Программа "Азбука доброты"

Разделы: Внеклассная работа


Введение

Современный окружающий мир мало способствует освоению нравственных ценностей. Между тем, школа – это место, где взрослые люди могут помочь детям сформировать и усвоить такие ценности как доброта, любовь, отзывчивость, милосердие, забота о младших и старших, справедливость, патриотизм.
Сегодня всё чаще стал подниматься вопрос о необходимости демонстрации старых добрых фильмов и о выпуске новых добрых фильмов, чаще стали вспоминать добрые песни и стихи для детей, да и сами слова «доброта», «добрый», «доброжелательность» стали звучать всё чаще и чаще.
Назрела необходимость специальных «уроков» доброты, человечности, на которых ребёнок мог бы постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках. Поэтому очевидна актуальность предлагаемой программы «Азбука доброты», направленной на становление личности ребёнка.
Программа опирается на достижения мировой культуры, традиции, культурные и нравственные ценности России. Содержание программы направлено на развитие личности ребенка, профилактику асоциального поведения, создание условий для социального, культурного самоопределения ребенка. Занятия по данной программе помогут сформировать навыки и привычки нравственного поведения путем организации практической деятельности, обогатить эмоциональный мир школьников, содействовать появлению у них нравственных чувств: сопереживания, терпимости, доброты, милосердия, формирование у детей ответственности за свое поведение.
Программа «Азбука доброты» может использоваться общеобразовательным учреждениям для работы с детьми во внеурочной деятельности и поможет школе модернизировать воспитательный процесс, повысить эффективность ее воспитательной системы в решении проблем нравственного воспитания учащихся.

Пояснительная записка

Программа «Азбука доброты» имеет духовно-нравственную направленность, так как содержание программы ориентировано на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, развитие духовно-нравственной культуры и формирование жизненной позиции ребёнка.
Программа является авторской. Новизна данной программы в систематизировании средств и методов по воспитанию нравственных чувств, этического сознания младших школьников. По уровню освоения – общекультурной, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – комплексной (предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности), по целям обучения – общекультурная; ориентирована на развитие культуры межличностного общения обучающихся 1-4 классов. Срок реализации программы – 4 года.
Нормативно-правовой и документальной основой авторской программы являются Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания и развития российских школьников и Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.
Программа разработана как модуль внеурочной деятельности лицея. В основе данной программы лежит идея создания социокультурной среды и определение на этой основе четких нравственных ориентиров школьников. Цель:создание условий для формирования ценностей гуманизма, справедливости, милосердия, доброты и общечеловеческой морали.

Задачи:

  • обучающие: познакомить учащихся начальной школы с нравственными понятиями и разнообразными видами деятельности;
  • развивающие: формировать потребности и мотивы нравственного поведения учащихся; обогатить эмоциональный мир школьников;
  • воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, отзывчивость, уважение к окружающим людям.

Содержание программы направлено прежде всего на развитие нравственного сознания, как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие эмоциональную сферу.

Среди основных направлений деятельности выделяется индивидуальная работа, работа творческих групп, исследовательская и проектная деятельность.

Формы занятий предусматривают как коллективную, так и индивидуальную работу. Основой программы являютсяигровые и проектные формы работы, которые обеспечивают активное участие каждого ученика, помогают внести в школьную жизнь яркое движение, азарт поиска, новые формы коммуникаций, стимулировать познавательную активность, сделать школьную обстановку более дружелюбной и комфортной. Все проекты в рамках программы организованы так, чтобы школьники получили личный опыт нравственных переживаний. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, используются такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.

Этапы реализации программы связаны с этапами развития нравственного сознания младшего школьника, которое идёт от класса к классу.

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
Каждый последующий год реализации программы начинается на более продвинутом уровне. Для каждого класса начальной образовательной ступени разработано свое содержание программы, учитывающее возрастные и индивидуальные особенности детей.

В 1-м классе каждое занятие содержит в себе интеграцию различных форм деятельности: беседа, диалог, игра, анализ поведенческих ситуаций и др. В большинстве своем они содержат элементы тренинга. Заключительные занятия переходят в дела класса или реализацию проекта.

При переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний расширяется, углубляется и дополняется. Во 2-4 классах основной является проектная, общественно-полезная и добровольческая деятельность.

Еще одной особенностьюпрограммы является нравственное развитие с опорой на положительное представление о себе. Эта особенность реализуются и всодержании программы.

Программа рассчитана на 4 года обучения. Объём программы 288 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Раздел «Доброта вокруг меня» 1 класс 72 часа.
Раздел «Дорогою добра» 2 класс 72 часа.
Раздел «Доброта своими руками» 3 класс 72 часа.
Раздел «Доброта спасёт мир» 4 класс 72 часа.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Программа включает в себя:

Тема раздела

Общее количество часов

В том числе:

теоретические практические экскурсии массовые мероприятия
Раздел «Доброта вокруг меня» 72 8 57 4 3
Раздел «Дорогою добра» 72 4 58 6 4
Раздел «Доброта своими руками» 72 4 58 6 4
Раздел «Доброта спасёт мир» 72 4 58 6 4
Всего часов: 288 20 231 22 15

Содержание программы

Раздел «Доброта вокруг меня» 1 класс (72ч)

Доброта вокруг меня (20)

Доброта вокруг меня. (4ч)
Кто такой добрый человек? (4ч)
Я – добрый человек? (4ч)
Мои добрые друзья. (4ч)
Добрые взрослые вокруг меня. (4ч)

Добрые традиции России (28)

Добрые традиции России. (4ч)
Добрые люди России. (4ч)
Добрые песни России. (4ч)
Добрые сказки России. (4ч)
Добрые книги. (4ч)
Добрые картины. (4ч)
Добрые мультфильмы. (4ч)

Проектная деятельность (24)

Мой добрый рисунок. (4ч)
Добрые игры. (5ч)
Моя добрая поделка. (5ч)
Моя добрая сказка. (5ч)
Концерт для друзей. (5ч)

Раздел «Дорогою добра» 2 класс (72ч)

Информационный проект «Доброта в музыке». (18ч)
Информационный проект «Доброта в изобразительном искусстве». (18ч)
Информационный проект «Доброта в литературе». (18ч)
Индивидуальный проект «Мои добрые мечты». (18ч)

Раздел «Доброта своими руками» 3 класс (72ч)

Проект «В мастерской добрых волшебников» (18ч)
Проект «Добрые друзья животных» (18ч)
Проект «Город мастеров» (18ч)
Проект «Мы говорим спасибо» (18ч)

Раздел «Доброта спасёт мир» 4 класс (72ч)

Информационный проект «Добрые дети мира» (18ч)
Фантастический проект «Планета доброты» (18ч)
Творческий проект «Вижу мир добрыми глазами» (18ч)
Творческий проект «Театр доброты» (18ч)

Планируемые результаты реализации программы.

Учащиеся должны знать:

– общественные нормы, социально одобряемые и неодобряемые формы поведения в обществе;
– культурные традиции своей страны;
– иметь представления о нравственных ценностях; о морали, милосердии, доброте, уважении и др.
– основные правила общения, правила работы в группе.

Учащиеся должны уметь:

– применять правила поведения и общения;
– высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников,
– работать в паре и в группе; культурно выражать свои эмоции в совме­стной работе;
– проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким;
– оценивать своё поведение.

Учитель, проводит наблюдения за поведением своих воспитанников, оценивает проявление ими правил этики и может отражать это в характеристиках учащихся на конец четвёртого года обучения.

В 3-4 классах диагностика результатов работы по программе связана также с демонстрацией продукта проектной деятельности (презентация, рукописная книга, представление, волонтерская общественно-полезная работа).

Перечень добрых дел, результаты внешкольной и внеурочной деятельности (участие в акциях, проектах, волонтёрская общественно-полезная работа и др.), характеристики ученика могут составить содержание его портфолио.

Литература для учителя

  1. Баранова И.В. и др. Нравственные ценности. Развивающая программа для младших школьников. М., 2004.
  2. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. – М., 2000г.
  3. Волкова Т.В. Наука быть человеком: Материалы для классных часов. Волгоград: Учитель, 2007 год.
  4. Ещеркина О.А. Формирование гражданственности младших школьников: занятия с учащимися, беседы с родителями. Волгоград: Учитель, 2007 год
  5. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. М.: АРКТИ, 2005 год.
  6. Лопатина А., Скрябцова М. Ступени мудрости: 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми младшего и среднего возраста. М., 2005.
  7. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. – №7.
  8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. В 4-х томах. М., 2000.

Литература для обучающихся

  1. Правила вежливости и светского этикета. М.: Белый город, 2007 год.
  2. Энциклопедия для маленьких джентльменов. С-П.: Золотой век 1995 год.
  3. Энциклопедия для маленьких принцесс. С-П.: Золотой век 1995 год.

Приложение 1