Проблемное занятие в форме "круглого стола" на тему "Воронеж архитектурный. Сохранение историко-культурного наследия Воронежа: проблемы и перспективы"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: выявить  и определить значимость проблемы сохранения историко-культурного наследия Воронежа на примере историко-архитектурных памятников улицы 20-лет ВЛКСМ.

Задачи занятия:

  • Образовательные:
    • расширить знания об историко-культурных и архитектурных памятниках исторического центра города Воронежа и проблемах их сохранения.
  • Развивающие: способствовать:
    • развитию навыков познавательного интереса к изучению истории и культуры родного края;
    • формированию мыслительных умений и навыков;
    • развитию исследовательских умений и навыков, решать проблемные и проблемно-познавательные задания,  умению работать с документами, картами, научной литературой, различными источниками информации,  выделять главное и второстепенное, вести диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
  • Воспитательные: содействовать:
    • формированию  ценностной и гражданской позиции  личности обучающихся;
    • развитию социальной активности обучающихся.

Дидактические средства: иллюстрации и текст в презентации (использование  мультимедиа проектора),  справочная информация, карта Воронежа.

Оборудование: доска, мультимедиа проектор, презентация, калькулятор, ручки,  тетради.

Предварительная подготовка к занятию

За две недели до проведения круглого стола обучающимся  даются опережающие задания:

1) выбрать по одному из предложенных архитектурных объектов, расположенных на улице 20 лет ВЛКСМ (дома №12 и 10, 37, 35, 59);
2) собрать материал и подготовить сообщения  об историко-культурном значение предложенных архитектурных объектов,  доказать, что они являются историческими памятниками и  нуждаются в сохранении;
3) продумать предложения по сохранению памятников архитектуры ул. 20 лет ВЛКСМ, привлечению внимания общественности к этой проблеме;
4) совершить экскурсию, и подготовить фотоотчет о состоянии исторических зданий на ул. 20 лет ВЛКСМ «Уходящий Воронеж в объективе»;
5) провести соцопрос среди обучающихся школы №52 по проблеме сохранения историко-культурных  архитектурных памятников Воронежа;
6) пригласить для участия в мероприятии известных Воронежских историков-краеведов;
7) подготовить презентацию к занятию.

План занятия:

I. Организационный момент: вступительное слово ведущего: представление гостей, объявление темы круглого стола (3 мин.)
II. Основная часть (35 мин.)
      1. Введение в тему, постановка проблемы.
      2. Сообщения обучающихся по проблемному вопросу и вынос предложений для обсуждения.
      3. Обсуждение предложений и выработка решения круглого стола.
III. Подведение итогов круглого стола (7 мин.)

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог: Здравствуйте! Разрешите поприветствовать всех присутствующих на нашем занятии, которое пройдёт в форме «круглого стола», в заседании примет  участие  наши гости краеведы (представление гостей), которые выступят и в роли экспертов в рамках работы, и при подведении итогов круглого стола.
– Тема  круглого стола посвящена проблеме сохранения историко-культурного наследия Воронежа.  План его работы изложен в программе, которая есть у вас в папке. Познакомьтесь с ней, пожалуйста.
– Внимание на экран(идёт видео нарезка фактов варварского обращения с памятными зданиями Воронежа). (Приложение 2, слайд 3)

Педагог: Эти впечатляющие кадры – свидетельство того, что обозначенная выше проблема сегодня очень  актуальна.
Обсуждать тему сохранения историко-культурного наследия Воронежа мы будем на примере историко-архитектурных объектов улицы 20-летия ВЛКСМ. Мы выскажем предложения и обсудим, что можно реально сделать для привлечения внимания общественности к проблеме сохранения памятников архитектуры на этой улице.

(На доске или экране карта Воронежа,  педагог показывает улицу 20-летия ВЛКСМ и другие улицы по ходу рассказа). (Cлайд 5)

Улица 20-летия ВЛКСМ – одна из старейших в Воронеже, раньше она  носила название Поднабережная. История названия улицы восходит к середине XVIII века, когда еще не было спусков к реке ни по нынешней ул. С. Разина, ни по соседним улочкам.  По единственной в этом районе «поднабережной» дороге воронежцы съезжали из центра города в Чернавский лог, и затем по Большой Чернавской улице добирались до Чернавского моста.
Остановимся на историко-архитектурных памятниках, находящихся на улице 20-летия ВЛКСМ и являющихся достопримечательностями этого уголка старого Воронежа.
Для этого мы предоставим слово ребятам, которые кратко расскажут историю самых известных зданий  улицы и в каком состоянии они находятся сегодня (обозначат проблемы их сохранности).

Сообщение 1: «Самый старый дом Воронежа» (Приложение 1,   слайды 8, 9)

Обучающийся рассказывает об архитектурных особенностях, историко-культурной значимости домов №12, №10 по улице 20 лет ВЛКСМ, их современном состоянии, проблемах сохранности, вносит предложения по их сохранению.

Педагог: Ребята, а каково ваше мнение? (После каждого сообщения педагог предлагает  участникам «круглого стола» высказать свои предложения по сохранению архитектурного памятника. Экспертная группа их фиксирует.)

– История каждой улицы, дома миллионного Воронежа многогранна. Ярким подтверждением этих слов является история дома №37 по улице 20-летия ВЛКСМ, бывшей Поднабережной. Большинство людей, проходя мимо, вряд ли обратили бы на него внимание. Им и в голову не придет, что в истории этого дома заключена память нескольких поколений и целых эпох.

Сообщение 2: «История одного дома. «Ноев ковчег» (Приложение 1,  слайды 10-12)

Обучающийся рассказывает об архитектурных особенностях, историко-культурной значимости дома №37 по улице 20 лет ВЛКСМ, его современного состояния, проблемах сохранности, вносит предложения по его сохранению.

Педагог: Почти два века дом №35 – непритязательный, но очень уютный – с барельефами и женскими масками на фасаде невольно останавливал взор каждого, кто проходил мимо него по улице Поднабережной.

Сообщение 3: «Дом братьев Гревцовых» (Приложение 1,  слайды 13-20)

Обучающийся рассказывает об архитектурных особенностях, историко-культурной значимости дома №35 по улице 20 лет ВЛКСМ, его современного состояния, проблемах сохранности, вносит предложения по его сохранению.

Педагог: Ф.И. (обучающегося) расскажет нам о судьбе ещё одного здания бывшей улице Поднабережной – это дом №59.

Сообщение 4:  «Дом Ахматовой» (Приложение 1,  слайды 21-24)

Педагог: Думаю, что все уже обратили внимание на фотовыставку, посвящённую состоянию зданий на улице 20 лет ВЛКСМ «Уходящий Воронеж в объективе»,   которую подготовила творческая группа ребят.  Предоставим слово одному из авторов данных фотоматериалов, который даст свою оценку современному состоянию  историко-архитектурных объектов  на этой улице и предложения по их сохранению.

Сообщение 5: «Уходящий Воронеж в объективе» (Приложение 1)

Педагог: Мы выделили всего несколько объектов, но на самом деле их значительно больше: федерального значения  –  3;  регионального значения – 10,   о чём свидетельствуют приложения к постановлению главы администрации Воронежской области от 14.08.95 «О порядке управления зданиями памятниками истории и архитектуры Воронежской области», где приводится  перечень объектов исторического и культурного наследия. Несмотря на это постановление, угроза уничтожения этих памятников остаётся.
Нам стало интересно узнать мнение жителей города Воронежа по данной проблеме. В связи с этим творческой группой ребят было проведено социологическое исследование среди учащихся нашей школы, а так же в социальных сетях. С итогами социологического опроса нас познакомит Ф.И. (обучающегося).

Сообщение 6: «Социологическое исследование по проблеме сохранения историко-культурных памятников Воронежа. Итоги социологического опроса» ((Приложение 1, слайд 27)

Обучающиеся рассказывают обитогах социологическогоопроса по проблеме сохранения историко-культурных памятников Воронежа, и вносят свои предложения по их сохранению.

Педагог: Соцопрос показал, что большинство опрошенных волнует проблема сохранности исторических памятников города. А что касается улицы 20 лет – ВЛКСМ, то многие не знают об исторической значимости её архитектурных памятников. В связи с этим, какие у вас будут ещё предложения? (Обучающиеся вносят предложения)

Педагог: Об этой проблеме можно и нужно говорить много. Важно, что она нами затронута и  нас не просто волнует,  а заставляет действовать, конкретно предпринимать шаги для её разрешения. Сегодня вами выдвинуто было много предложений. Нам из этого числа надо выбрать реальные, которые посильны нам.

Варианты предложений обучающихся: (Приложение 1)

(Все предложения выносятся на обсуждение и голосование, затем выносится окончательный проект решения.)

Педагог: Для подведения итогов круглого стола и оценки нашей работы слово предоставляется  эксперту нашего «круглого стола», историку и краеведу (Ф.И.О.) (эксперты высказывают своё мнение по итогам работы «круглого стола», делают выводы и зачитывают проект решения).

Эксперт: Заслушав и обсудив доклады выступавших по проблемам сохранения историко-культурных памятников Воронежа, участники круглого стола отмечают значимость проблемы и определяют конкретные пути ее решения:

Проект решения круглого стола (Приложение 1)

Педагог: Закончить работу нашего круглого стола я хочу словами  известного краеведа, фотохудожника Павла Попова (из книги «Уходящий Воронеж в объективе»)  опровергнуть которые невозможно: «К сожалению, в повседневной суете люди, озабоченные насущными делами, просто не успевают познакомиться со всем богатством исторического и архитектурного наследия и поэтому не понимают, что ценности и даже чудеса света находятся совсем рядом, а не только в далеких странах.  … Контрасты и противоречия старого города – это, как ни парадоксально, как раз те элементы, которые добавляют ему обаяния, которые притягивают нас к прошлому, заставляют нас относиться к историко-культурному наследию более трогательно». Спасибо всем за плодотворную работу.

Список литературы

1. Веселовский Г.М. Исторический очерк города Воронежа. 1586-1886.Воронеж, 1886.
2. Воронежская историко-культурная энциклопедия. Под общей редакцией О.Г. Ласунского. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2006.
3. Воронеж. Сборник. – Воронеж: Воронежское книжное изд-во, 1961.
4. Коннонов В. Воронеж. История города в памятниках и мемориальных досках. Воронеж. Центр духовного возрождения Черноземного края, 2005.
5. Кузнецов В. Хозяйка «Ноева ковчега»// Собеседник. Воронеж, 1973.
6. Попов П. Уходящий Воронеж в объективе. – Воронеж, 2008.
7. Попов П. История города в названиях улиц. – Воронеж: Издательство «Кварта», 2003.

Интернет-ресурсы

Примечание. Видеоматериалы презентации спршивайте у автора статьи. Прим.Ред.