Жизненный и творческий путь И.Ф. Анненского. Сборники "Тихие песни", "Кипарисовый ларец", "Книга отражений". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Учебник. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: учебник для 11 класса: в 2 ч. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.

Цель: познакомить с личностью поэта, с основными фактами его биографии; показать, чем замечательна его лирика и почему выдержала испытание временем; определить место лирики поэта в системе поэзии Серебряного века.

Оборудование: мультимедийная Презентация, раздаточный материал с текстами стихотворений И.Ф.Анненского.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Использованные технологии: групповая технология, метод проекта, коммуникативная технология.

ХОД УРОКА

Я, как настройщик,
Все лады перебираю осторожно.

И.Ф.Анненский

Ведь все поэты из него вышли: и Осип, и Пастернак, и я, и даже Маяковский.

А.Ахматова.

I. Проверка домашнего задания

– Расскажите, что узнали об Иннокентии Федоровиче Анненском из материалов учебника.

Ответы учеников.

Иннокентий Федорович Анненский стал учителем для многих русских поэтов начала XX века. Авторы учебника цитируют Анну Ахматову, которая утверждала, что «он нес в себе столько, что все новаторы оказались ему сродни».

– Хотелось бы процитировать Н.С.Гумилева: «Был Иннокентий Анненский последним/ Из царскосельских лебедей». Николай Степанович подчеркивает особую заслугу Анненского перед русской лирикой: он «возвращает всю русскую поэзию к Пушкину».

– Анненский создал столь богатый, эмоционально многосоставный лирический мир – в нем присутствует и боль, и совестливый разум, и «тоска маятника», и ирония, что черпать из него могли многие. И ахматовский драматический образ сердца – «оно из огня», и чудесный образ враждебного символизму Маяковского в его поэме «Облако в штанах», и в стихотворении Блока «На железной дороге», и у Пастернака «Вокзал» – все созданные образы относят нас к лирике Анненского.

II. Обращение к эпиграфу урока

– Исходя из ответов одноклассников, прокомментируйте слова Анны Ахматовой, взятые в качестве эпиграфа к уроку, и И.Ф.Анненского.

Ответ ученика: Говоря о том, что Анненский стал учителем для многих поэтов Серебряного века, Анна Андреевна отмечает, что многие образы, созданные ей и другими поэтами, были придуманы и воплощены в поэзии Анненским. Поэтому можно и перейти к первому эпиграфу урока, словам самого И.Ф.Анненского. Действительно, он, как настройщик, помог многим увидеть и услышать то, что сначала было недоступно ни слуху, ни зрению.

III. Биографическая справка. Выступление подготовленных учеников. Творческий отчет группы «Биографы И.Ф.Анненского»

1-й ученик. Искусствовед Н.Н.Пунин писал: «Анненский опередил и свою школу, и своих современников, и даже, если хотите, самого себя – и в этом скрыта его удивительная жизненность и до сих пор полное его непризнание».

2-й ученик. Ученый-историк П.П.Митрофанов: «Анненский при жизни не был популярен и не дождался признания, но нет сомнения, что имя его постепенно с распространением истинной культуры дождется у потомков заслуженно славы».

3-й ученик. Жизнь Иннокентия Федоровича Анненского сложилась так, что, прежде чем стать поэтом для поэтов, учителем поэтов, ему суждено было стать учителем в обычном и вместе с тем самом высоком смысле этого слова – наставником русского юношества и заступником за него. Учителем с большой буквы.

1-й ученик. В автобиографии И.Ф.Анненский пишет: «…первые годы жизни оставили в памяти моей чрезвычайно слабое впечатление… С тех самых пор, как я ясно начинаю себя помнить, я рос слабым, болезненным ребенком… Учение давалось мне легко, и, выучившись читать, под руководством моей старшей сестры, принялся я за чтение книг, доступных моему возрасту и развитию. Обстановка, среди которой я рос, вероятно, оказывала большое влияние на развитие во мне ранней охоты к чтению: я рос почти без товарищей, среди людей, которые были старше меня; надзор за мной тоже был преимущественно женский».

2-й ученик. Анненский сменил несколько учебных заведений, проходя гимназический курс обучения. В 1875 году поступает в Петербургский университете на историко-филологический факультет по словесному разряду.
Открывшиеся недавно архивные находки показали, что отрочество и юность Анненского не были счастливы, оттого и так мало, видимо, он делился своими воспоминаниями об этом периоде впоследствии с сыном и женой. Но были два человека, оказавших на него особое влияние, кто был духовно близок ему. Это брат Николай Федорович и его жена Александра Никитична.

3-й ученик. В единственной автобиографической заметке, предназначенной для печати, Анненский из всего своего семейного окружения выделил именно их: «Мой брат Н.Ф.Анненский и его жена А.Н.Анненская, которым я всецело обязан моим «интеллигентным» бытием, принадлежали к поколению 60-х годов». Это были люди прогрессивные, демократически настроенные. Николай Федорович, человек энциклопедической образованности огромной энергии, рано начавший самостоятельную жизнь, впоследствии стал видным общественным деятелем-народником, крупным ученым – основоположником статистики в России и известным публицистом. Жена его – педагог, детская писательница, мемуаристка.

1-й ученик. В университете Анненский занимался успешно. Основной своей специальностью он выбрал классическую филологию, получив солидную и разностороннюю подготовку, овладел многими языками: кроме французского и немецкого, которые знал с детства, и латинского и греческого, входивших в гимназическую программу, это были языки английский, итальянский, польский, другие славянские, санскрит, древнееврейский – всего четырнадцать языков. Петербургский университет окончил в 1879 году со званием кандидата историко-филологического факультета (оно присваивалось тем выпускникам, которые представляли сочинение на специально избранную тему, признававшееся научно ценным).

2-й ученик. Огромный запас накопленных знаний, постоянно пополнявшийся в течение всей жизни, сразу нашел применение в дальнейшей педагогической, научной, переводческой, литературно-критической и поэтической деятельности Анненского.
Осенью 1879 года Анненский начинает преподавать в одной из лучших гимназий Петербурга – частной школе Ф.Ф.Бычкова. тогда же вступает в брак по любви с Надеждой Валентиновной Хмара-Барщевской, женщиной старше его, имеющей двух сыновей-подростков. У них рождается сын – Валентин, впоследствии ставшим поэтом-лириком, избравшим псевдоним «В.Кривич».

3-й ученик. Жизнь Иннокентия Анненского наполнена трудом и творчеством. Он преподает много: и в Павловском институте – закрытом среднем учебном заведении для девушек, и позже в Киеве, в закрытом учебном заведении, учрежденном супругами Галаган, и директорство в Николаевской мужской гимназии в Царском Селе. Именно здесь он становится любимым преподавателем не только родителей, но и учеников. Анненский никогда не вмешивался в дела своих учеников, не мешал им выражать свои настроения. Его предмет – греческая грамматика – стал одним из любимых…

1-й ученик. Царскосельский период – время взлета его таланта. Он продолжает переводить трагедии своего любимого драматурга Еврипида, выходит сборник «Тихие песни», в котором объединены не только его лирические произведения, но и переводы из французской, немецкой и римской поэзии.

2-й ученик. На сборник «Тихие песни» откликаются два крупнейших поэта того времени – Брюсов В.Я. и Блок А.А. Но отзывы эти снисходительно-холодны и сдержанны. Как драматурга его совсем не заметили. По этому поводу он напишет : «Нисколько не смущаюсь тем, что работаю исключительно для будущего».

3-й ученик. В 1905 году Анненский пишет ряд статей о русских прозаиках XIX века и современниках; статьи вместе с ранее написанным очерком о Бальмонте составят «Книгу отражений», которая выйдет позже, в 1906 году. Летом завершает «вакхическую драму» «Фамира-кифаред», выход которой уже не увидит. Первый том «Театра Еврипида» оценят лишь несколько знатоков античности, а «Книгу отражений» встретят неоднозначно. Но это не останавливает лирика. Он по-прежнему литературно-деятелен. Пишет статьи о русских и западноевропейских авторах для «Второй книги отражений», которая появится в 1909 году – последнем для Анненского.

1-й ученик. В октябре у поэта созревает решение покинуть службу в учебном округе, которая все более тяготит его и все менее совместима с внезапным размахом его литературной деятельности. Но неизвестно, узнал ли Анненский о том, что его прошение подписано, так как 30 ноября 1909 года он умирает на ступеньках подъезда Царскосельского вокзала от паралича сердца, болезни мучившей его на протяжении все жизни. В это время готовилась к печати его книга стихотворений «Кипарисовый ларец», которая вышла в 1910 году.

IV. Знакомство со сборником «Тихие песни». Анализ стихотворений

– Обратите внимание на название сборника «Тихие песни» и сравните его с «громкими названиями» сборников В.Брюсова «Граду и миру»; Бальмонта «Будем как солнце»; Вяч.Иванова «Кормчие звезд» и А.Блока «Стихи о Прекрасной даме». Что можно сказать об авторе?

Ответы учащихся: Поэт, назвавший так свой сборник, выбивается из общей группы лириков Серебряного века. Он скромен, тих. Кажется, что он совсем не хочет, чтобы его заметили, но это не так. Темы, затронутые в «Тихих песнях», нашли отклик в творчестве многих поэтов этого периода. Может, такова его мудрость: громко не значит хорошо.

– Обратимся к стихотворению И.Ф.Анненского «В дороге». (см. Приложение.)

– Какие привычные картины русского пейзажа нарисованы? Какое чувство у лирического героя вызывают? Обратите внимание на эпитеты, их точность и выразительность.

Ответы учащихся: Читая стихотворение «В дороге», мы, в первую очередь, обращаем внимание на пейзаж, нарисованный поэтом. Картины привычны для русской поэзии: «холодный дождь», «мертвы линии обоза», «пятна нив и рощ» и т.д. Природа вызывает тоску и печаль у лирического героя. Это эмоциональное состояние вызывают эпитеты, с помощью которых автор рисует нам нищенское, бедственное положение России.

– Где и когда, в какое время года происходит действие? Какие знаки об этом свидетельствуют? Все ли образы понятны?

Ответы учащихся: Напрямую не сказано, какое время года. Но по деталям мы
понимаем, что перед нами картины поздней осени: «сизый пар по небу вьется», «в предчувствии мороза» и т.д. Деревня. Не совсем понятен образ, нарисованный в 5 строфе. Возможно, он углубляет те страдания, которые приходится испытывать мужикам.

– Расскажите о состоянии лирического героя. С чем это связано?

Ответы учащихся: Лирическому герою плохо: «тошно сердцу моему», – говорит он. Лирический герой страдает от картины нищеты и невозможности помочь мужикам, видящим «кошмары снов».

– Определите идею этого стихотворения.

Ответы учащихся: Стихотворение «В дороге» о ранимости и совестливости лирического героя. Эти чувства он испытывает при виде картин русской деревни.

V. Сборник «Кипарисовый ларец». Анализ «Трилистника сумеречного»

1. Сообщение ученика об истории создания сборника «Кипарисовый ларец»

– У сборника «Кипарисовый ларец» в какой-то мере типичное для поэтов Серебряного века, любивших оригинальные и необычные заглавия, название. Это настоящий ларец из кипарисового дерева, в котором Анненский хранил свои тетради со стихами. Но не может не звучать и символическое значение: в русской традиции кипарис понимался как дерево скорби, а согласно античной легенде в этом дереве была заключена душа юноши Кипариса, любимца Аполлона. Возможно, в названии скрыта ещё одна тайна поэта — он хотел вызвать ассоциацию со смыслом книги своего любимого французского поэта Шарля Кро «Сандаловый ларец».
Композиционно «Кипарисовый ларец» состоит из трёх разделов: «Трилистники» — по три стихотворения в каждом (три листка), «Складни» — по несколько стихотворений и «Размётанные листы». Каждый из циклов связан внутри темой или мотивом, а все вместе циклы отражают единое миросозерцание автора.
Каждый трилистник имеет название, служащее как бы ключом к содержанию стихов цикла («Трилистник обречённости», трилистник лунный, призрачный, трилистник толпы, одиночества и так далее). Заглавие является важнейшим элементом поэтики Анненского: оно, как правило, многозначно и имеет завуалированный смысл.
М.Волошин вспоминал о том, как Анненский читал свои стихи: “Иннокентий Фёдорович достал большие листы бумаги, на которых были написаны стихи. Затем он торжественно, очень чопорно поднялся с места (стихи он всегда читал стоя)... Окончив стихотворение, Иннокентий Фёдорович всякий раз выпускал листы из рук на воздух (не ронял, а именно выпускал), и они падали на пол у его ног...” (Памятники культуры. Л., 1983. С.70).
Кипарисовый ларец состоит из трех разделов: «Трилистники», «Складни», «Разметанные листы».

2. Беседа о стихотворениях, входящих в «Трилистник сумеречный»

«Сиреневая мгла» (см. Приложение)

– Представьте реальную ситуацию стихотворения. Символом чего является сиреневая мгла для героя?

Ответы учащихся: Возможно, сиреневая мгла – это символ безответной любви, любовного чувства, тяжкого, безнадежного.

– Обратите внимание на диалог. О чем просит герой, о чем мечтает? Какие образы созданы автором?

Ответы учащихся: Это загадочное стихотворение в стиле символистской поэтики. Образы зашифрованы: она — “сиреневая мгла”, он — герой, тоскующий о любви, о желанной женщине, которая бы полюбила его, доверилась ему. Ответ её загадочен, но достаточно прозрачен, если упоминается “омут” под “тонким льдом”. Омут — это тоже символ, не сулящий ничего хорошего.

«Тоска мимолетности» (см. Приложение)

– Какой смысл имеет факт, что действие происходит в сумерках? Что вообще человек переживает в это время суток? Как сумерки действуют на героя?

Ответы учащихся: Это стихотворение также создано в стиле символистской этики. Сумерки – это любимое время поэтов-символистов. Вспомним, например, стихотворение Брюсова «Творчество». Именно в сумерках душа человека находится на границе добра и зла, тьмы и света. Для лирического героя сумерки «как-то ближе розовых закатов».

– Расскажите о состоянии лирического героя.

Ответы учащихся: Лирический герой чувствует безнадежную унылость. Ему жаль всего, что связано с последним «вечерним мгновением»: «желанье и тоска», «унылость и забвенье». Но лирическому герою тяжело, в душе «ни струн, ни слез, ни ароматов». Она ничего не чувствует, кроме боли. Поэтому сумерки и приближающаяся ночь ближе.

«Свечку внесли» (см. Приложение)

– Как поэт говорит о наличии двух миров, в которых живет человек?

Ответы учащихся: Первые две строфы создают картину двух миров: мир реальный и «иная среда».

– Чем характерен второй мир?

Ответы учащихся: В этом мире мы живем совсем по-другому. «С тенью тень там так мягко слилась», мы далекое слушаем и боимся спугнуть это ощущение таинственности, неразгаданности. Это «чуткий мир», который может нарушить любое движение, любой свет.

– Перечитайте последнюю строфу. Объясните её смысл. (Ответы учащихся)

3. Подведение итогов беседы

– Почему, на ваш взгляд, стихотворения объединены в трилистник? Почему он назван сумеречным?

Ответы учащихся: Все стихотворения этого трилистника объединены одной, как я думаю, темой. Состояние лирического героя в моменты сомнений, любовных неудач, переживаний. Когда человеку приходится принимать важное решение.
А мне кажется, что стихотворения объединены общим ощущением безнадежности, тревоги, когда уже ничего изменить нельзя. Когда свет только мешает…

VI. Связь литературы с другими видами искусства

– Стихотворения И.Ф.Анненского очень музыкальны. Прослушайте романс на его произведение «Среди миров…» композитора А.Суханова. Как вы думаете, что скрывается под образом Звезды? (Ответы учащихся.)

– Предлагаю послушать ещё одно стихотворение И. Ф. Анненского «Смычок и струны» из «Трилистника соблазна».

Стихотворение читает подготовленный ученик под музыкальное сопровождение прелюдии Д.С.Шостаковича «Душа»

– Какие ассоциации возникают при прослушивании этого стихотворения? (Ответы учащихся.)

VII. Подведение итогов урока

– Предлагаю вам впечатления о поэзии И.Ф.Анненского и знания, полученные о нем на уроке, высказать в небольшом эссе «Поэзия, пережившая свой век…»

Работы учащихся

«Я, как настройщик, все лады перебираю осторожно…», – говорит о своей поэзии Иннокентий Федорович Анненский. И кажется, что его лирика воздушна, недосягаема. До её понимания необходимо подняться, что не так легко.
Но музыкальность его стихов, необычность его образов оставляют в напряжении, не отпускают до тех пор, пока его лирика не сольется с душой, не станет её частью. Особенно запомнились в связи с этим строки из стихотворения «Смычок и струны»:

Смычок все понял, он затих,
А в скрипке эхо все держалось…
И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось.

Кажется, что возвышенная любовь невозможна в мире тоски, печали и страданий.
Так, как о любви писал Анненский, никто, по-моему, не писал еще. Её лики неповторимы и вечны. Поэтому и поэзия И. Ф. Анненского бессмертна.

(Кожевникова Д.)

С творчеством И.Ф.Анненского я познакомилась на сегодняшнем уроке литературы. Мне понравилась лирика этого поэта. Заинтересовали «Трилистники»: они интригуют. Хочется разобраться в них, понять мысли поэта.
Романс на стихи Анненского «Среди миров» заставил меня задуматься о том, как много может один образ – образ Звезды – вызвать ассоциаций. Это и любимая, и недосягаемый идеал, и, возможно, стремление к некоему совершенству.
Мне кажется, поэзию невозможно однозначно объяснять. Именно поэтому стихотворения Иннокентия Федоровича будут беспокоить и тревожить умы ещё долго.

(Абрамова Я.)

VIII. Домашнее задание

Выучить стихотворение «В дороге», подготовить анализ стихотворения «Смычок и струны», прочитать любую статью из «Книги отражений» об уже известном поэте или писателе, письменно ответить на вопрос: что нового открыл мне Анненский в своей статье?

Использованная литература:

  1. И.Ф.Анненский. Стихотворения и трагедии. – Л.: Сов.писатель, 1990
  2. Надежда Бодрова. Лирика И.Ф.Анненского. Материалы к урокам в 11 классе. Из цикла «Я иду на урок».