Особенности психологического консультирования по проблеме профессионального самоопределения подростков и молодежи

Разделы: Школьная психологическая служба


Самоопределение в выборе профессии актуально для каждого человека на протяжении всей его жизни. Удовлетворенность от своей профессиональной деятельности человек испытывает тогда, когда он увлечен своим делом, имеет возможность раскрыть свой интеллектуальный потенциал, когда результаты его труда востребованы обществом и он получает за свой труд адекватное вознаграждение. Многие клиенты спонтанно выбирают свою будущую профессию, не учитывая ряд факторов, которые впоследствии порождают неудовлетворенность собственным выбором и подводят к новым поискам своего профессионального призвания.

Существуют разнообразные направления профориентационной работы с подростками и старшеклассниками. Анализируя многолетний опыт работы по данному направлению, хотелось представить некоторую систему в организации процедуры психологического консультирования по вопросам профессионального самоопределения, не претендуя на абсолютную новизну.

Практика психологического консультирования показывает, что выпускники школ выбирают профессию по несущественным основаниям, что приводит к снижению интереса к процессу профессионального обучения и к потребности сменить профиль обучения. Проблема выбора профессии, для большинства учащихся выпускных классов, вызывает серьезные затруднения. Чтобы сделать правильный профессиональный выбор необходимо учитывать востребованность профессии на современном рынке труда, требования, которые предъявляет профессия к человеку, свои индивидуальные личностные особенности, а так же возможные профессиональные ограничения.

В данной статье мы хотели обобщить опыт консультирования подростков и молодежи в ситуации выбора профессии на базе центра психолого-медико-социального сопровождения. Проблема профессионального самоопределения является актуальной и совпадает с возрастными кризисами в период перехода из основной школы в старшую школу, на этапе окончания средней школы и начала обучения в профессиональном учебном заведении. Участвуя в процедуре профессионального консультирования, у клиента развивается способность выбирать и осуществлять свой выбор сознательно и самостоятельно.

Можно выделить некоторые особенности профориентационного консультирования выпускников школ и студентов, в зависимости от возрастных задач и готовности к осознанному профессиональному выбору.

Профконсультация выпускника основной школы может включать следующие этапы:

  • Уточнение запроса клиента относительно профессионального самоопределения.
  • Справочно-информационное консультирование.
  • Обсуждение плана обучения после окончания 9 класса (определиться с выбором профиля обучение в старшей школе, определиться с выбором профессии и продолжить обучение в начальном профессиональном или среднеспециальном учебном заведении).
  • Освоение способа анализа профессиональной деятельности. Использование модели классификации профессий Е.А. Климова в построении формулы предпочитаемой профессии. Самопознание с целью изучения профессиональных интересов и предпочтений, преобладающих интеллектуальных способностей, особенностей темперамента, акцентуаций характера личности.
  • Самостоятельное исследование клиентом привлекательной профессиональной деятельности, используя анализ готовых профессиограмм; экскурсии на предприятия, посещение рабочего места и интервью со специалистом; изучение учебной базы, поиск учебного заведения, в котором можно получить образование по интересующей специальности.Анализ результатов исследования профессии: соотнесение собственного представления о профессии с тем, что узнал в процессе исследования; оценка привлекательных и малопривлекательных сторон профессиональной деятельности, перспективы трудоустройства, профессионального развития и карьерного роста.
  • Интерпретация и обсуждение результатов профдиагностики, подбор подходящей сферы профессиональной деятельности с учетом индивидуальных психологических особенностей личности.
  • Процесс самоопределения и построение образа будущего затрудняют характерные для подросткового возраста, расстройства временных перспектив. Эту проблему позволяет решить работа с портфолио (анализ прошлого жизненного опыта и оформление «Автобиографии», освоение навыка самопрезентации в разделах «Лучшие творческие работы», «Мои достижения», развитие умения планировать свое будущее, ставить ближние и дальние цели в разделе «Мои жизненные планы»).

Профконсультация выпускника средней школы может состоять из этапов указанных выше, если ранее клиент не обращался к профконсультанту. Для выпускников 11 классов проблема выбора профессии является более актуальной и близкой во временном аспекте.

Профконсультация начинается с уточнения запроса по ситуации выбора профессии. Чаще всего старшеклассники не могут определиться с выбором между несколькими профессиями или желают уточнить подходит ли профессия их индивидуальным особенностям. В данном случае меняется подход в профконсультировании, он ведется в направлении профотбора (соответствуют ли индивидуальные особенности человека требованиям профессии). Актуальными становятся вопросы самопознания, выбора уровня профессионального образования, самоопределения в выборе профессии, отрасли труда.

Спонтанный, не осознанный выбор профессии, может привести к ошибкам. В начале обучения в профессиональном учебном заведении студент осознает, что ему не интересен данный вид деятельности, учеба дается с трудом, и появляются намерения забрать документы и найти более привлекательную профессию. Подобное решение вызывает панику у родителей, они обеспокоены процедурой повторного сдачи ЕГЭ, риском неудачного поступления ребенка, вероятностью принятия повторного ошибочного решения.

Профессиональное консультирование в ситуации принятия решения о коррекции ошибочного выбора профессии, имеет некоторые особенности. Клиентами психолога являются и родители и дети. Психологическая помощь родителям направлена на снижение тревожности по поводу будущего ребенка, на понимание и принятие проблем молодого человека связанных с ошибками и трудностями профессионального самоопределения, поиск компромиссного решения проблемы. Психологическая помощь молодому человеку оказывается в профессиональном самоопределении.

Профконсультация может включать следующие этапы:

  • Анализ причин ошибочного выбора профессии, мотивов изменения профессиональных предпочтений;
  • Подбор профессиональной деятельности через самопознание. Соотнесение особенностей характера, интеллектуальных способностей и интересов с требованиями профессиональной деятельности.
  • Знакомство с профессией через интервью со специалистом, имеющим опыт работы по данной специальности, составление профессиограммы, профессиональные пробы.
  • Анализ рынка труда и вероятности трудоустройства по выбранной профессии, подбор смежных профессий в разных отраслях. Выбор уровня профессионального образования и профессионального учебного заведения.

Для того, чтобы организовать профориентационную работу с подростками, имеющими ограничения в состоянии здоровья, необходимо учитывать ряд факторов, которые препятствуют эффективному профессиональному самоопределению. Значительная часть лиц с ограниченной трудоспособностью не считает собственный труд средством материального обеспечения жизни, и занимает иждивенческую позицию, ориентированную только на социальную помощь: пенсионное обеспечение, благотворительность, льготы [1].

Особое внимание следует уделять социально-психологической реабилитации. Формированию адекватной самооценки, готовности осуществлять выбор профессии с учетом ограничений возможностей здоровья, готовность к «равноправной» конкуренции на рынке труда, принятию своих возможностей и ограничений, формирование способности осуществлять выбор профессиональной деятельности и брать на себя ответственность за свой выбор.

Содержание профориентационной работы с подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья имеет следующую структуру:

  • Справочно-информационное консультирование о наличие профессиональных учебных заведений, имеющих программы профессионального обучения с учетом ограничений по состоянию здоровья. На сайтах профессиональных учебных заведений, как правило, описаны условия проведения вступительных испытаний для лиц с ОВЗ, но не указаны профессии.
  • Психодиагностика с целью подбора профессиональной деятельности с учетом индивидуальных личностных особенностей, интеллектуальных способностей и профограничений;
  • Врачебная профессиональная консультация для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • Определение доступного уровня профессионального образования с учетом ограничений возможностей здоровья.
  • Экскурсии на предприятия, беседы с представителями разных профессий.

Однако есть ряд задач, которые требуют детальной проработки и исследования.

  • Адаптация стандартизированного диагностического инструментария используемого в профессиональном консультировании для клиентов с ограниченными возможностями здоровья (учитывая нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата).
  • Подбор диагностического инструментария ориентированного на практическую оценку способности к определенным видам трудовой деятельности (учитывая интеллектуальные нарушения). Конкретное рабочее место оценивается с точки зрения требований, предъявляемых к функциям организма. Соотнесение психофизиологических возможностей испытуемого с ограниченной трудоспособностью с параметрами конкретной профессии и рабочего места позволяет достаточно точно подобрать группу профессий, наиболее соответствующих его возможностям.
  • Анализ рынка труда на предмет трудоустройства, лиц с ОВЗ. С этой целью можно включить в профориентационную работу социального педагога, который выстроит межведомственное взаимодействие с общественными организациями, центрами занятости, министерством труда и социальной политики.
  • Создание условий для профессиональных проб на базе школ и профессиональных учебных заведений.

В зависимости от характера и степени тяжести нарушения человек может получать разные виды профессионального образования – от начального до высшего профессионального. По профессиональной пригодности одни дети компенсируются в пределах социально-бытовой ориентации, другие – в условиях малоквалифицированного труда, третьи – способны к достаточно высококвалифицированной работе [1]. Для лиц с ограниченными возможностями, не имеющих нарушений интеллекта, можно создавать специальные образовательные условия и специальную среду жизнедеятельности, которые снимают барьеры и ограничения для получения высшего и среднего специального образования. В этом случае они получают равные возможности образования и последующей трудовой деятельности.

Литература:

  1. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 384 с. – (Учебное пособие). ISBN 5-89144-613-8