Урок русского языка по теме "Синтаксис. Пунктуация. Повторение и обобщение изученного"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Образовательные:

- повторение и закрепление знаний по синтаксису и пунктуации;

- расширение кругозора учащихся при выполнении заданий;

- подготовка к ЕГЭ.

Развивающие:

- активизация самостоятельной деятельности;

- активизация групповой деятельности;

- развитие познавательной деятельности;

- развитие умений логично и грамотно излагать свои мысли;

- формирование потребности выражать собственное мнение.

Воспитательные:

- воспитание коммуникативности;

- привитие культуры общения;

- воспитание интереса к предмету.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайдовая презентация, раздаточный материал.

Ход урока

I. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас один из уроков подготовки к ЕГЭ. Но урок не совсем обычный, а урок – игра. Это деловая игра “Лабиринт”. Я предлагаю вам пройти по лабиринту и найти из него выход, повторяя и закрепляя при этом правила русского языка. Вам было дано задание: посмотреть в толковом словаре, что обозначает слово лабиринт.

Лабиринт – “Сад блуждания”, в древности название построек и подземных сооружений с многочисленными проходами и с одним лишь входом и выходом.

Слайд 1 с толкованием слова лабиринт.

- В Древней Греции лабиринтом называли большое здание со сложно расположенными переходами.

- Вы знаете, что выбраться из лабиринта довольно сложно. Древнегреческому герою Тезею выбраться из лабиринта помогла нить, которую дала ему Ариадна. С давних времен выражение “нить Ариадны” означает – путеводная нить. А что будет нашей путеводной нитью при прохождении лабиринта? ( Знания правил). Да, знания, умения и практические навыки.

- А вот тот лабиринт, который мы должны будем пройти. (Лабиринт на листе ватмана вешается на доску) Здесь вы видите препятствия – задания. Каждый теоретический вопрос предполагает выполнение практического задания. (Класс поделен на две группы) На теоретические вопросы по очереди отвечает одна из команд, а практические задания выполняют обе команды. Ну что, в путь?

II. Стадия вызова.

Ребята, я хочу загадать вам загадку.

Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание: “Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую”. (Слайд 2) Но он не поставил знаков препинания. Сыновья призадумались: на золотую статую ушло бы все золото отца. Однако один из наследников нашел выход, как, не нарушая завета отца, разбогатеть. Найдите и вы это решение.

- Сын заметил, что отец не поставил запятую. Видимо, он предполагал такое прочтение:

“Поставьте на моей могиле статую золотую, чашу держащую”. (Слайд3) Но сын решил, что запятая должна стоять в другом месте: “Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую”. (слайд 4) Золотой в этом случае оказалась лишь чаша.

- Ребята, а какую задачу ставит перед нами эта загадка?

- Эта загадка заставляет нас учить правила постановки знаков препинания. Ведь знаки препинания помогают человеку правильно оформлять свои мысли на письме.

- А какой раздел науки о русском языке изучает правила постановки знаков препинания?

- Пунктуация, обслуживающая синтаксис.

- Что изучает синтаксис?

- Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает словосочетания и предложения.

- Хорошо. А теперь я вас попрошу сформулировать тему и цель нашего урока.

- Синтаксис и пунктуация. Цель: повторение и обобщение изученного по этим разделам науки о языке. (слайд 5)

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока.

III. Стадия осмысления.

- Итак, ребята, мы начинаем прохождение лабиринта. У вас на партах лежат карточки с надписями “Все – все” (т.е. каждый член группы рассказывает весь теоретический материал), “Один за всех” (т.е. один участник группы отвечает весь теоретический материал), “Выбор учителя” (т.е. учитель выбирает того, кто будет рассказывать теоретический материал). Выбор карточки определяет капитан. Сегодня на уроке действует накопительная система. У меня на доске висит Оценочный лист, в который я буду ставить баллы за теорию. Если ответы группы будут полными, правильно сформулированы, то группа получит 2 балла, если же ответы будут правильными, но не подкреплены примерами, отвечены не совсем уверенно, то группа получит 1 балл. Каждый член группы, которая наберет большее количество баллов в конце урока, получит один бонусный балл в свою копилку. Также у каждого из вас лежат оценочные листы, куда вы сами себе будете ставить оценки за практические задания. Максимальное количество баллов за сегодняшний урок – 15 баллов.

- А теперь – препятствие №1 “Разминка со словосочетанием” (слайд 6) (вопросы для первой группы)

- Что такое словосочетание?

- На какие виды делятся словосочетания по характеру главного слова? (глагольные – залить водой, понравиться ему; именные – лисья хитрость, каждый человек, наречные - смешно до слез, низко над землей.

- На основе какой связи строятся словосочетания? (на основе подчинительной связи, т.е в словосочетании есть главное и зависимое слово)

- Назовите способы связи слов в словосочетании.

Практическое задание для обеих групп. Определить способы связи слов в словосочетании. Ученики заполняют таблицу, которая раздается каждому ученику. (слайд 7)

1) любимую игрушку, 2) понимать ее, 3) у твоего дома, 4) читать вслух, 5) встретиться с другом, 6) смотреть вдаль, 7) образованный юноша, 8) образованный от наречия, 9) говорить вполголоса, 10) семнадцатый год, 11) работать молча, 12) мои друзья, 13) любить детей, 14) бежать быстро, 15) громады облаков, 16) выпавшим снегом.

1. 2. 3. 4.
5. 6. 7. 8.
9. 10. 11. 12.
13. 14. 15. 16.

Ключ к заданию

1. (с) 5. (у) 9. (п) 13. (у)
2. (у) 6. (п) 10. (с) 14. (п)
3. (с) 7. (с) 11. (п) 15. (у)
4. (п) 8. (у) 12. (с) 16. (с)

Один ученик выходит со своей таблицей и переносит ответы в таблицу, висящую на доске. Пока ученик пишет, остальные ученики отвечают на вопросы: какой способ связи называется согласованием, управлением, примыканием. Если на доске есть ошибки, все вместе исправляем их, при этом обменявшись таблицами, т.е. происходит взаимопроверка. Ученики ставят оценки в Оценочный лист (1 – 3 ош. – 4 б; 4 – 6 ош. – 3 б; 7 и более ош. – 2 б)

- Ребята, давайте сделаем вывод, для чего мы должны знать способы связи слов в словосочетании?

- Для того, чтобы не делать ошибок при построении словосочетаний.

- Ребята, несмотря на то, что это игра, главная цель нашего урока – подготовка к экзамену. Поэтому давайте решим задание из сборника ЕГЭ. Откройте стр.233, задание В3.

- Мы успешно справились с первым заданием. Продолжаем путь по лабиринту. Скажите, каким путем мы должны пройти к следующему заданию. (на ватмане с лабиринтом стрелочками указываем путь)

Препятствие №2 “Знаю правила” для второй группы.

- Синтаксис - это раздел науки о русском языке, который изучает не только словосочетание, но и предложение. Словосочетание мы с вами повторили, теперь переходим к предложению. (слайд 8) Прошу капитана группы поднять карточку с выбором ответа.

- Чем сложные предложения отличаются от простых. ( Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух и более простых предложений.) Виды сложных предложений. (Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. Союзные предложения делятся на СПП и ССП). Какие предложения называются ССП? На какие группы делятся ССП? (По значению и союзам ССП делятся на три группы: ССП с соединительными союзами; ССП с противительными союзами; ССП с разделительными союзами). Какие предложения называются СПП? (СПП – это такое сложное предложение, которое состоит из главного и придаточного предложений) При помощи чего придаточное предложение присоединяется к главному? (Придаточное предложение присоединяется к главному при помощи подчинительных союзов или союзных слов). Назовите виды придаточных предложений. Где может стоять придаточное предложение по отношению к главному?

Учитель ставит оценку команде в оценочный лист, который висит на доске (за теорию)

- Практическое задание. Слайд 9. (каждому ученику дается карточка с тестами).

1. Определите вариант, где даны только подчинительные союзы.

1) не то – не то, или - или, то - то

2) однако, зато, либо, тоже

3) если, словно, когда, хотя

4) когда, либо, также, зато

2. Расставьте знаки препинания и определите вид предложения.

Болото потом высохло и сейчас о нем напоминал только вековой мох.

  1. ССП
  2. СПП
  3. БСП
  4. Простое предложение с однородными членами

3. Определите вид придаточного предложения в составе СПП:

Пашка часа два стоял в темном коридоре и ждал, когда отопрут дверь.

  1. времени
  2. условия
  3. определительное
  4. изъяснительное

4. Расставьте знаки препинания и определите место придаточного в данном предложении:

Метели что ломятся в дверцы с дороги меня не собьют.

1) перед главным предложением

2) после главного предложения

3) находится в середине главного предложения

5. Какой фрагмент предложения соответствует СПП с придаточным определительным?

1) ...рассказал, как ...

2) ...рассеянность, с какой он слушал...

3) ...хотел, чтобы...

4) ...выглядел так, словно ...

Ключ для самопроверки: 3,1 ,4, 3, 2. (слайд 10)

Ученики ставят оценки в Оценочный лист. (нет ош. – 5 б; 1 ош. – 4 б; 2 ош. - 3б, 3 ош. - 1 б; 4-5 ош. – 0 б)

- Ребята, давайте решим задание из сборника ЕГЭ, чтобы подкрепить наши знания.

Откройте стр.227, задание А9.

- Ребята, я рада, что мы удачно прошли 2 препятствие. Как нам дальше двигаться по лабиринту, чтобы дойти до 3 задания? (на ватмане указываем путь стрелочками)

Препятствие 3. “Не ошибись” для первой группы.

- Всегда ли между частями сложного предложения ставятся запятые?

- Капитан поднимает карточку с выбором ответа. ( Один за всех)

- Нет.

На экран проецируются предложения, а ученики должны объяснить, почему в данных сложных предложениях запятая не ставится.

1. Издалека слышался шум ручья и чувствовалось его холодное дыхание. (слайд 11)

(Между частями сложносочиненного предложения запятая не ставится, если имеется общий второстепенный член предложения)

2. Когда я вернулся домой, уже совсем рассвело и город стал просыпаться. (слайд 12)

(Запятая не ставится в предложениях с различными видами связи, если есть общее придаточное предложение)

3. В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и которые имеют огромное влияние на всю его дальнейшую жизнь. (слайд 13)

(Запятая не ставится в предложении с однородным подчинением придаточных, соединенных одиночными соединительными или разделительными союзами)

4. Казалось, что если секунду он промедлит, то будет поздно. (слайд 14)

(Запятая не ставится на стыке двух подчинительных союзов, если далее идет вторая часть союза – то или так)

Оценка группе ставится в оценочный лист на доске.

- Практическое задание. Объяснительный диктант. Кто хочет заработать дополнительный балл? Ученик на доске пишет под диктовку, остальные в тетрадях.

1. Кончается лето, и серая осень туманом распустит косые дожди. 2. Вскоре ливень прекратился и выглянуло из-за туч солнце. 3. Зима ударила морозом по полям и лесам и закружила поземкой по дорогам.

- Объясните постановку знаков препинания в данных предложениях.

Итак, ребята, подведем итог этому виду работы. О чем мы не должны забывать при расстановке запятых в сложных предложениях? ( О том, что между частями сложного предложения не всегда ставятся запятые)

- Подкрепляем наши знания заданием из сборника ЕГЭ. Откройте стр. 230 задание А25.

Тем, кто был у доски ставится дополнительный балл в оценочный лист.

Давайте определим наш дальнейший путь по лабиринту. (стрелочками указываем путь)

Препятствие 4. “Узнай предложение по схеме”.

1. [ ] , ( ) , ( ).
2. [ ] , ( ) , ( ), ( ).
3. ( ) , [ ] , ( ).
4. ( ) , [ ] , ( ), ( ).

- Как вы можете охарактеризовать предложения по данным схемам. (Это сложные предложения с несколькими придаточными ). Дайте характеристику каждому предложению.

(Эти схемы вывешиваются на доску, они начерчены на листе ватмана).

Капитан поднимает карточку с выбором ответа.

-1 схема – это СПП с последовательным подчинением придаточных. 2 схема - это СПП с однородным подчинением придаточных. 3 схема – это СПП с неоднородным или параллельным подчинением придаточных. 4 схема - это СПП с комбинированным подчинением придаточных (неоднородное и последовательное ).

Практическая работа. Работа в группах. На экран проецируются предложения (по одному), ученики поднимают карточки с номерами схем тех предложений, о которых говорилось ранее.

1.Слайд 15. Когда взошло солнце, со дна долины начал подниматься туман, клубы которого медленно ползли по откосам гор. (3)

2.Слайд 16. Света луны оказалось вполне достаточно, чтобы части шли туда, куда им было указано.(1)

3.Слайд 17. Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что я только бредил. (2)

4.Слайд 18. Если внимательно прочесть все написанное Пришвиным, то останется убеждение, что он не успел рассказать нам и сотой доли, что он превосходно видел и знал. (4)

Тому, кто дает объяснение, ставится дополнительный балл в Оценочный лист.

IV.Стадия рефлексии.

- Ребята, вот мы с вами и прошли весь лабиринт. Скажите, что дал вам сегодняшний урок?

(Используя игровые моменты, мы вспомнили и обобщили некоторые сведения о синтаксисе и пунктуации).

- Я думаю, ребята, что вы понимаете, что ЕГЭ – это своего рода лабиринт и путеводная нить для прохождения этого лабиринта должна быть прочной. Кто- то уже почти готов пройти это испытание, а кому-то еще много нужно заниматься.

Объявление оценок.

Д/З стр.181–184 из сборника подготовки к ЕГЭ, повторить правила об обособленных членах предложения и все о БСП.