Урок по теме "Твои помощники – органы чувств". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • выявить знания у учащихся о наших органах чувств, их значением и защитой;
  • обратить внимание учеников на самих себя, как бы открыть и осознать богатство возможностей в познании мира собственных органов чувств;
  • развивать навыки исследовательской деятельности; мышление, внимание, грамотную речь.
  • продолжать учиться работать с рисунком как с источником информации;
  • формировать общую культуру учащихся.

Формируемые УУД:

  • Личностные: положительное отношение к процессу обучения;
  • Познавательные:анализировать иллюстрации, извлекая нужную информацию (по заданию учителя); понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме;
  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно оценивать свои достижения;
  • Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы и отвечать на них.

Оформление: презентация на интерактивной доске,

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, предметы для проведения опытов (духи, ватные диски, ванилин, лимон, апельсин, яблоко, клубок ниток, ёлочный шар, воздушный шар, солёная, кислая, сладкая и пресная вода, стаканы для воды)

ХОД УРОКА

I. Целеполагание, постановка задач, мотивация. Проблемная ситуация

Презентация. Слайд 1: Тема урока: Наши помощники – органы чувств».

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Кто является нашими помощниками в познании мира? Предположите!
– Ребята, вы знаете, кто такие исследователи?
– Хотели бы вы себя попробовать в научной исследовательской деятельности? Я предоставляю вам такую возможность, сегодня на уроке мы все станем исследователями!
Слайд 2: «Кто такие исследователи?» Исследователь выдвигает гипотезы, и вы это уже сделали!!!
– Исследователь ставит перед собой задачи, которые должен выполнить. Какие задачи поставите вы перед собой на уроке?

II. Учебная задача.

Исследование 1

Слайд 3: Загадка

Живёт мой братец за горой,
Не может видеться со мной.

– Отгадайте загадку и скажите, какой первый предмет нашего исследования, то – что мы будем вместе изучать. (Глаза)
– Проделаем небольшой опыт:
– Что у меня в руке? (Шар)
– Какой он формы? (Круглой)
– Какого размера? (Большой)
– Какого цвета? (Зелёный)
– Как он может двигаться?
– Какой орган чувств вам помог в данном опыте? (Глаза)
– Какой вывод можно сделать? Их функция…

Слайд 4: Вывод: Глаза помогают нам видеть. Помогают определить цвет, форму предметов, их движение, читать книги, смотреть телевизор.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

– Кому особенно важно различать цвета? (Шофер, машинист, художник)

Слайд 5: Животным глаза также нужны. Посмотрите, какими разнообразными могут быть глаза.

Вывод: Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Глазами мы больше всего узнаем о том, что творится вокруг, и в то же время, именно глаза больше всего говорят о человеке.

Слайд 6:

Зарядка для глаз

– Но достаточно ли человеку иметь только этот орган чувств?

Исследование 2. Слайд 7.

– Проведем опыт: закройте глаза. Представим, что мы в очень тёмном месте, где глаза ничего не видят. Они не участвуют в эксперименте – честно закроем двумя ладошками!
(Учитель хлопает в ладоши)
– Что произошло? (Хлопок)
– Продолжаем опыт. (Учитель рвет бумагу)
– Что произошло сейчас? (Порвали бумагу)
– А что сейчас случилось? (Двигали стул с шумом)
– Как вы догадались, ведь глаза у вас были закрыты? (Услышали)
– Какой орган вам в этом помог? (Уши)
Слайд 8.
– Какой вывод можно сделать? (Уши помогают нам слышать, понимать, кто или что нас окружает. Благодаря слуху – мы избегаем неприятных или опасных громких шумов.)
Слайд 9.
Вывод: Уши – орган слуха. С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку. Животным уши так же нужны. Посмотрите, какими разнообразными они могут быть.

Физпауза

Под музыку отдохнуть и представить, чья это музыка.

Слайд 10: Появляются постепенно картинки: оркестр, пение птиц, шум моря.

Исследование 3. Слайд 11.

– Была бы полнота восприятия мира, если бы человек имел только эти 3 органа чувств? Могли бы мы тогда знать, какой аромат у розы и наслаждаться им?
Проведем опыт: Приглашаю 2 человек определить эти запахи.
Слайд 12.
– Какой вывод можно сделать? (Нос – орган обоняния помогает нам чувствовать запах пищи, чувствовать запах химических веществ, чувствовать ароматы, замечать неприятные запахи.)
Слайд 13.
Вывод: Нос – орган обоняния. С помощью носа мы чувствуем запахи. Животным носы так же нужны. Посмотрите, какими разнообразными они могут быть
Здесь же внимание на ОБЖ: опасно нюхать незнакомые вам, острые запахи! Не соглашаться, если предлагают, например, для удовольствия!

Исследование 4.

Слайд 14: Загадка:

Всегда во рту,
А не проглотишь.

– Отгадайте загадку и скажите, какой предмет нашего исследования, то – что мы будем вместе изучать. (Язык)
Слайд 15: Язык – орган вкуса. Органы вкуса находятся на языке. Именно с их помощью ты определяешь, что конфета – сладкая, соль – соленая. Рецепторы – можете поэкспериментировать с взрослыми.
Проведем опыт: на столе у меня стоят стаканы с водой (сладкая, соленая, кислая, простая).
– Можете ли вы, используя орган зрения и слуха, определить, в каком стакане вода сладкая, соленая или простая? (Нет)
– А что для этого нужно сделать? (Надо попробовать)
– Какой орган вы подключите к выполнению этого задания? (Язык). (Дети пробуют воду и определяют вкус)
– Какой вывод можно сделать? (Язык помогает определить вкус)
Слайд 16:
Вывод: Язык – орган вкуса. С помощью языка мы определяем вкус. Посмотрите, какими разнообразными бывают языки у животных.
ОБЖ – опасно самостоятельно пробовать дома прозрачные жидкости!

Исследование 5.

Слайд 17: Орган осязания.

Опыт – «Что в моей корзинке»

5 человек выходят к доске. Они одевают перчатки. Пробуют в корзине распознать предметы (луковица, яблоко, клубок ниток, апельсин, ёлочная игрушка). Затем без перчаток.

– Чем осязаем, чувствуем поверхность предмета и в результате его узнаём?

Слайд 18: Какой вывод можно сделать? (Кожа – помогает осязать предметы)
Слайд 19: Посмотрите, какая разнообразная бывают кожа у животных.

Общий вывод: Можно ли считать все эти органы нашими помощниками?

Минутка отдыха.

III. Планируемый учителем результат урока

– Что нам удалось в результате проделанного исследования? Какая гипотеза подтвердилась?
Слайд 20. Работа в парах. У детей на столах такие же карточки. Кто быстрее? Пригласить на интерактивную доску – соединить стрелками рисунки и новые термины.

IV. Закрепление

– Давайте поиграем. Слушайте внимательно.

Игра «Полезно – вредно»

1. Читать лежа (вредно).
2. Делать гимнастику для глаз (полезно).
3. Смотреть близко телевизор (вредно).
4. Читать при хорошем освещении (полезно).
5. Ковырять в ушах (вредно).
6. Защищать уши от сильного шума (полезно).
7. Ежедневно прочищать нос утром, когда вы умываетесь (полезно).
8. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов (полезно).

V. Рефлексия

Слайды 21-22.

Дома проведите подобные опыты, игры с родителями, братьями, сёстрами.

Приложение 1