Физкультурно-оздоровительный проект "Крепыш"

Разделы: Работа с дошкольниками


Краткая аннотация к проекту.

Одной из основных задач, стоящих передо мной, является воспитание здорового подрастающего поколения. За последние годы состояние здоровья детей ухудшается. Это вызвано рядом факторов: дискомфортные условия проживания, быстрое истощение организма зимой, резкие перепады температуры атмосферного давления, ухудшение экологической обстановки, некачественная вода, химические добавки в продуктах, социальная напряжённость в обществе, значительные ограничения двигательной активности.

Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребёнка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении.

По мнению учёных, дошкольный возраст относится к, так называемым, критическим периодам жизни ребёнка. Причин для этого много. На протяжении всего дошкольного возраста происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Не случайно, именно в этом возрасте родители и педагоги часто сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, психомоторная возбудимость, плаксивость, быстрая утомляемость, невнимательность при выполнении упражнений.

Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых это связано с тем, что здоровье ребёнка формируется на протяжении всей его жизни.

Здоровыми детьми врачи и педагоги считают тех детей, которые жизнерадостны, активны, любознательны, устойчивы к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливы, сильны, с высоким уровнем физического и умственного развития.

Ведущим фактором укрепления здоровья является выполнение режима дня. Режим дня организуется в соответствии с особенностями биоритма, с обязательным учётом физической и умственной работоспособности. Домашний режим должен быть продолжением режима детского сада.

Большую роль в организации здорового образа жизни играет питание, оно является одним из важнейших факторов, обеспечивающих нормальное течение процессов роста и развития ребёнка. Дети постоянно расходуют энергию, затраты её зависят от возраста, вида деятельности. Основным источником поступления энергии является пища, поэтому питание ребёнка должно быть разнообразным.

Для поддержания аппетита важно также, чтобы ребёнок продолжительнее и чаще бывал на воздухе, играл в подвижные игры, приобщался к спорту и труду.

Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей ребёнка, но также и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер, к числу которых по праву относится закаливание. Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетически предопределённых механизмов защиты и приспособление организма ко многим факторам.

К физической культуре ребёнок приобщается постоянно, она пронизывает все его виды деятельности и отдых. Движения доставляют радость детям и могут служить хорошим средством повышения их умственной и физической работоспособности.

Немаловажную роль в приобщении детей к здоровому образу жизни играют родители. Только благодаря взаимодействию педагогов и родителей можно добиться определённых результатов в оздоровлении дошкольников.

Проблема

Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребёнка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи:

  • создавать условия для систематического закаливания;
  • обеспечивать достаточную двигательную активность;
  • воспитывать здоровое подрастающее поколение.

Связи в проекте

Проект предусматривает ежедневную реализацию. В данном проекте представлен один день из нашей жизни, обратите внимание, насколько он насыщен оздоровительными мероприятиями.

Утро в детском саду начинается с бодрящей гимнастики, которая способствует созданию радостного настроения у детей.

 

Занятия гармонично включают в себя различные виды пальчиковой гимнастики дыхательной гимнастики:

 

Гимнастика после сна настраивает детей на последовательное пробуждение и дальнейшую активность в течение дня.

.

В профилактических целях также используется массаж и гимнастика для глаз.

Динамические паузы между занятиями, подвижные и спортивные игры создают условия для физического и психологического благополучия детей.

Для укрепления здоровья детей в своей работе я использую эффективный метод контрастных воздействий температур.

Одним из направлений проекта «Крепыш» является формирование правильной осанки и обучение правильному дыханию.

Как приятно смотреть на человека с правильной осанкой. Это всегда уверенный в себе человек, идущий по жизни легкой походкой, с высоко поднятой головой, уверенный в себе и жизнерадостный. Осанка – это самый показательный тест на состояние здоровья позвоночника. Осанка – это язык тела, поза, которая говорит о том, как человек ощущает себя по отношению к другим, к своей жизни, к самому себе, индивидуальность, внутренняя позиция, признак профессии, социального происхождения. Это его визитная карточка.

Как известно, на сегодняшний день медики уже не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья подрастающего поколения, поэтому остро встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов. Поэтому так важно помнить, что здоровье – это понятие многогранное, включающее в себя физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также заболеваемости детей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.

Обучая детей, мы используем такие методы как исследование и сравнение. Для объяснения приводим примеры из сказок. У всех положительных героев правильная, красивая осанка (царевичи, принцессы, богатыри). Осанка же отрицательных героев напротив кривая, косая и не красивая (Баба Яга, Кощей, Леший, Кикимора). Для лучшего понимания правильной осанки объясняем, что у нас на спине имеются специальные косточки – лопатки, и показываем правильное положение лопаток. Репетируем правильную осанку в положении сидя и стоя. Обращаем особое внимание, что правильная осанка – это красиво. Если позволяет обстановка, можно провести игру, тренировку правильной осанки в спокойной ходьбе. Для усложнения задания можно ходить с небольшим грузом на голове (мешочек с песком, книжка).

КОМПЛЕКС ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСАНКИ (рекомендации для родителей и педагогов)

  1. И. п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. Сделать глубокий вдох, наклониться назад как можно ниже, разводя локти, прогибаясь в грудной части и отводя голову назад. Вернуться в и. п. – выдох. Темп медленный.
  2. И. п. – сесть на стул (табурет), руки согнуть в локтях, ладони положить на затылок. Сильно прогнуться в грудной и поясничной частях, опуская голову назад – вдох, вернуться в и. п. – выдох. Темп медленный.
  3. И. п. – лечь на живот, руки согнуть в локтях у груди, кистями опереться о пол. Разгибая руки, поднять туловище, не отрывая бедер от пола, сильно прогнуться в грудной части и наклонить голову назад – вдох, вернуться в и. п. – выдох. Темп медленный.
  4. И. п. – поставить два стула спинками внутрь, сесть, ноги развести в стороны шире плеч, туловище наклонить до горизонтального положения. Руки разведены в стороны, лежат на спинках стульев. Покачивание вверх – вниз с прогибанием в грудной части и подниманием головы. Темп средний. Дыхание произвольное.
  5. И. п. – стать спиной к стене, ноги на ширине плеч. Наклониться назад вдох, сильно прогнуться в грудной части, опираясь согнутыми руками о стену до касания ее лбом. Темп медленный. Вернуться в и. п. - выдох.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ

  1. встать, ноги на ширине плеч. Выдохнуть. Подняться на носки, руки за голову, свести лопатки, вдохнуть, опуститься на полную ступню, расслабленно опустить руки вниз, наклониться вперед и выдохнуть. Повторить 6-7 раз.
  2. встать, ноги на ширине плеч. Выдохнуть. Рот должен быть плотно закрыт, дышим только носом. Медленно поочередно вдыхать и выдыхать то правой, то левой ноздрей, прижимая при этом пальцем другую ноздрю. Повторить 4-5 раз.
  3. встать, ноги на ширине плеч, вдох. Наклонить голову вперед – выдох. Вернуться в исходное положение – вдох.
  4. «Самолет». И.п. – основная стойка – вдох – поднять голову, развести руки в сторону ладонями вверх; выдох – поворот в сторону с произношением «ж-ж-ж»; пауза – и.п.
  5. «Насос». И. п. – основная стойка: вдох – и.п.; выдох – наклон в сторону с произношением звука «с-с-с», руки скользят вдоль туловища.
    Это очень просто – покачай насос и ты,
    Вправо, влево руками скользя.
    Назад и вперед наклониться нельзя.

Результативность проекта

Золотые правила здоровьесбережения

  1. Соблюдайте режим дня.
  2. Обращайте больше внимания на питание.
  3. Больше двигайтесь.
  4. Спите в прохладной комнате.
  5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу.
  6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью.
  7. Гоните прочь уныние и хандру.
  8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма.
  9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций.
  10. Желайте себе и окружающим только добра!