Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию с использованием нетрадиционных техник для детей 1-й младшей группы "Чудесные цыплята"

Разделы: Работа с дошкольниками


Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте. Едва научившись держать в руке карандаш, ребёнок пытается рисовать линии, кружочки, овалы. Причём практикуется он везде: на столе, стене и даже на себе. Постепенно дети учатся изображать предметы, но вначале рисунки лишь отдалённо напоминают их.

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.

Формирование у детей навыков изобразительной деятельности, конечно, требует участия взрослого, особенно если речь идёт об освоении нетрадиционных приёмов рисования. Призвание педагога – помогать ребёнку открывать мир, а это значит, зная особенности детского мышления, не только вооружать его знаниями, но и максимально раскрывать творческий потенциал, учить видеть волшебное в самом обыденном.

Самыми яркими и разнообразными средствами выразительности становятся нетрадиционные приёмы изображения, позволяющие экспериментировать с материалами. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятий рисованием. Продумывая занятие, я подбираю тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если они хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала.

Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность.

Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Характеристика группы: Количество детей – 20. Из них мальчиков – 7, девочек – 13. Средний возраст воспитанников – 2 г. 6 мес. По состоянию здоровья: основная масса детей – 16 человек имеют 2 группу здоровья, 2 ребёнка – 1 группу здоровья и 2 ребёнка – 3 группу здоровья.

Форма поведения: организованная образовательная деятельность.

Участники проекта: воспитатель группы, подгруппа из 6 детей 2–3 лет.

Дети – 5 девочек и 1 мальчик:

  • 1 ребёнок – 2г. 7мес.;
  • 2 ребёнка – 2г. 6мес.;
  • 2 ребёнка – 2г. 5мес.;
  • 1 ребёнок – 2г. 4мес.

Из них дети с 1 группой развития – 2 ребёнка могут самостоятельно справиться со способом рисования тычком; 2 ребёнка откликаются только на игровые приёмы, реагируют на новизну, но когда новизна проходит теряют интерес к происходящему; 2 ребёнка нуждаются постоянном контроле, помощи, поддержки со стороны взрослого, им требуется многократная установка на деятельность.

Игровая мотивация: пришли по тропинке к домику на опушке.

Цель: развитие изобразительных навыков и умений.

Задачи:

  • Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой кистью; учить правильно (чуть выше железного наконечника, тремя пальцами) держать кисть при рисовании; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.
  • Развивающие задачи: Расширять представления о домашних птицах; развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук; обогащать словарь: существительными обозначающими название птицы и её детёнышей, частей тела; глаголами, обозначающими действия (идти, находить, пьёт, клюёт, кормить); прилагательными обозначающими цвет, величину (большой, маленький, жёлтый, пушистый).
  • Воспитательные задачи: Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.

Материал: гуашь желтая, жесткая кисть, подставка, доска, влажная салфетка, силуэт цыплёнка, мягкие игрушки – курица, цыплёнок.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением курицы и цыплёнка, чтение художественной литературы о домашних птицах, подвижная игра «Вышла курочка гулять».

Основное содержание организованной образовательной деятельности:

  1. Организационный момент (игровая мотивация) – 1 мин
  2. Основная часть – 5-7 мин:
    • игровая ситуация – встреча с курочкой;
    • пальчиковая гимнастика «Курочка»;
    •  проблемная ситуация – у курочки разбежались цыплята;
    • рассматривание цыплёнка;
    • рисование пальчиками в воздухе;
    • показ воспитателем способа рисования (тычёк полусухой жёсткой кистью);
    • рисование детьми и оказание помощи воспитателем;
    • анализ детских работ.
  3. Заключительная часть – 2 мин:
    • игра малой подвижности с музыкальным сопровождением «Вышла курочка гулять»;
    • решение проблемной ситуации – дети дарят курочке цыплят;
    • приглашение курочки с цыплятами к детям в группу.

Методы и приёмы:

1. Наглядные методы.

Приёмы:

  • показ игрушек – курицы и цыплёнка;
  • ряженье детей и воспитателя;
  • рисование пальчиками в воздухе;
  • показ способа рисования.

2. Игровые методы.

Приёмы:

  • прогулка по тропинке к домику;
  • пальчиковая гимнастика «Курочка»;
  • игра малой подвижности с музыкальным сопровождением «Вышла курочка гулять».

3. Словесные методы.

Приёмы:

  • художественное слово;
  • объяснения;
  • словесные указания;
  • повторение;
  • поощрение;
  • вопросы.

Возможные проблемы в ходе организованной образовательной деятельности:

  • ребёнок теряет интерес, отвлекается (воспитатель привлекает внимание ребёнка используя игровую мотивацию);
  • ребёнок затрудняется в ответе (воспитатель сам проговаривает ответ и просит повторить за ним, благодарит, хвалит или просит другого ребёнка повторить данный ответ);
  • ребёнок не выполняет действия по показу воспитателя (воспитатель привлекает внимание ребёнка используя игровые приёмы, подражание, поощрение).

Ожидаемые результаты проекта:

  • у детей формируется интерес к рисованию;
  • формируется умение правильно пользоваться кистью, краской;
  • обогащается и активизируется словарь;
  • воспитывается аккуратность в работе с гуашью.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель обращает внимание детей на стоящий неподалёку домик:

– Дети, посмотрите, что за домик стоит вдалеке. Наверное, в нём, кто-то живёт. Хотите, посмотреть? (Да) И я хочу. Посмотрите, а к домику ведут следы, вот по ним мы и пойдём.

Под музыкальное сопровождение дети с воспитателем идут по дорожке.

Основная часть

Вот мы и к домику пришли. Кто в нём живёт?

Воспитатель обращает внимание на сидящую в корзине курочку:

– Кто это? (Курочка)

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Курочка»:

Курочка Ряба у бабушки живёт,
Сейчас своим цыпляткам,
Зёрнышки найдёт
(Дети имитируют кормление курочки движениями пальцев рук)

Наша курочка гуляла,
Травку свежую щипала.
И пила водицу
Прямо из корытца.
(Пальцы сложить в виде клюва, ритмично наклонять кисть руки вниз и поднимать вверх, как-будто курочка пьёт воду)

Ребятки, посмотрите наша курочка почему-то волнуется. Курочка, что случилось? Вывела она своих цыплят на лужок, а они все разбежались, только один остался. Не переживай курочка. Вот сколько нас много, мы обязательно найдём твоих любопытных цыплят. Мы их нарисуем.

Воспитатель демонстрирует игрушку цыплёнка.

– Ребята, посмотрите на цыплёнка, что у него есть? (головка, маленький гребешок, глазки, клювик, туловище, крылышки, хвостик, лапки) Какой цыплёнок? (жёлтый, пушистый, маленький)

Какой формы головка и туловище у цыплёнка? (круглой)

Воспитатель предлагает детям нарисовать в воздухе пальцем – круг. (Дети в воздухе указательным пальчиком «рисуют» круглую форму). Далее воспитатель приглашает подойти к столу.

– Посмотрите, у меня есть цыплёнок (показать его силуэт). Ему надо нарисовать жёлтый пушок. Я беру кисть в правую руку тремя пальцами чуть выше наконечника, набираю на нее желтую краску, лишнюю снимаю о край баночки, левой рукой придерживаю цыплёнка и тычком рисую желтый пушок. Кисть держу прямо. Вот какой пушистый цыплёнок получается. Нарисовала. Теперь кладем кисть на подставку. Если руки испачкались – вытираем их влажной салфеткой.

(При необходимости воспитатель оказывает индивидуальную помощь каждому ребёнку – приёмом рука в руке и напоминает, что при окончании работы, кисть надо положить на подставку, руки вытереть влажной салфеткой).

– Детки, посмотрите какие у вас получились чудесные, пушистые цыплята.

Заключительная часть

– Ребята, пока наши цыплята сохнут, мы с вами покажем им, как надо дружно играть и не убегать от мамы курицы.

Провести подвижную игру «Вышла курочка гулять».

(Воспитатель детям надевает шапочки цыплят, а себе шапочку курицы)

Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки,
Жёлтые цыплятки.
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Не ходите далеко!
Лапками гребите, зёрнышки ищите.
Съели толстого жука,
Дождевого червяка, выпили водицы
Полное корытце.

Воспитатель предлагает детям взять цыплят и посадить их в лукошко к курочке.

– Молодцы, ребята! Помогли курочке найти цыплят. Давайте пригласим курочку с цыплятами к нам в группу и покажем им наши игрушки.