Урок русского языка по теме "Графика. Каллиграфия". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Класс: 5.

Предмет: русский язык.

Тип урока: открытие нового знания.

Цели:

– познакомить учащихся с понятиями “графика” и “каллиграфия” русского языка;
– сформировать отношение к каллиграфии как необходимому условию успешного обучения в современной школе ;продолжать формировать навык каллиграфически правильного написания букв;
– развивать память, внимание, культуру речи;
– воспитывать интерес к изучению русского языка.

Основные виды деятельности: устные ответы на вопросы учителя и учебника; парная, групповая работа с текстом; словарная работа с терминами русского языка “каллиграфия”, “графика”, умение их искать в толковом словаре.

Приём: проблемно-диалогическое обучение.

Термины: “каллиграфия”, “ графика”.

Компетенции: общеучебные, информационные.

Ход урока

1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Проблемное объяснение нового знания.
4. Первичное закрепление.
5. Физкультминутка.
6. Итог урока (рефлексия деятельности).
7. Домашнее задание.

Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Перед началом урока организую выставку лучших тетрадей учащихся 5 класса с каллиграфически правильным почерком.
1.Орг. момент (мотивация к учебной деятельности).

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

– Добрый день, ребята! На столе у вас по два смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

– Как много улыбок засветилось. Спасибо! А это моё настроение (Показываю смайлик с улыбкой). Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. Самоопределение, смыслообразование (Л).

Целеполагание (П).

Планирование учебного сотрудничества (К).

2. Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

– Девизом нашего урока будут слова, которые вы видите на доске :

“Всё начинается с малого: русский язык с азбуки, любовь к Родине с любви к своему языку”.

Подведение под понятие; целеполагание (П).

Выполнение пробного учебного действия. Саморегуляция в ситуации затруднения(Р).

Выражение своих мыслей;
аргументация своего мнения, учёт разных мнений

(К).

– Ребята, скажите, какая речь появилась раньше устная или письменная?
– А в письменной речи с чем имеем дело?
– Как вы думаете, какие бывают буквы?
– Необходимо различать букву и звук.
– Что обозначают буквы?
– Устная речь появилась раньше.

– С буквами.
– Большими (заглавными, прописными) и маленькими (строчными), печатными, рукописными.

– Нужно говорить: “Буквы, обозначающие гласные звуки, согласные звуки”.
– До нашего времени сохранились надписи на стенах зданий, на сосудах, которые в большом количестве находят во время раскопок древних городов и поселений.
– Звуки.

– Скажите, пожалуйста, какой раздел науки о языке изучает начертания букв и их виды?
– А когда мы пишем красиво, соблюдая все соединения, то соблюдаем на письме что?
– Чему учит каллиграфия?

– Ребята, с каждым днём всё больше становится детей и взрослых, у которых далеко не каллиграфический почерк.
– Почему так много ошибок допускают дети?

– Графика.

– Каллиграфию.

– Соблюдать принятые начертания букв.

– В наше время главная причина в том, что дети мало читают, книги стал заменять Интернет, телевидение.

– Как вы думаете, какова тема урока?
– Нужна ли каллиграфия в современной школе?
– Какова главная цель урока?

– Графика. Каллиграфия.
– Нужна для того, чтобы красиво и орфографически правильно писать.
Получить представление о начертании букв и их видах, знать, что изучает графика и каллиграфия;
Научиться правильно произносить буквы и звуки.
Запись новых терминов в тетради с пояснением (стр. 131 учебника русского языка под редакцией Т. Ладыженской)
3. Проблемное объяснение нового знания.

Цель: Обеспечение восприятия осмысления и первичного закрепления учащимися.

Поиск и выделение информации. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации; учёт разных мнений (К).
– Что такое графика и каллиграфия?

Найдите эти слова в толковом словаре С. Ожегова.

– Кто создал русскую азбуку?
– А как она называлась?

(Ответы учащихся.)
Работа по толковому словарю Ожегова. Учащиеся находят лексическое значение слов графика и каллиграфия в словаре и записывают их в тетради.

– Кирилл и Мефодий около 863 г.
– Кириллица.

– Ребята, от древнерусской кириллицы происходит наш русский алфавит. Первоначально в ней было 43 буквы. Последняя крупная реформа письменности была проведена в 1917–1918 г. В результате чего появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв.

– Назовите буквы русского алфавита.
– Ребята, в своих ответах не путайте произношения букв и звуков.

Учащиеся произносят буквы русского алфавита.
4. Первичное закрепление.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся, провести коррекцию.

Подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование (П). Выражение своих мнений с полнотой и точностью, аргументация своего мнения; учёта разных мнений (К) ; оценивание усваиваемого содержания (Л). Контроль, коррекция, оценка (Р).
1-я группа. Задание: записать в тетрадь слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

2-я группа: записать в тетрадь слова, в которых количество букв больше, чем звуков.

Слова для справок для обеих групп: капитан, рожь, гараж, калач, речь, борщ, помощь, камыш, долина, дом, ручьи, строишь, видишь, печь.

Работа в группе.
5. Физкультминутка.

Мы топаем ногами
Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками
Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведём (руки в стороны).
И побежим кругом (бег на месте).

6. Итог урока (рефлексия деятельности).

Цель этапа: осознание учащимися своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

– Исследование какой темы провели на уроке?
– Какие понятия разобрали?
– Какие получили результаты?
– Оцените свою работу на уроке.
– Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно?
– Почему?
– Где можно применять новые знания?
– Ребята, как вы считаете выполнили ли мы девиз нашего урока? Ответ обоснуйте.

Работа с учебником над упр.287. (Стихотворение А. Усачёва “Шуршащая песенка” ) упр.288 (выполнение упражнения в парах со взаимопроверкой).

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Учащиеся высказывают свои мнения.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

Самооценка, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УУД; следование моральным нормам и этическим требованиям (Л).

Выражение своих мыслей точно и полно.

7. Домашнее задание.

П.57, выучить правило. Составить 5 предложений со словом “каллиграфия” и записать их в тетради (1 группа), создать буклеты на тему “Всё интересное о каллиграфии” с познавательными фактами и практическими рекомендациями по улучшению почерка (2 группа), приготовить сообщение о создателях русской азбуки Кирилле и Мефодии (3 группа).