Цикл уроков развития устной и письменной речи по картине А.Пластова "Первый снег"

Разделы: Начальная школа


Урок развития устной и письменной речи во 1-ом классе. Работа по картине А.А. Пластова “Первый снег”.

Цели:

учить “читать” картину, осмысливать её содержание;
– способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства;
– развивать умение отвечать на вопросы по картине, строить самостоятельное высказывание, развивать монологическую речь;
– развивать речь, творческое мышление, эмоциональный мир ребёнка;
– пробуждать интерес к живописи;
– воспитывать любовь к природе.

1. Мобилизующий этап.

– Найди лишнюю букву и составь слово:

н м л р с б
п ф к т с н
а о е ы у э
б-п в-ф д-т ж-ш …-к

(Снег.)

– Подберите родственные слова к слову снег (снеговик, снежинка, снежный, Снегурочка).
– Докажите, что эти слова родственные.
– Составьте словосочетания со словом снег.

Снег (какой?)

– А каким увидел снег поэт Я. Аким, мы сейчас узнаем, прочитав его стихотворение “Первый снег”. (“ Азбука” Горецкий В.Г.)

2. Работа со стихотворением.

1). Выразительное чтение стихотворения “Первый снег”.
2). Выборочное чтение

– Как автор пишет про снег?
– О каких зимних забавах пишет автор?

3. Работа по теме урока.

1) Беседа о первом снеге.

– А каким вы представляете себе первый снег?
– Каким вы его видели?
– Какие чувства он у вас вызывает?

2) Чтение и анализ рассказа.

Проснёшься утром – всё кругом бело. Земля словно нарядилась в ослепительно-белое праздничное платье. Первый снег делает чудеса. Как он преображает всё кругом! Лес словно наряжается в изящное белое кружево. Каждая веточка покрыта снегом. В хвойном лесу юные ёлочки так засыпаны первым снегом, что не узнать. Деревце становится похожим на причудливую снежную бабу.

Ели, что побольше, снег не может так укутать. Он только оседает шапками на ветках. Тяжелеют, поникают ветки, и стоит дерево, как птица с опущенными крыльями.

В. Петров.

– Как преображает первый снег природу?
– Как изменилась земля?
– Во что наряжается лес?
– На что похожи ёлочки?

Физкультминутка. (“Хорошо, что снежок пошёл” А.Островский – З.Петрова.)

3) Знакомство с картиной А. Пластова “Первый снег”.

– Первому снегу радуется не только природа, но и люди. Посмотрите, как радуются первому снегу дети. Эту картину написал Аркадий Александрович Пластов.
– Как бы вы её назвали?
– Почему вы догадались, что это начало зимы?
– Кого изобразил художник на переднем плане?
– Что можно сказать, глядя на выражения лиц детей?
– Какие чувства и настроение вызывает у вас картина?
– Что бы вам захотелось сделать, если бы вы попали в эту картину?

4) Работа с деформированным текстом.

– Прочитайте предложения. Можно ли назвать эту запись текстом.

Почему?

– Составьте текст.

Дети рады снегу.
Таня и Андрейка выбежали на крыльцо.
Утром выпал первый снег.
Наступила зима .

(Некоторым детям в помощь предложена карточка-помощница со схемами предложений.)

1. ________ _______ .

2. ________ _______ ________ ________.

3. ________ _______ ________.

4. ________ __ ________ ________ __ _________.

4. Итог урока. Рефлексия.

– Какие чувства и настроение вызывала у вас картина А.Пластова “Первый снег”? Отобразите своё настроение на снежинках, которые лежат у вас на партах.

Урок развития устной и письменной речи во 2-ом классе. Работа по картине А.А. Пластова “Первый снег”.

Цели:

– обучать умению “читать” картину, понимать идейный замысел художника;
– учить передавать свои чувства, эмоции, настроение при помощи слов;
– учить использовать в речи яркие, образные слова и выражения;
– развивать речь, образное мышление ;
– обогащать словарный запас.

1. Введение в тему урока.

1). Беседа о первом снеге.

– Каким вы представляете себе первый снег?
– Каким вы его видели?
– Какие чувства он у вас вызывает?

2). Чтение и анализ рассказа:

В берёзовой роще.

Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё заискрилось, побелело. Только кудрявые кроны с повисшими серёжками ещё сохранили свой осенний коричневый цвет.

Зима ещё только соткала свои наряды. Она постарается в первую же порошу всё подновить, чтобы открыться людям в новой красоте, создать сказочные хоромы.

П. Панфилов.

– Как автор пишет про зиму? (Приём олицетворения.)
– Как преображается природа с приходом зимы?
– Как стали выглядеть деревья?
– Объясните как вы понимаете выражение сказочные хоромы?

2. Работа по теме урока.

1). Беседа по картине А.Пластова “Первый снег”.

Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых трогательных и лирических произведений А.А. Пластова. Он передал своё ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада.

Первому снегу радуется не только природа, но и люди. Посмотрите как ра дуются первому снегу дети.

– Рассмотрите картину.
– Найдите приметы первого снега.
– Кто изображён на переднем плане?
– Опишите их внешний вид.
– Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей?
– Как передать это настроение словами?

2). Письмо по памяти.

Прочитай. Подготовься к письму по памяти.

Первый снег.

Что такое за окном?
Это снег лежит ковром,
Сразу в доме побелело!
Самый первый, самый белый!
(Е. Трутнева.)

3). Объяснительный диктант с элементами сочинения.

Первый снег.
Подули сильные ветры. Грязь на дорогах стала твёрдой. Лужи промёрзли.
Скучно сидеть дома.
Но вот закружились первые снежинки. Они ложились на крыши домов и ступеньки крыльца. За ночь всё изменилось. Как светло стало кругом!
Таня и Андрейка …

Продолжите текст. Напишите 3–4 предложения, чтобы получился

рассказ. (Опорные словосочетания, которые можно предложить детям: Выбежали на крыльцо, смотрели на летящие снежинки, были рады первому снегу.)

3. Итог урока.