Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

Разделы: Биология


Цель урока: познакомить учащихся с многообразием типа Кишечнополостные.

Задачи урока

  • Образовательные: расширить знания о кишечнополостных.
  • Развивающие: развитие умения логически мыслить, делать выводы, сравнивать, обобщать.
  • Воспитательные: формирование научного мировоззрения

Оборудование: учебник для 7-го класса под редакцией Захарова В.Б., Сонина Н.И.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

3. Подведение итогов урока.

4. Домашнее задание.

1. Организационный момент

  • Приветствие
  • Подготовка класса к работе
  • Наличие учащихся

2. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в бескрайние просторы Мирового океана. В этом путешествии нам предстоит познакомиться с удивительным миром живых существ, которые относят к типу Кишечнополостные.

Тип Кишечнополостные:

  • Насчитывают более 9 тыс. видов
  • Ведут исключительно водный образ жизни
  • Есть активно плавающие и прикрепленные к субстрату животные
  • Двухслойные животные
  • Характерна лучевая симметрия тела
  • На переднем конце тела есть ротовое отверстие окруженное щупальцами

Классификация:

  • Класс Гидроидные
  • Класс Сцифоидные медузы
  • Класс Коралловые полипы
  • Класс Гидроидные

Класс насчитывает около 2,8 тыс. видов животных, ведущих прикрепленный и плавающий образ жизни. Характерными представителями класса являются различные виды пресноводных гидр. Это одиночные полипы, длина тела которых обычно менее 3 см. Гидры обладают удивительной способностью регенерации — даже из небольшого кусочка тела быстро восстанавливается весь организм.

Особой сложностью отличаются колонии морских гидроидов — сифонофор. Плавающие колонии этих животных обычно образованы полипами различного строения и выполняющими различные жизненные функции. Одни из них, имеющие вид наполненных газом пузырей, играют роль поплавков, другие, особенно богатые стрекательными клетками, обеспечивают защиту колонии и добывание пищи, третьи ее переваривают, в четвертых развиваются половые продукты.

Выступление учащихся с сообщением о физалии и паруснике.

Прежде, чем познакомиться с представителями следующего класса, разгадайте загадку:

Студень прозрачный, беспозвоночный:
Мягкий и скользкий, очень непрочный.
Щупальца, тело водою налиты.
Есть беззащитные, есть ядовитые.
В море, при встрече, не нужен конфуз,
Лучше не трогать руками ... (медуз)

Класс Сцифоидные медузы

Сцифоидные медузы обитают только в морях. Тело медузы имеет вид колокола или зонтика. В центре нижней – вогнутой – стороны тела расположено ротовое отверстие, окруженное щупальцами. Сцифоидные медузы – хищники, однако глубоководные виды питаются погибшими организмами.

Выступление учащихся с сообщением о медузах: аурелия, цианея, корнерот.

Кораллы живут на морской глубине.
На уютном и синем причудливом дне.
В ветвистых кораллах рыбки снуют.
Кораллы им дали еду и уют.

Класс Коралловые полипы

Коралловые полипы – самый обширный класс кишечнополостных. Он насчитывает около 6 тыс. видов. Это животные, которые ведут исключительно прикрепленный образ жизни. У большинства кораллов хорошо развит известковый скелет. Коралловые полипы распространены во всех морях Мирового океана. Так называемые рифообразующие кораллы живут в тропических частях Атлантического, Индийского и Тихого океанов, образуя подводные заросли — рифы, имеющие различную форму и протяжение. Коралловые рифы — место обитания множества организмов и являются одной из самых продуктивных систем океана.

Выступление учащихся с сообщением о кораллах.

3. Подведение итогов урока.

4. Домашнее задание.

Изучить текст учебника на стр. 106-108.