Проблемы и перспективы преподавания курса "ОРКСЭ" по модулю "Основы светской этики"

Разделы: Начальная школа


Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно – нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

В связи с этим, особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основ, социальных явлений, традиций. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.

Учебный курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей:

  1. “Основы православной культуры”,
  2. “Основы исламской культуры”,
  3. “Основы буддийской культуры”,
  4. “Основы иудейской культуры”,
  5. “Основы мировых религиозных культур”,
  6. “Основы светской этики”.

Одной из составляющих частей курса ОРК и СЭ является модуль “Основы светской этики”

Цель данного учебного курса – дать учащимся общее представление о том, что такое этика, построенная на нерелигиозных основаниях;показать,что мораль составляет неотъемлемую часть человеческой культуры. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10–11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Главные культурологические понятия: “культурная традиция”, “мировоззрение”, “духовность”, “нравственность”, “нравственный выбор” и – являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса. Учебные материалы модуля направлены на формирование личности ребёнка, способного организовать своё поведение, обладающего чувством долга и совестью, развитой самооценкой, способного выстраивать нравственные отношения не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Ведущие задачи модуля :

  • знакомство учащихся с основами светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия

Освоение школьниками учебного содержания модуля должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах светской этики;
  • формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям;
  • знакомство с такими ценностями, как Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, их понимание как основы традиционной культуры народов России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

С первой четверти с сентября 2012 года в нашей школе, как и во многих других, началось преподавание нового учебного курса, проведены все уроки. И сегодня есть возможность представить педагогическую оценку полученного опыта преподавания курса ОРК и СЭ по модулю “Основы светской этики”. Хотелось бы отметить, что получилось в преподавании курса, и в чём были трудности.

Мы работали по учебнику “Основы светской этики” издательство “Дрофа”. А особенностью этого учебника является то, что все материалы в нём опираются на мысли и высказывания философов прошлого, поэтов 18–19 века, прозаиков 20 века, наших современников. Перед вами даны разделы учебника, темы некоторых уроков.

Целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции происходило с использованием на занятиях разнообразных форм работы (игровой, групповой,в парах, индивидуальной, фронтальной) Это позволило сделать каждое из занятий особенным, интересным и неожиданным. (11, 12, 13 слайды)

Широко применялись методы проблемного и интерактивного обучения: презентации (как и учитель дети тоже делали презентации по изучаемой теме, или о философах, или о городе, в котором происходили описываемые события); создавались условия для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся; формировались умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий (В этом нам очень помогли занятия по компьютерной грамотности в библиотеке имени Н.В. Гоголя), а так же организация практической работы.

Для поддержания интереса учащихся к новому курсу я использовала экранно-звуковые пособия, иллюстративную наглядность, музыкальное сопровождение, библиотечный фонд. Большое значение придавалось словарной работе: очень хорошо, что в конце учебника есть специальный словарь с терминологией, но мы использовали и другие источники (словарь Ожегова)

Использовала в своей работе Сравнение высказываний разных мыслителей и объяснять, как они думают, кому принадлежит то или иное высказывание. Ещё одно, на мой взгляд, интересное задание: назови имена философов по портретам.

Учебный материал старалась подавать полно, а самое главное, доступно для учащихся 4 класса. На занятиях прослеживались межпредметные связи с уроками литературы (рассказы, стихотворения, пословицы), окружающим миром и историей (Древний Рим, древняя Греция), изобразительного искусства (работа по иллюстрациям картин: рассматривали, описывали, рассуждали), с уроками музыки (русская народная песня “Во поле берёза стояла”, колокольный звон. Характер этого звона, исходя из вступления и главной темы концерта, дети могут определить сами – как призыв, как торжественный набат. примером значения колокола для всей жизни православного христианина.) Связь с жизнью– на уроке о философе Софокле – дети узнали, что он написал много трагедий, а до нашего времени дошли только 7, мы поискали в библиотеках, в Интернете и нашли сюжеты, посмотрели картины из театральных постановок московских театров “Антигона”, “ Царь Эдип” Связаны уроки и с жизнью самих учащихся, подумай, как бы ты поступил в этой ситуации. Использовали на уроке и инсценирование: суд над Сократом. А когда изучали ораторское искусство Цицерона, 2 ученика соревновались между собой по теме “Пороки” и “Добродетели”.

Излюбленным у детей был такой вид работы, как выстраивание ассоциативного ряда на каждую букву слова (например, М – мера, О – обычай, Р – рамки, А – аспект, Л – любовь, Ь)

Особое место на занятиях занимали творческие работы учеников: выставки рисунков (нарисовать в тетради мировое дерево, схему родословного дерева), сделали макет православной церкви.

По окончании изучения курса предполагается проведение итоговых занятий. На этих занятиях были очень интересные работы “Колокола России”, “Церковь на Нерли”, “Икона Божией Матери для православных”, “Моя семья – самая лучшая”, “Россия, родина моя!”.

Хочется отметить высокую активность учащихся практически на всех занятиях. Ученики с радостью приходили на них, ждали, когда будет следующее. Безоценочная система не сковывает ребят. Они рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. Дети задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Но и сам фактор отсутствия оценочной системы в курсе даёт возможность увидеть каждого ребёнка под другим углом зрения. Это даёт возможность общаться с ребёнком без учёта решения каких-то учебных задач. Ребята любят работать с книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты, рассказывают своим товарищам, что интересного узнали по какому-то вопросу.

В завершении хочу сказать, введение данного курса в общеобразовательную программу является целесообразным. Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, непонимания. Как учитель я осознаю, какая ответственность ложится на меня в преподавании этого курса. Пусть не для всех, но для кого-то из моих учеников – это будет важно. Есть такая притча: “ После сильного шторма на берегу океана сидел старец и размышлял о жизни. А вдоль побережья шла маленькая девочка с корзиной в руках. Она собирала в неё морских звёзд, выброшенных разбушевавшейся стихией. Набрав полную корзину, девочка заходила в воду как можно глубже и выбрасывала в неё морских звёзд. Затем девочка продолжала свой путь по берегу. Когда она поравнялась со старцем, он подошёл и сказал: “Всех не спасёшь. Для чего тогда?” Девочка посмотрела на старца, подняла очередную звезду и сказала: “Всех не спасу, но эта будет жить...” Вошла в воду, бросила её как можно дальше в воду и пошла дальше собирать морских звёзд в корзину. Я согласна с этой девочкой...

Но я бы обратила внимание на то, что этот курс должны изучать все ученики класса. Не нужно делить этот курс: пусть его изучают все ученики класса. А вот остальные 5 модулей – на выбор родителям.