Урок-турнир по теме "Моделирование и формализация. Создание и исследование ситуационных моделей в электронных таблицах Excel"

Разделы: Информатика


Цели урока: повторение основных понятий по теме “Моделирование и формализация”, накопление опыта использования электронных таблиц EXCEL как инструмента для создания математических моделей, развитие исследовательских способностей учащихся.

Задачи урока:

  • oбучающиe - закрепление навыков создания и исследования математических моделей в электронных таблицах EXCEL;
  • развивающие - развитие рационального мышления, внимания, творческих способностей;
  • воспитательные - воспитание чувства ответственности, аккуратности, трудолюбия, умения работать в группах.

Тип урока: урок повторения и систематизации изученного материала в соревновательной форме.

Вид урока: обычный, продолжительность 45 минут, при обычном распределении учащихся по группам.

Возраст учащихся: 8-9 класс.

Оборудование и дидактический материал:

  • персональные компьютеры с установленными на них пакетом электронных таблиц EXCEL, пакетом подготовки презентаций Microsoft PowerPoint, Web-браузером;
  • файл в виде презентации для проведения блиц-турнира на учительском компьютере;
  • файлы с кроссвордами и тестом, созданные с помощью редактора интерактивных сетевых упражнений Hot Potatoes 6, установленные на компьютеры участников команд;
  • листы с заданиями и таблицами для заполнения для каждой команды;
  • коробочка, содержащая свернутые в трубочку листочки с номерами команд.

Оформление доски: на доске нарисовано табло хода соревнований в виде таблицы.

Табло хода соревнований

Этапы конкурса Команда1 Команда 2 Команда 3 Максимально баллов
Представление команд       5
Конкурс капитанов (блиц-турнир)       От 5
Кроссворд       10
Тест       10
Задача по моделированию       20
Итого       50

Сюда будут вписываться баллы, набранные каждой командой за соответствующие этапы. Табло дублируется в электронных таблицах EXCEL.

Столы для обсуждений расставляются вблизи от рабочих мест за компьютерами, выделенными для каждой команды.

План урока:

  1. Организационный момент - 2 минуты.
  2. Жеребьевка и представление команд - 4 минуты.
  3. Конкурс капитанов (блиц-турнир) - 7 минут.
  4. Распределение работы между членами команды - 2 минуты.
  5. Решение задач турнира - 25 минут.
  6. Подведение итогов турнира - 5 минут.

Уроку предшествует предварительное распределение (на предыдущем уроке) группы на команды из 4-5 человек (3 команды), каждой команде дается домашнее задание создать представление своей команды любыми доступными средствами информационных технологий. Каждая команда выбирает своего капитана команды.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель. Сегодня вы проверите свои знания и умения на нашем турнире. Сейчас, после жеребьевки для распределения номеров команд, состоится обмен приветствиями с представлением каждой команды. Затем капитаны померятся силами в блиц-турнире. Члены каждой команды будут поддерживать своих капитанов.

После блиц-турнира капитаны получат задания для своих команд. Каждой команде предстоит расшифровать кроссворд, ответить на вопросы теста и выполнить задание на создание и исследование ситуационной модели c использованием электронных таблиц EXCEL. Вам предстоит использовать свои знания и навыки создания и исследования математических моделей в электронных таблицах EXCEL, полученные на предыдущих уроках. Распределите полученные задания между членами команды. Сложные моменты при выполнении заданий обсуждайте сообща.

Жеребьевка и представление команд.

К доске выходят капитаны. Учитель предлагает провести жеребьевку, для чего капитаны вытаскивают по одному свернутому в трубочку листочку из коробочки. Капитаны разворачивают трубочки бумаги и объявляют номера своих команд.

Приветствие и представление каждой команды происходит по очереди в соответствие с номером команды. Для этого каждая команда выходит к доске, и на экран проецируется плакат со слоганом, созданный средствами графического редактора, или презентация (Пример приветствия в виде презентации приведен в Приложении 1). Жюри оценивает представления по 5-балльной системе.

Конкурс капитанов (блиц-турнир).

Капитаны выходят к доске. На экран проецируются вопросы по темам “Моделирование и формализация” и “Электронные таблицы” в виде слайдов презентации (Приложение 2). Капитаны отвечают на вопросы по очереди, определенной жеребьевкой. За каждый правильный ответ начисляется один балл. Выбор ответа сопровождается соответствующими правильному или неправильному варианту звуковыми сигналами. В случае необходимости обращения за помощью к членам своей команды с капитана снимается 0,5 балла. В случае неуспеха вопрос переадресуется следующему по очереди капитану, который может набрать за правильный ответ дополнительный балл.

Распределение работы между членами команды - 2 минуты.

Учитель раздает капитанам листки с заданиями (Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5). Капитаны расходятся по своим рабочим местам.

Учитель. А теперь распределите задания и приступайте к работе. Желаю вам успешной работы и победы в турнире. По мере выполнения отдельных заданий предъявляйте их жюри для оценивания.

Члены команд распределяют задания: 1-2 человека – кроссворд, 1-2 человека – тест, 2 человека – ситуационная модель.

Решение задач турнира.

Каждой команде выделяется 4 компьютера, на которые установлены файлы с кроссвордами (Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8) для каждой команды и тестом (Приложение 9). Члены команды, закончившие работу над своими заданиями, присоединяются к выполнению оставшихся заданий.

Кроссворд и тест оцениваются по 10-балльной шкале в соответствие с процентом правильных ответов. Баллы за решение задачи на создание и исследование ситуационной модели распределяются следующим образом: 6 баллов – создание модели; по 3 балла за правильные ответы на вопросы 1-3 при исследовании модели; 5 баллов за правильный подбор параметров при ответе на вопрос 4.

Подведение итогов турнира.

Подсчитывается суммарное количество баллов, набранных каждой командой. Объявляется команда-победитель, набравшая максимальное их количество, которая награждается памятными подарками. Остальные участники получают поощрительные призы. Капитаны команд пожимают руки друг другу. Турнир завершен.

Домашнее задание.

В качестве домашнего задания можно выдать следующие задачи на создание и анализ ситуационных моделей:

1. Погашение долга.

Вы должны своему другу 50 рублей. Вместо того, чтобы попросить вас вернуть ему сразу весь долг, ваш друг предлагает, чтобы вы платили ему определенную сумму еженедельно в течение 10 недель: в первую 10 коп., во вторую - 20 коп., третью - 40, в четвертую - 80 коп, и т.д.

Каким образом выгоднее отдать долг?

2. Распространение новости.

Некто, узнав важную новость, рассказал об этом в течение часа четырем товарищам в 10 часов утра.

Считая, что новость и дальше будет беспрепятственно распространяться с той же скоростью, определить:

  • сколько человек будут осведомлены к 19 часам того же дня;
  • через сколько часов новость будет знать все человечество (~ 7 млрд чел.);
  • с какой скоростью должна распространяться новость, чтобы к 19 часам были осведомлены 10000 человек.

3. Аквариум.

Мальчик решил почистить аквариум. Начал с переселения рыб в банку. Семейство рыб, проживающих в аквариуме, составляло 40 штук. Первую рыбку он поймал быстро, затратив 5 с, и еще 2 с потратил на перекладывание в банку. Но чем меньше становилось в воде рыбок, тем труднее было их поймать. На каждую следующую рыбку он затрачивал времени больше на 5%, чем на предыдущую.

Сколько минут времени он затратит на переселение рыбок?

Послесловие к уроку.

Уроки-турниры такого рода проводились в нашей гимназии в марте 2012 и 2013 года в рамках Единого Методического Дня. Они всегда вызывают живой интерес учащихся. Ребята проявляют выдумку, используя информационные технологии для создания приветствий и представлений своих команд. В форме соревнования всегда интереснее отвечать на вопросы, разгадывать кроссворды. Проверка и закрепление знаний проходят в увлекательной форме. Исследование моделей, созданных в электронных таблицах, укрепляет понимание широких возможностей этого пакета программ и имеющихся в нем достаточно простых средств достижения целей. Работа в командах приучает к чувству ответственности не только за себя, но и за своих товарищей.

Использованная литература.

1. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию./ Под редакцией Н. В. Макаровой. – СПб.:Питер, 2007.

2. Информатика. Тестовые задания. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002 г.

3. Информатика: тесты к олимпиадам и итоговому тестированию/ авт.-сост. А. Ф. Чернов, А.А. Чернов. – Волгоград: Учитель, 2006.