Яблоня. Спасибо ребята, не дали моим веточкам сломаться. Со всеми заданиями справились. За это угощаю вас своими яблочками лесными – наливными.

Воспитатель. Ребята, вы устали, наверное, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.

Мы лесами шли густыми
И оврагами крутыми, (Дети шагают, высоко поднимая ноги.)
Где медведя не бывало,
Где и птица не летала (Дети машут руками, имитируя крылья птиц.)
Там в дупле большой осины
Угнездился рой пчелиный (Дети присаживаются на корточки.)
Мы медок соберем
По тропинке в лес пойдем. (Дети шагают, высоко поднимая ноги.)

(Выходит ребенок в костюме медведя.)

Медведь.

Кто здесь вспоминал меня?
Бурый Мишка – это я.
Вы медок не соберете,
По тропинке не пойдете.

Воспитатель. Что ты, Мишенька. Нам обязательно нужно Марью Царевну из беды выручать.

Медведь. А... Люблю, когда хорошие поступки совершают люди.

Ну тогда другое дело
Отпущу вас в путь я смело.
О лесных друзьях лишь только расскажите
И дорогу дальше вы держите.

(Медведь показывает иллюстрации с дикими животными, дети составляют небольшие рассказы о них.)

Медведь. Спасибо ребята за интересные рассказы. Я желаю вам любить и оберегать моих друзей. Вам, наверное, пора идти дальше. Делайте только добрые дела. До свидания.

Воспитатель. До свидания, Мишенька. Отправляться дальше нам пора. Волшебный клубочек не лежи, путь дорогу дальше нам скорее укажи.

(Идут дальше. На пути встречается избушка Бабы-Яги. Из избушки выходит ребенок в костюме Б-Я.)

Б-Я. Чую-чую человеческим духом пахнет.

Это кто ко мне идет?, отдохнуть мне не дает?

Не дают мне поскучать, пришли Машку выручать!?

Воспитатель. Здравствуй Бабушка-Яга. Мы пришли на помощь Марье Царевне. Отпусти ее, пожалуйста.

Б-Я. Как бы не так. Уважьте сначала старушку, а там видно будет. Пусть дети покажут, что они умеют, на что способны.

Воспитатель. Наши дети много знают и умеют. Хочешь, бабуля, мы тебе спектакль покажем. Называется он “Заюшкина избушка”.

Б-Я. Конечно хочу. Садитесь ребятушки поудобнее на моей поляночке.

(Инсценировка русской народной сказки Заюшкина избушка.)

Б-Я. Спасибо, ребятушки. Было очень интересно. Двести лет ничего подобного не видела. Забирайте свою Марьюшку, да приходите почаще.(Выводит из домика.)

Марья Царевна. Низкий вам поклон ребята за то, что выручили меня. На память дарю вам книгу с моими любимыми русскими народными сказками.

Воспитатель. Спасибо тебе Марьюшка. А нам с ребятами пора возвращаться в детский сад. До свидания.

Вкруг скорее становитесь
Крепко за руки держитесь.
Раз, два, три, четыре, пять
В детский сад возвращаться пора нам опять.

Воспитатель. Вот мы и вернулись в свой родной детский садик. Вам понравились приключения?

Дети. Да.

Воспитатель. Вы молодцы, не испугались трудностей, преодолели все преграды и выручили Марью Царевну из беды. А сейчас давайте помоем руки и отведаем лесных яблочек.

Используемая литература:

  1. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей 6–7 лет под ред. Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г.Якобсон, –М.: Просвещение, 2010.
  2. В.В. Волина Праздник букваря Издательство: АСТ-Пресс 1996 г. 384с.
  3. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада. / Под ред. Ф. А. Сохина – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение,1979. – 223с.
  4. В.В. Гербова Занятия по развитию речи. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2010.

Самоанализ. Дети с программными задачами справились. Занятие с интересным сюжетом, заинтересовало детей. Было использовано много сюрпризных моментов, была смена деятельности детей. Они с удовольствием выполняли все задания, получили эмоциональный заряд.